ЧЕЧНЯ. 22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно, нарушив договор о ненападении, фашистская Германия напала на Советский Союз. В связи с этим всю работу партийных, советских и комсомольских организаций пришлось перестраивать на военный лад, необходимо было подчинить все силы и ресурсы задачам отражения врага.
В этих условиях <...> пришлось перестраивать партийно-политическую, пропагандистскую и агитационно-массовую работу среди населения. В этих целях совместно с первичными партийными и комсомольскими организациями в клубах были организованы агитпункты.
Подобранные из числа грамотных коммунистов и комсомольцев агитаторы выполняли поставленные перед ними задачи. Кроме того, за каждыми десятью дворами были закреплены читчики газет и журналов, чтобы держать население в курсе событий, происходящих на фронте и в целом по стране. Эти и другие меры, принимаемые партией для поддержания морального состояния населения, сохраняли положение дел в достаточно удовлетворительном состоянии. В районе широко проводилась работа по сбору теплых вещей, продуктов питания и многого другого для отправки на фронт. <...>
Для организации этой работы я был командирован в селение Гордали (меня постоянно посылали в свое село, считая, что там мне безопаснее). Мы с парторгом колхоза Сарали Камшаевым с помощью партийных активистов организовали в селе сбор теплых вещей: шерстяных носков, варежек, свитеров, бурок, каракулевых шапок и продуктов питания. На фронт отправлялось мясо, куры, топленое масло, фасоль, яйца, грецкие орехи, яблоки, груши и т. д. Собранные вещи и крупный рогатый скот свозили в селение Ялхой-мохк, откуда все это отправлялось в город Грозный для отправки на фронт.
Всего по району было собрано более трехсот голов крупного рогатого скота и большое количество продуктов питания. Среди собранных вещей также были шашки, кинжалы. Все это погрузили на арбы, запряженные в рабочие быки. Только из нашего района было отправлено 128 подвод. Я сопровождал этот обоз, будучи командированным от РК ВКП(б) в качестве ответственного представителя района. В качестве помощника со мной поехал Межидов, уполномоченный от министерства заготовок. Мы с ним этот груз доставили на приемный пункт республики и сдали по всем правилам.
В это время первым секретарем РК ВКП(б) был Дуга Канзиев. Его обком партии и отправил на фронт с подарками, собранными по республике. За время его командировки обязанности первого секретаря РК ВКП(б) были возложены на меня, как на члена бюро райкома, так как второй и третий секретари райкома были в очередном отпуске.
В один из таких дней ко мне позвонили из обкома партии и потребовали обеспечить явку двух колхозников для отправки в освобожденные районы. На следующий день я быстро подыскал людей. Это были Дауд Исаков и Иса Дудаев из села Саясан, и отправил их в обком партии. Они побывали в освобожденных районах Краснодарского края. По возвращении домой они рассказывали населению об уви¬денном и услышанном от людей, побывавших в оккупационном аду.
В начале 1944 года, а именно - в феврале месяце, в районе проходило мероприятие по сбору денежных средств на сборку танковой колонны для фронта. По этому вопросу я был командирован в селение Энгеной. Мы там в добровольном порядке собрали определенную сумму денег у населения. Эти деньги были переданы в райком партии, где находился пункт сбора денежных средств по району.
Жители района не только участвовали в сборе теплых вещей и продуктов питания для армии, но и участвовали в боях на фронте про¬тив немецко-фашистских войск. Приведу один пример, подтверждающий сказанное. Из моего села Гордали много людей призывного возраста ушли на фронт. Достаточно сказать, что из моего небольшого рода на фронт ушли пять человек и все они участвовали в боевых действиях. Это Сайда Баймурзаев, Зайнди Косумов, Хасан Кадиев, Зайналабди Аюбов и Яхихаджиев, и кроме Зайналабди Аюбова из них никто не вернулся домой.