Более 600 лет, с первых десятилетий XIII в. до середины XIX в., об адыго-черкесах писали французы, англичане, итальянцы, голландцы, австрийцы, немцы, поляки, русские и др. Более 600 лет, с первых десятилетий XIII в. до середины XIX в., об адыго-черкесах писали французы, англичане, итальянцы, голландцы, австрийцы, немцы, поляки, русские и др. Молчали только сами адыги. Но в 1861 г. в Тифлисе вышла в свет небольшая по объему книга под названием «История атыхейского народа», Автором ее был Ш. Б. Ногмов.
Он писал: «Издревле обитающий на Северном Кавказе черкесский народ занимает пространство от реки Терек до восточного берега Черного моря. Кабардинское племя есть самое образованное и самое знаменитое из всех многочисленных его подразделений. Язык кабардинцев считается самым чистым наречием из числа черкесского народа. На этом диалекте, как на господствующем, сочинены были песни в древности джегуаками или поэтами и существуют многочисленные и разнообразные исторические предания. В этих песнях, также в рассказах, оставшихся в Кабарде, находится очень много любопытного. В них можно изображения обычаев и нравов наших предков. В песнях прославляются герои нашего отечества п повествуются их подвиги. В наименованиях урочищ находятся названия, упоминающие важные события жизни нашего народа. Все эти драгоценные остатки старины никем еще не исследованы, что побудило меня собрать уцелевшие сведения от отживших веков и представить в хронологическом порядке... Я с жадностью слушал повествования наших стариков и с течением времени успел собрать множество слышанных от них преданий и песен... Я разобрал их в отношении к историческим фактам и разложил в хронологическом порядке».
Из приведенных слов Ш. Б. Ногмова следует, что его труд является систематизированным сводом адыгских преданий и исторических песен. Этот свод преданий полностью посвящен кавказским антам адыго-кабардино-черкесам.
Между тем отечественная историческая, наука считает, что с первых веков нашей эры под названием «ант» были известны восточнославянские племена.
Академик Б. А. Рыбаков, посвятивший ряд своих трудов истории ангов, говорит: «Если провести линию на север от Азовского моря — Меотиды, то... направление на север от Меотиды в XI веке является восточным пределом земли антов, а в X веке восточным пределом славянских племен».
Из такой карты вытекает вывод о том, что анты проживали за пределами Северного Кавказа.
Тот же автор в более поздней своей работе утверждает, что «исходя из особенностей наших источников, бесполезно пытаться привязать термин «ант» к какой-то ограниченной территории и спорить о пределах антской земли. Под антами мы должны подразумевать все восточное славянство в том несколько туманном виде, в каком оно рисовалось его южным соседям, хорошо знавшим славян и на Дону, и на Черном море, и на Дунае, но плохо представлявшим себе, как далеко простираются земли «бесчисленных племен антов».
Историки высказывали и высказывают самые различные предположения относительно того, кто такие были анты, где они обитали, какую роль они сыграли в древней истории восточных славян. Однако никому из них еще не удалось увязать термин «ант» ни с одним из многочисленных славянских племен или же привязать этот термин к определенной славянской территории. Попытки найти этимологию слова «ант» на славянской языковой почве не дали никаких результатов, так как это слово не нашло никакого отражения в славянских племенных и иных названиях, в древних славянских источниках.
В свою очередь, кавказоведческая наука антам (как адыгам) никакого внимания не уделяет. В результате с середины XIX в. (т. е. со времен Ш. Б. Ногмова) систематизированный свод преданий и песен, посвященных антам, остается вне поля зрения ученых.
Рассмотрим данный вопрос.
...Это случилось на четвертый день после того, как Данда-мис и Лмизок стали побратимами. По старинному скифскому обычаю они смешали в чаше свою кровь и, погрузив в нее меч, стрелы, секиру и копье, одновременно отведали напиток с клятвой жить вместе и в случае надобности умереть друг за друга.
checheninfo.ru