ЧЕЧНЯ. В чеченском обществе вплоть до окончательного утверждения царской власти существовал институт военной школы. Руководители этого института были всенародно известны. К примеру, называются имена Залмы из Зумсоя, Алхазура из Гати-отара и других, которые были во многих чеченских селах.
Ежегодно, после окончания месяца Охун-бутт, наставники определяли место для проведения состязаний (хьуьнарш къийсар) среди юношей, достигших 15 лет. Самые выносливые отбирались и проходили курс подготовки. Важный экзамен приходился на зимний период — Чиллан-бутт — и сдавался в горах.
Молодой курсант, получивший навыки выживания, на целый месяц отправлялся в горную глушь, при себе имея лишь коня, башлык, бурку, оружие и небольшой боевой провиант (о нем – позже). Огонь и еду он должен был добыть своими руками. Затем, с наступлением весны, курсантов забирали в лес, наконец, далее их привозили к Притеречью, где они сдавали экзамен на форсирование широководного и буйного Терека.
Если курсант успешно проходил экзамены, наставник отправлялся к отцу юноши и сообщал ему, что его сын теперь принадлежит Отечеству (махкана оьшуш ву). Это означало, что отныне этого юношу не должны были обременять никакой работой – пахотой, пастьбой и прочим – но он, в свою очередь, должен был полностью посвятить себя военному ремеслу и по первому зову являться для защиты Мохка.