ЧЕЧНЯ. Год состоял из двенадцати месяцев и насчитывал триста шестьдесят пять дней. По временам года он делился на четыре части. Согласно полевым материалам, собранным З.Мадаевой, месяцы у чеченцев имели следующие названия:
Нажи-бутт – январь;
Мархи-бутт – февраль;
Биэкарг-бутт – март;
Тушоли-бутт – апрель;
Сели-бутт – май;
Мангал-бутт – июнь;
Мятсел-бутт – июль;
Эгиш-бутт – август;
Тав-бутт – сентябрь;
Ардар-бутт – октябрь;
Эрх-бутт – ноябрь;
Огой-бутт – декабрь;
Каждый месяц состоял из четырех недель, а неделя из семи дней:
Оршот-де – понедельник;
Шинари-де – вторник;
Кхаари-де – среда;
Еари-де – четверг;
Периска – пятница;
Шуота-де – суббота;
Киран-де – восресенье;
Первым днем недели считался понедельник. Все это еще раз подтверждает влияние христианского календаря.
Сутки у чеченцев в прошлом делились, так же как и год, на четыре периода, по вертикали и горизонтали. Утро связывалось с добрым началом, с приходом света, солнца, вечер – с духами тьмы. Ночью миром властвовали темные, злые силы, и поэтому в это время суток запрещалось работать, а также начинать какое-либо серьезное дело.
Время суток чеченцы определяли различными способами: по вершинам гор (гора Iуьйре-Дукъ в обществе Терлой), по солнечным часам (селение Химой), по специально установленным каменным стелам, по зарубкам на стенах башен или входных и оконных арках. Если башни являлись семейной собственностью, на них обязательно были фамильные знаки, или тамги. Они наносились на арочные камни нижних дверных проемов или просто на стены фасада. Фамильными знаками могли служить любые изображения, в том числе буквы грузинского или греческого алфавитов, стилизованные фигуры животных, различные символы. Фамильные знаки как бы напоминали гостям о древности и силе семьи, проживающей в башне. Что касаетя гостей, то, уходя, они часто оставляли изображения своих фамильных гербов на деревянных дверях башни. С одной стороны, это было проявлением уважения по отношению к хозяину, с другой – поднимало его авторитет в глазах новых гостей.