Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Как это было. Алибек-хаджи Зандакский и восстание 1877—1878 гг.


Просмотров: 4 981Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Как это было.  Алибек-хаджи Зандакский и восстание 1877—1878 гг.
ЧЕЧНЯ. Алибек-Хаджи Зандакский (1850 -1878) — IV имам Северного Кавказа, военный и религиозный лидер XIX века, инициатор и руководитель восстания (1877-1878) в Чечне и Дагестане.

Алибек-Хаджи Алдамов был самым молодым имамом Чечни и Дагестана за всю историю имамата. Он занял достойное место в истории борьбы народов Северного Кавказа за свою независимость. Алибек - выходец из довольно знатного рода Алдамовых, живших в ауле Симсир Зандакского общества Ножай-Юртовского района. В семье Алдамовых было 5 братьев. Все они стали активными участниками восстания. Дядей Алибек-Хаджи был авторитетный богослов, известный эвлий-аъ Гази-Хаджи Зандакский. А царский генерал Орцу Чермоев приходился близким родственником его матери.

Дочь видного религиозного и политического деятеля Северного Кавказа XIX века Гази-Хаджи Зандакского Tea (Тоита), не успев еще выйти замуж, стала бок о бок со своими братьями на газават под руководством двоюродного брата Алибека-Хаджи Алдамова. Она погибла в сражении в окрестностях с. Симсара в октябре 1877 года и там же похоронена. Ее могилу - «Теи каш> - знают все от мала до велика. Она стала чеченской национальной героиней, имя и подвиг которой должны знать и помнить потомки. По информации жителя с.Симсара Абдулы Минкаилова, 1957 года рождения, в 4-5 км к югу от с.Симсара, на месте гибели Теи, находится ее моги-ла-зиярт. Благодарные жители села установили ограду и чурт с надписью: «Г1еза-Хьаьжин йо1 Тоита (Теи), д1акхелхина 1877 шарахь имам 1аьлбиг-Хьаьжин г1азотехь. Дала г1азот къобал-дойла хьан, сийлахь нохчийн йо1 Тоита (Теи)>! (1860-1877ш).

Жители разных районов Чечни и соседних республик совершают паломничество к могиле Теи, дочери известного эвлий-аъа Гази-Хаджи Зандакского, погибшей за свободу и независимость чеченского народа от царского колониального гнета.

После начала Русско-турецкой войны 1877—1878 годов Алибек-Хаджи Алдамов возглавил антироссийское восстание с целью добиться независимости Чечни от России. Накануне он был провозглашен имамом Чечни.

Значительное внимание было уделено изучению проблемы национально-освободительного движения горцев во второй половине XIX в. и колониальной политике царской России на Кавказе в советской отечественной историографии, которую можно разделить на несколько периодов. Одним из первых представителей отечественной историографии этого периода, обратившим внимание на вопросы политики Российской империи на Северном Кавказе, был академик М.Н. Покровский. Он осветил сущность реакционной политики царизма в регионе. Обличая колониальную политику самодержавия на национальных окраинах, ученый показал неизбежность народно-освободительного движения.

В историческом очерке из арабских записок Раасу Гай-тукаева сказано о том, что он учился вместе с Алибеком-Хаджи и когда тот объявил себя имамом, Раасу стал его кадием и принимал участие в боях во имя газавата.

В данном контексте явно чувствуется смысловая некорректность, допущенная при переводе текста с арабского языка, относительно того, что Алибек-Хаджи объявил себя имамом.


Во главе горцев стал 27-летний чеченец Алибек-Хаджи, который духовенством был провозглашен имамом Чечни. В 1876 году (1294 арабского летоисчисления, в месяц Раби-ал-Аввал первого дня, в ночь под понедельник) Алибек-Хад-жи собрал своих единомышленников в местечке «Савраган> и решил провести с ними тайное совещание. Алибек-Хаджи внес на обсуждение вопрос о том, что царь Александр после взятия в плен имама Шамиля начал оказывать давление на мусульманскую религию, на шариат и вообще на чеченцев. Было запрещено: зикристам громко исполнять религиозные обряды своей секты; носить чалмы и халаты, присвоенные хаджиям -  бывшим на паломничестве в Мекке на поклонении гробу Магомета; при молениях Аллаху о ниспослании дождя собирать всякие собрания.

Алибек-Хаджи в самой резкой форме обрисовал перед собрав которые царская власть сеяла среди чеченцев. Возмущенные таким рабским положением, собравшиеся решили начать освободительное движение. Ровно через две недели Алибек-Хаджи, собрав своих мюридов, расположился на кургане, на краю села Гендерген. Узнав об этом, жители из окружных аулов начали стекаться к нему целыми группами. Когда набралось много людей приверженцев Алибе-ка-Хаджи, он вместе с ними выехал в село Зандак. Оттуда он поехал в село Гендерген, где, заручившись согласием населения примкнуть к движению, взял с них клятву на верность. Дальше Алибек-Хаджи отправился в село Раг1он-К1аж, а оттуда вместе со своими последователями отправился в Ножай-Юрт.

Узнав о том, что Алибек-Хаджи едет в Ножай-Юрт, начальник участка «Парцаню срочно выехал из этого аула в Хасав-Юрт. Прибыв в Ножай-Юрт, Алибек-Хаджи первым делом приказал сжечь ставку начальника участка. На второй день он со своими людьми направился по аулам, расположенным вдоль реки Ак-сай, где вербовал сторонников своего движения, и добрался дальше до аула Центорой. Здесь вокруг него сплотилось очень много людей, готовых следовать за ним. С этими людьми имам выехал в село Гордалой. Узнав о приближении Алибека-Хаджи к Чебер-лою, начальник этого участка Чумак сбежал в Ведено. Имам приказал сжечь как ставку пристава Чумака, так и дела его, а сам выехал ночевать в село Хашта-Мохк. Оттуда он поехал в село Куьйран-бен («Гнездо коршуна)).

Через некоторое время Али-бек-Хаджи со своим отрядом выехал в сторону Жуг1урта и расположился на поляне, недалеко от этого селения. С этого привала Алибек-Хаджи разослал по селам воззвания с извещением о том, что он готовит освободительное движение и с призывом присоединиться к нему. Благодаря этому призыву в распоряжение Алибека-Хаджи прибыло много чеченцев.

Пока имам готовился двинуться дальше, он узнал, что князь Эристов, являющийся начальником Грозненского гарнизона, со своими войсками идет через село Майртуп с целью начать военные действия против него, но остановился на привал у речки Хумык.

Когда войска Алибека-Хаджи двинулись по направлению стоянки князя Эристова, то войска последнего открыто подняли пушечную пальбу против повстанцев, однако не причинившую им вреда. Конная часть Алибека-Хаджи, а за ним и пехота ринулась в атаку, и здесь произошло крупное сражение, в результате которого были большие потери с обеих сторон.

Неожиданные и частые налеты Алибека-Хаджи принудили противника сняться с места и они, переправившись через речку Хулак, двинулись к западу и, присоединившись с главными силами, остались там на ночь. Небывало сильный дождь временно приостановил наступление. Князь Эристов жил в это время на мельнице. Алибек-Хаджи со своими людьми переехал в село Жуг1урта, где пробыл двое суток. Дождь, не переставая, лил в течение двух суток. Когда дождь перестал. Алибек-Хаджи выехал в Хасав-Юрт. где пробыл сутки, дальше он двинулся в село Бачи-Юрт. Посещение разных аулов Алибек-Хаджи связывал с целью склонить население на свою сторону. Эта задача ему удавалась, ибо народ чувствовал гнет царских колонизаторов.  Таким образом. Алибек-Хад-жи объехал аулы: Илисхан-Юрт. Майртуп. Курчалой. Гельдаген и Цацан-Юрт. Желающих примкнуть к его движению он принуждал скрепить свое согласие каким-нибудь строгим обетом.

После объезда этих аулов Алибек-Хаджи со своими людьми расположился на ночлег недалеко от села Сержень-Юрт. Утром он двинулся в Шали с целью склонить население и этого села на свою сторону. Когда Алибек-Хаджи со своим отрядом прибыл в Шали, то он сразу почувствовал к себе враждебное отношение со стороны местных жителей, также узнал, что шалинцы при помощи конных казачьих частей решили противостоять ему.

Произошло сражение. Али-бек-Хаджи, рассчитав, что с его малочисленным отрядом ему не удастся победить, отступил из этого села. Узнав об отступлении из Шали Алибека-Хаджи, жители ближайшего села Авту-ры также начали преследовать отступающих. Алибек-Хаджи принял решение двинуться в горный аул Гуни. где пробыл двое суток. За это время он узнал. что плоскостные чеченцы не расположены к нему и могут предать в случае чего. Обсудив сложившуюся ситуацию. Али-бек-Хади решил, что ему следует на время уехать в родной аул Симсара. что он и сделал. Симсара. хотя и являлся маленьким горным аулом, однако был со всех сторон защищен природными укреплениями: большим густым лесом и скалами. Все беглые дагестанцы и чеченцы стекались к Алибеку-Хаджи в этот аул и изъявляли готовность следовать за ним куда угодно.

В это время генерал Капказов с большим отрядом проехал по горной части Чечни, призывая народ к верноподданическим чувствам царю, и после продолжительного движения расположился на ночлег в Даттахе. оттуда генерал направился со своим отрядом на Зандакскую территорию и дальше подошел к селу Симсара. где находился Алибек-Хаджи. Здесь он начал сильный обстрел аула. но. не добившись желаемых результатов, отступил. После этого из Ведено выступил с многочисленным войском князь Авалов. который расположился недалеко от села Зандак. на участке частновла-дельца Ата.

Князь Авалов из окрестных аулов задержал много чеченцев и объявил их заложниками. Затем он отрезал путь к селам Билта. Зандак. Беной. Выселив многих из этих аулов, он назначил над ними в качестве администратора полковника Пазилева. Таким образом, оцепив все аулы, войско полковника Пазилева повело наступление на аул Симсара. где находился Али-бек-Хаджи. Последний со своими бойцами начал отражать наступление. В конце концов наступление было отражено. В этом бою войскам полковника Пазилева было нанесено сильное поражение.

После этого случая через трое суток войско Авалова начало задерживать жителей из окрестных аулов, вместе с которыми он отступил к себе. После отступления князя Авалова Алибек-Хаджи со своими людьми очутился в густом лесу, отрезанный от других населенных пунктов, причем пищей служило то. что тайком можно было доставить в лес. Открыто выйти из леса Алибек-Хаджи не решался, ибо не доверял жителям окрестных аулов. Те же из населения, которые сочувствовали движению Алибе-ка-Хаджи, приходили к нему и высказывали свое сочувствие и солидарность в его выступлении против царских угнетателей.

Узнав о том. что Алибек-Хад-жи со своими людьми скрывается в лесу, войско Авалова поставило охрану вокруг леса и сторожило все дороги, чтобы лишить всякой возможности доставлять Алибеку-Хаджи и его людям провизию. В этом лесу Алибек-Хаджи со своими родственниками и войском пробыл в течение трех месяцев, испытывая голод и холод. Выбравшись оттуда с немногочисленным отрядом. Али-бек-Хаджи расположился на горе под названием «Кужулю, сплошь покрытой густым лесом.

Князь Авалов. узнав о местопребывании Алибека-Хаджи, при многочисленном отряде двинулся к горе «Кужулю и оцепил ее с одной стороны, а с другой стороны гору оцепил полковник Батьянов. имевший под своим предводительством много солдат.

Несмотря на то что он был окружен. Алибек-Хаджи, возложив свою судьбу на Аллаха, продолжал спокойно оставаться на горе. Через некоторое время князь Авалов и полковник Батьянов начали наступление, причем оно сопровождалось беспрерывной пальбой из пушек и ружейными залпами. Алибек-Хаджи пошел в контратаку. В результате этого боя он вышел победителем, причем со стороны осажденных было убито всего лишь два человека, а нападавшие понесли большие потери и отступили, а Алибек-Хаджи по-прежнему остался на горе. При отступлении полковнику Батьянову удалось взять в плен наиба Алибека-Хаджи Г азурко.

Через некоторое время Али-бек-Хаджи снялся с горы «Ку-жулю и перебрался в аул Махкеты, причем проезжая мимо селения Хашт-Махка. он приказал сжечь дом и все постройки, принадлежавшие начальнику участка Чумаку.

Князь Авалов. узнав, что Алибек-Хаджи перебрался в Махкеты. собрал большие силы и двинулся туда. Когда князь прибыл в этот аул. то узнал, что Алибек-Хаджи выехал оттуда. Обозленный этим обстоятельством, князь Авалов забрал много местных жителей в заложники с собой. Когда Алибеку-Хаджи доложили. что князь Авалов с целью вступить с ним в бой приезжал в село Махкеты. то он срочно выехал туда и. заняв дорогу из села, стал ожидать отступления князя Авалова. И когда тот со своим отрядом и пленными выехал из села Махкеты. то наткнулся на отряд Алибека-Хаджи.

Произошло сражение. Отряд Авалова начал вымещать злобу на пленных и расстреливать их. Многие были убиты, а другие отделались ранениями. В результате войско Авалова потерпело большое поражение и окончательно было разбито отрядом Алибека-Хаджи.

Все оставшиеся в живых пленные были отбиты. Расправившись с князем Аваловым, Алибек-Хаджи вернулся со своим отрядом в село Махкеты. Страшно обессиленный князь Авалов не сделал больше попыток вступить в бой с Алибеком-Хаджи и вернулся в крепость Ведено. Население аула Махкеты. опасаясь дальнейшего проживания в ауле и не видя никакого укрепления, которое могло бы воспрепятствовать наступлению неприятеля, перебралось в ближайший лес. где считало себя в безопасности.

Алибек-Хаджи же из селения Махкеты выехал в Шатой и Чеберлой. чтобы там завербовать сторонников своего движения и назначить в этих районах наибов. Когда через непродолжительное время Алибек-Хад-жи с многочисленным отрядом выехал из районов Шатоя и Чеберлоя в Центорой. то в пути он встретился с посланным из Константинополя сыном имама Шамиля Гази-Мухаммадом Абасом. Последний передал Алибеку-Хаджи кое-что по поручению сына Шамиля Гази-Мухаммада.

Пробыв в Центорое двое суток. Алибек-Хаджи выехал в Беной. предварительно сконцентрировав на горе под названием «Песочная вершина) , недалеко от Ведено, довольно большое количество бойцов. В Беное Алибек-Хаджи пробыл одни сутки и выехал в Саясан. оттуда он отправился в село Гендарген. дальше - в Ножай-Юрт. затем - в Зандак. Во время его нахождения в селе Зандак. на гору «Песочная вершина), на которой расположилось войско Алибека-Хаджи, двинулось войско противника и начало наступление. Войско Алибека-Хаджи, учитывая, что «Песочная вершина) является выгодной позицией в стратегическом отношении, решило упорно защищать ее. В этом сражении наиб Ахмед - сын Гойты- был убит. Противник. оставив на месте боя убитых и раненых, отступил.

Алибек-Хаджи выехал из Зандака на «Песочную вершину). После приезда Алибека-Хаджи царское войско и с ним дагестанцы. под предводительством полковника Дунгу-Магомы, направились к Эрсеною и расположились на высокой горе около данного села. Заняв позицию от Эрсеноя до горы включительно около села Центорой. противники открыли бой. Приверженцы Алибека-Хаджи. учитывая численное превосходство наступающих, не стали воспрепятствовать им и располагаться на кургане «Кхеттачу-Корта> около села Центорой.

Русские, разбив палатки, расположились на этом кургане. Через непродолжительное время они с двумя пушками двинулись к кургану «Кхера-Т1а>, недалеко от села Белгатой. на котором находилось войско Алибека-Хаджи, и решили вступить с ним в бой. Произошло сражение, но. учитывая превосходство сил противника. Алибек-Хаджи решил освободить «Песочную вершину) и выехать в свой аул Симсара.

Население аулов Белгатой и Дарго решило воспрепятствовать Алибеку-Хаджи пройти через их территорию. Узнав об этом. Алибек-Хаджи изменил маршрут. Обсудив свое безвыходное положение, он решил, что самым безопасным путем для него является речка Гумс. протекающая между аулом Эрсеной и курганом «Кхет-тачу-Корта>. Таким образом, двинулся по берегу этой реки и прибыл в село Гезанчу. где и расположился на ночь. Оттуда утром он выехал в Нижний Курчалой. Далее он поехал в Малые Гордалы, переночевав здесь, на другой день выехал в Аллерой. Постепенно его сторонники начали от него отставать и в конце концов он остался с маленькой группой приверженцев, с которыми и расположился на кургане «Сожженный город) («Ягийна г1ала>), недалеко от аула Энгеной. Через некоторое время Алибек-Хаджи покинул курган и выехал в Симсарский лес.

Русское войско, расположившееся после ухода Алибека-Хаджи на кургане «Кхетта-чу-Корта>, выступило оттуда и направилось в село Беной. Население этого аула было выселено русскими и распределено по другим селениям. Из Беноя русские направились в Зандак. С зандаковцами они поступили также.

Вскоре после этого генерал Капказов с большим войском перед закатом солнца прибыл в Беной. жители которого перед этим были выселены в другие аулы и расположились лагерем около этого селения. По распоряжению генерала войска разбились на части и начали мародерствовать, причем было предписано забирать пленных, а пытающихся скрываться -расстреливать. Согласно этому распоряжению солдаты из части генерала Капказова дали полную волю своей жестокости: начали травить посевы, ломать кукурузу, отбирать у населения скот и резать его без нужды. В то же время, когда генерал Капказов находился с войском на краю селения Беной. из Хасав-Юр-та выступило русское войско и расположилось на большом кургане около села Даттаха. Целью этого выступления было задержание Алибека-Хаджи.

Вскоре генерал Капказов со своим войском выехал к Сим-сарскому лесу и окружил лес так. что у Алибека-Хаджи не было никакого выхода. В этот момент, когда Алибек-Хаджи совершал намаз перед закатом солнца, дом его неожиданно был оцеплен. Совершенно спокойно завершив намаз. Алибек-Хаджи с обнаженной шашкой выскочил из комнаты. От неожиданного появления Алибека-Хаджи с обнаженной шашкой оцепившие его дом настолько опешили, что ему удалось скрыться. Узнав об этом, они направились к нему в дом. в надежде, что он все еще находится там.

Каждый встречный чеченец забирался в плен, а пытавшийся бежать застреливался на месте. В лесу произошло очень крупное сражение, в результате которого Алибеку-Хаджи с семьей и родственниками удалось спастись, причем люди его мало пострадали. Русское же войско понесло большие потери и отступило. При отступлении они подожгли дома жителей сел Зандак и Беной.

Алибек-Хаджи после того, когда ему удалось скрыться, из Симсарского леса с маленьким отрядом двинулся в дагестанский аул Сугур и Гази-Кумух с целью принудить жителей подчиниться ему. Узнав о том. что Алибек-Хаджи направился в Сугур. туда же пошел и Ума-Хаджи. Русское войско, к которому присоединились и дагестанцы, заняло все дороги и таким образом отрезали Алибеку-Хаджи и Ума-Хаджи пути к отступлению. Население аула Сугур обещало русским схватить их и передать им. Они задержали Ума-Хаджи с сыновьями и передали в распоряжение русских. АлибекуХаджи и его братьям удалось выбраться из аула Сугур. С родителями и родственниками они опять укрылись в Симсарском лесу.

По прошествии некоторого времени пребывания в лесу люди, которым доверял Али-бек-Хаджи, стали уговаривать его, что самым лучшим выходом из создавшегося положения будет явка с повинной. Они уверяли, что после он будет прощен. Учитывая сложившуюся ситуацию, ради спасения жизней своих сторонников Алибек-Хад-жи сдался царскому чиновнику, находившемуся в Ведено. Но ожидания его не оправдались. Веденский администратор, как только Алибек-Хаджи явился к нему, приказал заковать его в кандалы и под сильным конвоем отправить в грозненскую тюрьму.

Через некоторое время после заключения Алибека-Хаджи в грозненскую тюрьму, туда же были доставлены и его двенадцать наибов, а также многие местные жители, которых начальство заподозрило в лояльности Алибеку-Хаджи. Однако Солтамурад-старший из наибов не явился с повинной и продолжал находиться в бегах. Он умер от болезни и был погребен в родном селе.

Царские власти учинили жестокую расправу над восставшими потому, что видели в движении кавказских горцев угрозу основам своего существования. Специально учредили военно-полевой суд, который приговорил к смертной казни через повешение руководителей восстания и других, всего 300 человек. Огромное количество восставших было арестовано, часть из них выслана во внутренние губернии России на каторжные работы. Точного количества всех подвергшихся наказанию после восстания нет, их было по разным подсчетам около 10000 человек.

9 марта 1878 года в 6 часов утра приговор военного суда о смертной казни через повешение по делу Алибека-Хаджи и его сподвижников был приведен в исполнение в Грозном.

Вот имена повешенных:

1. Алибек-Хаджи Алдамов (27 лет) Симсара;
2. Курко Гойтаев (60 лет) Диш-ни-Ведено;
3. Тазурко Тангатаров (68 лет) Турти-Котар;
4. Хамбетар Яхсаев (27 лет) Тевзана;
5. Лорсан-Хаджи Гиреев (27 лет) Айти-Мохк;
6. Хусайн Амаев (57 лет) Бети-Мохк;
7. Косум Буртаков (30 лет) Чечель-Юх;
8. Hyp-Хаджи Махтиев (26 лет) Зандак-Аре;
9. Шихмирза Шихалиев (18 лет) Зандак-Аре;
10. Ума-Хажи Дуев (69 лет) Дзумсой;
11. Дада Умаев (22 года) Дзумсой;
12. Мити Апаев (50 лет) Макажои;

Когда суд объявил Ума-Хаджи о том, что он приговорен к смертной казни через повешение, тот ответил: «Все равно я должен когда-нибудь умереть, умру ли я от того, что вы меня повесите, или умру от какой-нибудь болезни, какая в том разница». 

Когда же такое сообщение о приговоре о смертной казни было сделано Даде Залмаеву, то он ответил: «Я не удивлюсь тому, что вы меня повесите, ибо, если мы победили, то я повесил бы московского царя».

Губахану суд объявил, что он приговорен к смертной казни за то, что он взрывал дорожные мосты, построенные государством, и что он причинил ущерб государству в 2.000 рублей, причем ему было сказано, что смертная казнь ему может быть заменена штрафом в 2.000 рублей. Губахан ответил: «Если бы я собрал, что имею сам и плюс к этому то, что могли бы дать мои родственники, я, вероятно, мог бы собрать 2.000 рублей, но клянусь Всевышним Аллахом, я не дал бы вам и 10 копеек за помилование».

Весть о том, что он будет повешен, была сообщена судом и Алибеку-Хаджи, который без всяких признаков бравирования и с большим достоинством ответил: «Благодаря моим уверениям о необходимости поднять восстание против царизма меня неотступно сопровождало 60 человек. Своей добровольной явкой я хотел избавить их от подобной ответственности и в дальнейшем приостановить повстанческое движение. Пусть теперь знают все, как московский царь расправляется с теми, кто является к нему с повинной».

Когда генерал задал вопрос: признают ли они вину перед законом империи, то подсудимый Алибек-Хаджи ответил: «Мы признаем себя виновными только перед Богом и чеченским народом, что несмотря на понесенные жертвы, мы не смогли отвоевать свободу, данную нам Всевышним».

После объявления приговора о смертной казни через повешение все приговоренные были через две недели повешены в Грозном и зарыты на месте приведения в исполнение казни в 1877 году. Все другие рядовые сторонники движения Алибека-Хаджи, задержанные властями, были сосланы в Сибирь на поселение, а некоторые - на каторгу, остальные взяты под надзор.

Когда был убит царь Александр II и на престол вступил его сын Александр III, то был издан манифест, в силу которого многие из высланных получили свободу.

При оценке национально-освободительного движения горцев в 1877 - 1878 гг. необходимо исходить из условий эпохи, из той конкретно-исторической обстановки, которая сложиась в Чечне. Колониальный гнет углублял и усиливал расслоение местного населения. Усиление колониального гнета царизма в сочетании с эксплуатацией своей местной верхушкой особенно остро ощущалось в горах, где проживала наиболее обездоленная часть чеченского крестьянства. Она-то и подняла знамя освободительной борьбы против политики царизма и своих эксплуататоров. Это было национально-освободительное движение, направленное не против русского народа, а против жестокостей царизма.

Один из очевидцев казни позже писал в воспоминаниях: «Меня поразило спокойствие, с которым эти люди умирали!» Все казненные люди были зарыты в общей яме в городе Грозный. Чеченский народ бережно хранит в памяти рассказы об эпизодах, связанных с этими мужественными людьми.

Алибек-Хаджи занял достойное место в истории борьбы народов Северного Кавказа за независимость.Он с честью прошел путь народного лидера и завершил его достойно. Алибек-Хаджи является гордостью боевой славы и героической борьбы народов Северного Кавказа с царскими колонизаторами.

МОВЛА ОСМАЕВ, доктор исторических наук, профессор кафедры журналистики ЧГУ 
Источник: г-та "Аргун (Орга)" 22 января 2024 г.  №№1-2


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"