ЧЕЧНЯ. Северный Кавказ – это с древнейших времен уникальный многоэтнический, богатый природными ресурсами, лесом и реками, замечательными красотами и стратегически важный регион мира. Во всяком случае, был таковым до двух последних опустошительных войн в Чеченской республике. Множество завоевателей, известных и неизвестных истории, приходили сюда с набегами, оставляя после себя пепелища. В одиночку народам, живущим здесь издавна, не под силу было противостоять ордам и могущественным армиям тех цивилизаций, поэтому горцы с давних пор тянулись друг к другу, создавали многоэтнические государственные образования и сообщества, обеспечивающие их оборонные нужды, приходили на помощь друг другу в разных жизненных обстоятельствах. Сама жизнь диктовала народам стремление создания общекавказского дома, где жили бы миллионы сограждан, объединенных одной целью – поддерживать гармонию в отношениях друг с другом, защищать права всех этносов и этнических групп от иноземных захватчиков.
Кавказ – страна древнейших народов мира. Сложна его история, мозаична его культура, изумительны его легенды. Кавказ – страна гор и горы языков, народов, рас. Здесь говорят на более чем 50 языках, из которых 40 – чисто кавказских, не имеющих аналогов. Кавказ – страна ландшафтных и климатических контрастов, от континентальных до субтропических, вечных снегов и величественных гор. Здесь, на Кавказе, был прикован к скале враг тирании, герой греческой мифологии Прометей. Может быть, отсюда извечное стремление народов Кавказа к свободе!
Кавказ – старейшие и часто использовавшиеся завоевателями геополитические ворота из Азии в Европу и из Европы в Азию. Через эти ворота огнем и мечом проходили воины великих полководцев Кира Персидского, Александра Македонского, Чингисхана, Тамерлана. Через эти ворота двигались скифы, сарматы, хазары, монголы, татары, арабы, турки, русские, не только оставляя за собой следы своей культуры, но и разоряя цветущие края народов. Здесь широкий и значительный участок знаменитого «Шелкового пути». Кавказ – страна, где представлены все мировые религии – христианство, ислам, иудейство, буддизм. Кавказ – это страна, где христианство стало впервые в истории государственной религией еще до Рима, подчинившего Армению, а ислам – государственной религией всего лишь через семь лет после смерти Пророка Мухаммеда (VII век). Кавказ – страна, где его народы с феодально-аристократической системой правления (армяне, грузины, азербайджанцы, дагестанцы, осетины, кабардинцы, адыго-черкесы) жили по соседству с такими же кавказскими народами, которые еще на ранних ступенях социального развития отказались от сословного деления, и стали на путь военно-республиканской демократии, сохраняя к своим былым князьям лишь традиционно уважительное отношение. В частности, чеченцы избавились от своих князей, как сословия, на 250 лет раньше, чем это осуществил имам Шамиль в Дагестане (отменив рабство, крепостное право и изгнав феодальную аристократию).
Кавказ – страна, по имени которой антропология назвала белую расу кавказской расой (а ныне невежды-шовинисты называют кавказцев – «черными» или «лицами кавказской национальности». Не ирония ли Истории?). Впервые слово «Кавказ» встречается в трагедии «Прикованный Прометей» у древнегреческого историка и драматурга Эсхилла (около 500 лет до новой эры). В «Греческой мифологии» Ранке-Гравес пишет, что название «Кавказ», вероятно, происходит от греческих слов, «Кау Казос», что означает «трон богов», возможно, это объясняет происхождение слова.
Ссылки на северокавказские народы под разными наименованиями встречаются в летописях и трудах древних писателей – греков, римлян, арабов, персов, армян и грузин. Непрестанное движение через Кавказские ворота чужеземных народов прибавляло все новые и новые экспонаты «этнографическому музею», как историки назвали Кавказ. Вот и получилось, что не найти на Земле другого такого места, где на столь малом участке суши сошлось бы так много разных языков, как на Кавказе. Но языки – и носители культуры, идеологии, политики. Однако, как уже указывалось, это разнообразие языков не мешало северокавказским народам чувствовать себя как бы одним народом и совместно отстаивать свою независимость. Когда в VII–VI вв. до новой эры огромное царство скифов, распространившее свое господство от Азии до Центральной Европы, завоевало и Кавказ, северокавказские народы, имевшие свои общественные и государственно-административные институты, успешно отстаивали свою внутреннюю автономию в составе скифского царства. Вот что писал об этом древнем периоде истории горцев известный русский историк М. Ростовцев: «Хотя северокавказские племена и находились под властью скифов, но они пользовались, однако, далеко идущей самостоятельностью, которая все более усиливалась… они уже долгое время имели стабильный оседлый образ жизни, находились в постоянных торговых отношениях с южными и восточными соседями и жили при относительно развитых хозяйственных условиях, как землевладельцы, скотоводы, рыболовы. Греческие колонии нашли в них готовых клиентов для своих товаров и посредников для сношений с югом и востоком» . Речь идет, таким образом, о высокой цивилизационной культуре народов Северного Кавказа еще до новой эры. И, видимо, термин «племена» у Ростовцева или имеет условный характер, или неверен по сути – речь идёт о довольно развитых по тем временам государственных образованиях. Всё это следовало бы знать современным завоевателям Северного Кавказа и их апологетам.
Вполне вероятно и то, что государственное устройство древних чеченцев подверглось сильному влиянию греко-римского опыта, поскольку связи с античным миром у Чечни были интенсивными и всесторонними. Это все требует своего исследования. Происхождение чеченцев, вообще «вайнахов», окутано легендами и более или менее систематизированных и представительных письменных свидетельств их подлинной истории – имеется немного (войны уничтожили всё!). Одним из крупных исследователей Северного Кавказа был академик Е. И. Крупное, его фундаментальное исследование «Древняя история Северного Кавказа» было опубликовано в 1960 году. Наиболее значительный результат его работы – вывод о том, что в I тысячелетии до нашей эры население почти всего Северного Кавказа, многолюдное, имеющее свои государственные образования, было в этническом отношении однородным. Отсюда – и основа кавказской (или иберокавказской) языковой группы. В едином этническом массиве ученый выделил три субкультуры, обладающие некоторыми особенностями:
• прикубанская (на Кубани),
• кобанская (центральный регион, вокруг Чечено-Ингушетии),
• каякенто-харачоевская (Восточная Чечня и Дагестан). – Это то, что называют «Ичкерией», как часть Чечни.
Здесь не ставится задача исследовать эти проблемы или перечислять заслуги этого, несомненно, выдающегося исследователя, но соглашаться со всеми выводами автора, на мой взгляд, тоже не следует спешить. В частности, Крупное, справедливо говоря всего лишь о некоторых особенностях этих трех субкультур, объединенных в единой этнической культуре, почему-то находит больше различий между первыми двумя (более близкими) и третьей, каякенто-харачоевской, когда оснований для таких обобщений нет, и более того, больше причин полагать о минимальных различиях между кобанской и каякентско-харачоевской субкультурами, в то время как между этими двумя, то есть прикубанской и каякеантско-харачоевской, и кобанской, скорее всего, эти различия были наибольшими, имея в виду ее периферийный характер, поскольку носителями первых двух субкультур являлся этнически целостный народ, его «ядро». Однако и это противоречие «снимается», если Крупное имел в виду период, когда чеченские народы, по-видимому, занимали обширные территории, в более ранние столетия в Прикубанье, тем более, если исходить из их этнического родства с адыгейской группой народов. Но все это довольно условно, поскольку различия, по всей видимости, были настолько незначительны, что приводить какие-то серьезные доводы в пользу гипотезы «различий» довольно проблематично. Если я высказываю определенные соображения, они связаны с тем обстоятельством, что называемая академиком Е. Крупновым субкультура каякенто-харачоевская объединила позже область Чечни, названной Ичкерией, а она всегда выступала не провинцией, а центральной частью древних чеченских княжеств – государств, а позже и республик – сообществ, напоминающих по системе управления древнюю Спарту.
Не случайно не сохранилось письменных свидетельств или крупных материальных памятников истории Древней Чечни: войны, как волны, перекатывались здесь из одного столетия в другое и «вымывали» культурные пласты жизни, памятники материальной культуры. Сохранились лишь отрывочные, иногда косвенные данные, свидетельствующие об их связи с самыми древними цивилизациями мира. Это, в основном, указания древних историков Греции, Рима, армянские, грузинские, армянские и арабские источники, представленные в Библиотеках Британского музея, Каирского, Дамасского, Багдадского и Сорбонского университетов, библиотеках Москвы, Петербурга, Тбилиси, а также Еревана, Баку, Ростова-на-Дону, Киева и других мировых хранилищах исторической памяти Цивилизаций.
Это обстоятельство имеет важное значение даже с точки зрения современности. Дело в том, что на протяжении многих столетий Чечня подверглась опустошительным набегам иностранных завоевателей, в кровопролитных жестоких войнах уничтожались не только материальные богатства, гибли не только люди, но и их историческая и культурная память – книги, архивы, предметы материальной культуры, культовые сооружения, уничтожались могильники, храмы и т.д. В ходе Кавказской войны и после нее на протяжении 100 лет армия и царская администрация уничтожали предметы материальной культуры. Уже в XX столетии неоднократно уничтожалась История народа.
• В 1944 году, когда была ликвидирована Чечено-Ингушская республика, были сожжены все книги и архивы в Грозном, связанные с историей и культурой чеченцев и ингушей, подвергались жестоким разрушением памятники материальной культуры – дворцовые башни князей в горах, даже древние могильники. Ученые Республики по крохам, с помощью коллег из Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Махачкалы, Владикавказа, Нальчика, Тбилиси, Еревана, Баку с трудом восстановили часть утраченного исторического наследия.
• В ходе войны (1994-1996 гг.) сожгли и уничтожили дотла то, что уцелело и было восстановлено.
• Новая война (1999-2002 гг.) уничтожила остатки культурно-исторической памяти народа; более того, войска, как будто по приказу свыше, целенаправленно разрушались памятники материальной культуры в горах (в частности, могильники, башни, дворцы, сохранившиеся надписи на древних скалах, следы обитания людей – древних чеченцев, их грамоты письма и др.).
Как видим, только за последние 60 лет – три крупнейшие гуманитарные катастрофы, связанные с уничтожением исторической памяти народа Чечни. Я ранее писал, что народ Чечни – это один из древнейших народов мира. Тому немало подтверждений, если кропотливо, объективно анализировать исторические труды и иные источники. Сирийский ученый-историк, доктор Али Абу Ас-сара в книге «Следы древних королевств в Сирии, 8500-535 годы до нашей эры» (Дамаск, 1988), – на основе тщательного изучения древних источников, сделал удивительный вывод. В частности, он высказывает версию, что между Халабом и Хаматом на востоке тогдашней Сирии было Королевство НОХЧИ . Оно появилось после распада королевства Ямхад и Катиа в Сирии в XV-XIII вв. до н. э. Столицей королевства был город Нохаши (или Нохсс). Говорили здесь на ажарском языке – видимо, это основной язык древних народов Сирии, Ирака, Иордании, Ирана – удивительно напоминающий чеченский язык. Королевство имело отличные связи со всеми цивилизациями Востока своей эпохи. Столицу НОХЧИ еще называли НОЖАЩА, на распространенном в части древнего мира нубийском языке (не только в Африке). В XV в. до н. э. королем НОХЧИ был Великий князь ТАКО, которого назначил египетский царь (фараон) ТУХУТОМОС III. По версии арабского ученого, уже в те времена «прародиной всех этих восточных королевств считался народ, живущий между двумя морями – Каспийским и Черным»…
В XIV до н. э. этим государством управлял король Шаропши, владетельный князь метанских народов (эти народы жили на Кавказе, Сирии, Ираке, часть – в Турции и Персии). А в XIII веке до н. э. королевством НОХЧИ управляли два короля – Нэриры и Тит. После них пришел к власти Хассейн, выходец из среды метанских князей. Согласно версии ученого, король предпринимал активные усилия для создания «коридора» с целью воссоединения с «материнским народом». Но этому мешали постоянно вспыхивавшие войны той Эпохи – так пишет сирийский учёный. Во всяком случае, любопытная версия. Цивилизация НОХЧИ, согласно ученому, была необычайно высокой, поскольку речь шла о развитом культурном государстве, с оригинальной архитектурой и строительством; здесь процветали науки и искусства, над которыми покровительствовал король.
Государство Урарту (середина IX-VI вв. до нашей эры) – одно из могущественных древневосточных государств Передней Азии. Многие надписи на памятниках материальной культуры Урарту свидетельствуют о близости языка Урарту языку нахскому (язык чеченцев, ингушей, баубийцев (грузины)). Здесь надо отметить, что более или менее серьезное исследование Северного Кавказа началось только после его завоевания Россией, и даже несколько ранее – в ходе завоевательских походов, по мере соприкосновения двух параллельных цивилизаций. Уже первые протекторы Кавказа привлекали в свои аналитические службы талантливых исследователей – аналитиков, историков, которые хотя и были подвержены имперским идеологическим мотивам и служили интересам русской короны, но тем не менее оставили в своих работах огромное количество конкретных фактов и тонких наблюдений и, являясь образованными и культурными людьми, часто приходили к выводам, противоположным тем, каких от них ждали интересы Империи на Кавказе. В частности, ими был налажен выпуск «Сборника сведений о кавказских горцах», издаваемый при канцелярии Главнокомандующего Кавказской армией, представляющий и ныне большую ценность, с точки зрения тогдашних представлений о горцах Кавказа (что, кстати, немыслимо сегодня, в 2002 году).
Читаем:
«Александр Македонский во время похода своего в Персию не коснулся … сопредельных стран, прилегающих к юго-восточному углу Черного моря. Армения покорилась македонскому завоевателю, как часть покоренной им Персидской монархии; соседние с нею страны остались независимыми. После смерти Александра, полководцы его, прежде всего, обратили оружие в эту сторону и действовали успешно. Позже возникла великая Сирийская монархия, и в эпоху полного могущества ее влияние Селевкидов распространилось даже на северную сторону Кавказа. (Некогда неподвластный никому из могущественных императоров Рима – Юлий Цезарь, потерпел здесь поражение. Автор.)… Но, вслед за тем, начался период распада Сирийской цивилизации, возбудившей во всех частях кипучую политическую деятельность: ряд войн, оборонительных союзов, фамильных договоров. Народы, жившие от берегов Каспийского моря до берегов Средиземного, друг другу чуждые и неизвестные, в наше время вновь раззнакомившиеся, вошли в теснейшее соприкосновение. Римляне поддерживали дух сопротивления сирийскому владычеству, но с ослаблением последнего, сами они явились опаснейшими врагами азиатских народов, которым пытались противопоставить кавказские народы, в том числе Нохчи. (Тацит, т. 3 с. 303). Тогда сосредоточие сопротивления отодвинулось далее к востоку, основав свою опору на Кавказском перешейке. Митридат Понтийский, Тигран Армянский, Аршак Пароянский, водили полчища свои в Сирию, Анатолию, даже на материк Греции. Это была эпоха весьма тревожная, но известно, что таковые эпохи особенно способствуют сближению народов, не дозволяя им заглохнуть в неподвижных, отдельных, бесплодных для общечеловеческого развития, национальностях».
Приведенный текст ярко иллюстрирует общую историческую обстановку, складывающуюся на Северном Кавказе под влиянием геополитических изменений, происходящих в мировой цивилизации той эпохи. Автор, в частности, показывает, что Северный Кавказ и его народы были не только активно вовлечены в эти мировые процессы. Многочисленные народы Северного Кавказа не были «неподвижным, статичным элементом, замкнутым в отдельных национальностях», а находились в постоянных связях и взаимосвязях между собой и со всей тогдашней мировой цивилизацией. Особенно тесными были связи и взаимосвязи народов Кавказа, всего Кавказа – он рассматривался древними кавказцами как «общий дом».
Об этом недвусмысленно указывает такой авторитет, как Мровели Леонти:
«…у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эрок и леков, мегрелов и кавкасионов – у всех (этих народов) был единый отец по имени Таргамос».. Сыновей Таргамоса звали: «первого Гаос, второго – Картлос, третьего – Бардос, четвертого -Мовакан, пятого – Лек, шестого – Эрос, седьмого – Кавкас, восьмого – Эгром. И были эти братья героями!» .
Таргамос дал каждому из этих сыновей земли, а в это время земли «к северу от Кавказа не только были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства от Кавказа до Великой реки , что впадает в море Дарубандское. Поэтому-то и избрал Таргамос из множества героев двух – Декана и Кавкаса. Дач Декану земли от моря Дару-бандского до реки Ломека , к северу – до Великой реки Хазарети; Кавкасу – от реки Ломека до рубежей Кавкаса на Западе. «Кавказ» – был самым сильным и могучим, объединяя множество сильных людей, свободных и свободомыслящих – говорит далее повествование. Видимо, и счастье, и несчастье кавказцев состояло в том, что они были необычайно сплоченными, смелыми людьми. Они, не задумываясь, брались за оружие даже в тех случаях, когда находились в явном меньшинстве и могли погибнуть. Что это: рок? Или это их спасение? Трудно сегодня ответить на этот вопрос.
• В V и VI вв. северокавказцы участвуют в войнах между Персией и Восточно-Римской империей. Император Юстиниан делает попытки ввести на Северном Кавказе христианство среди древних адыгов, проживающих вблизи Черного моря и западнее современной Кабарды. Против этого выступают чеченцы. Войска Юстиниана терпят поражение и договариваются с чеченским князем Юсиполом о мире.
• Государство Дзурдзуков (IV в. до н. э. – начало новой эры) занимало всю горную часть современной Чечни, Ингушетии, часть Грузии, Дагестана, территории вплоть до западной Адыгеи; Дзурдзуки, позже – кисти (ы); так называли чеченцев, вайнахов. Их государство находилось в союзнических отношениях с грузинскими государствами. Оно было построено по типу военной демократии, с выборами военного и гражданских правителей на Народном собрании (с участием всего взрослого населения).
• Кавказская Албания.
Собственно само понятие «Албания» историки прошлых эпох связывают с горным Кавказом (хотя дословно ALB – горы). Историк представляет довольно аргументированное разъяснение этого понятия. «В частности, Бакинская, Елисаветпольская губернии и Заалазанская Кахетия в древние времена известны были под названием Албании, или, согласно армянскому выговору, «Аговании». Албания (от алб. – альпы) – горная страна, название неправильное, потому что в состав страны входила и низменная долина Куры. Так как вообще название «Албания» было весьма неопределенное, то нельзя обозначить, собственно, где оканчивалась она к северу. Все то, что известно было древним из нынешнего Нагорного Дагестана, причислялось также к Албании (конечно, речь шла только о южной части Дагестана – авт.). Обитатели Дагестана большей частью носили весьма неопределенные наименования, как-то маскутов (массагетов, великих скифов), сарматов, гуннов и т. п., совершенно так же как и теперь народы малоизвестные нами называются татарами, лезгинами, азиатами и особенно чеченцами (авт.) и т. д.» .
К описываемому представленным автором времени определенная часть Северного Кавказа подчинялась правителям Албании, верхушку которой составляли уже северокавказские князья, среди которых значительной была роль князей Чечни, контролировавших свои военно-республиканские общества-государства, союз которых и подчинил почти на 200 лет Кавказскую Албанию.
• Царство Сарир (V-VIII вв.) просуществовало более 300 лет, основанное также предками современных чеченцев, дагестанцев, адыгов, другими аборигенными народами Северного Кавказа, имеющие «соседские» и союзнические отношения с чеченцами. В этот период чеченско-дагестанские государства и адыгейские общества боролись против сасанидского Ирана, добиваясь внутренней самостоятельности от этой могучей империи.
• Хазарское государство. Оно возникло в середине VII века, после падения Серира, как мощное раннефеодальное государство, игравшее значительную роль не только на Кавказе, но и на всем юге России и юго-восточной Европы. Одним из его основателей также были предки современных чеченцев, дагестанцев, народы адыгейской группы. Они, конечно, не стали хазарами и не приняли иудаизм. Хазары же были, в основном, неаборигенный полусемитсткий этнос, пришельцы. Это государство образовалось на 300 лет раньше Древней Руси и просуществовало более 350 лет. Позже большая часть хазар была выдварена из пределов Чечни, Дагестана, а также нынешних северокавказских республик, Ставрополья, Калмыкии и Краснодара. По-видимому, главная причина распада в том, что правители Хазаретии приняли иудейскую веру, которая отторгалась населением Северного Кавказа.
Мровели Леонти в своей замечательной работе «Жизнь картлийских царей» оставляет такие сведения: «…усилились хазары и начали войну с племенами леков и кавкасов… Над сыновьями Кавкаса был владыкой Дзурдзук, сын Тирета». Как далее повествует историк, – объединившись, потомки Таргамоса – кавкасы, дзурд-зуки вместе с леками «преодолели горы Кавказа, покорили пределы Хазарети и, воздвигнув города на ее подступах, возвратились назад. – Так что Хазаретию подорвали сами народы, не желавшие принять иудаизм, насаждаемый к тому же силой.
Но послушаем историка:
«Хазары, однако, объединившись затем вокруг одного царя, «прошли Морские ворота, которые ныне именуются Дарубанди», и ворвались в Закавказье… «Хазары освоили оба пути, как-то: Морские ворота Дарубанди и ворота Арагвские, которые суть Дариала».
У хазарского царя был «сын по имени Уобос, которому он дал пленников Сомхити и Картли. Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Ов-сети, что была частью удела Кавкаса . Дзурдзук же, что был самым знаменитым среди сынов Кавкаса, ушел и расположился в горной теснине, которой и дал имя свое – Дзурдзукети … Вся равнинная часть земли Райнахов оказалась под властью пришельцев.
В грузинской летописи «Картлис Цховреба» указано, что во времена Гурама-Куропалата (конец VI века) на Северный Кавказ вторглись племена авров (аваров). По всей вероятности, речь шла о союзных народах обширного северокавказского Государства, в котором доминирующую роль играл более многочисленный народ – древние чеченцы с их военными отрядами и четкой организацией гражданской жизни. Они находились в союзнических отношениях с восточно-грузинским царем (Картлинским) Гурамом-Куропалатом – князем Месхети и обратились к ним за военной помощью. Картлинский царь выслал на помощь чеченцам свои отряды. Война приобрела затяжной характер. Посредником между воюющими сторонами решил выступить император Византии Юстиниан I, который добился через своих посланников успешного завершения многолетней опустошительной войны. В результате переговоров, авры (авары) очистили земли, входившие в состав тогдашнего чеченского государства (семь государств-обществ), в обмен на признание ими принадлежащих Гураму-Куропалату территории в горных ущельях Кавказа, а также Хунзаха. Согласно «Картлис Цховреба», наиболее выдающиеся из авар были наделены грузинскими княжескими званиями, и от них происходят некоторые ксанские эриставы – впоследствии служащие верой и правдой Царю.
В 737 году знаменитый арабский полководец, будущий халиф Арабистана Марван ибн Мухаммад разбил хазарского кагана в низовьях Волги и обязал его принять ислам, заставив отказаться от иудейства. К этому времени арабы прочно господствовали во всем Закавказье и привнесли сюда Ислам. А все новые приобретения на Северном Кавказе присоединяли к вассальным грузинским царствам или Арминии (наместник Арабского халифата, царь Арминии, управлял огромной провинцией из Тбилиси). Он был когда-то мусульманином и отправлял на казнь христиан. Источники утверждают, что в состав халифатской провинции Арминия входило в то время 113 «государств», в том числе государство Сарир. С этого периода началась исламизация всего Северного Кавказа (то есть, речь идет о VII веке н. э.).
По-видимому, неверны интерпретации некоторых историков, пытающихся доказать, что подданные Сарира пытались освободиться от мусульманства, навязываемого Халифатом, в пользу христианства. Скорее – в таких попытках преобладали политико-идеологические мотивы и ничего общего не имевшие с реальным историческим процессом. Халифат постепенно ослабел, появились другие центры притяжения силы. Византия, Константинополь – конечно, они оказывали не только цивилизационное, но и религиозное воздействие на кавказские народы. «Тогда же отдал хазарский царь своему двоюродному брату удел Лекана от моря Дарубандского на востоке до реки Ломека, к тому же дал ему пленников из Рани и Мовакани. И устроился он в уделе Лекана. Хозоних, что был самым знаменитым в роде Лекана, ушел в горную теснину, воздвиг там город и дал ему свое имя – Хозонитехи. Это и есть Ведено-Хараачой. Но не он его основал, а предки чеченцев-вайнахов (дзурдзуки).
Арабская Чечня. С приходом арабов в конце VII века на Кавказ, и в частности, на Северный Кавказ, уклад жизни древних чеченцев изменился коренным образом, но не сразу, а постепенно, медленно. Мусульманство, проникшее уже в ту эпоху и прежде всего, в элитарную часть общества, оказало сильнейшее влияние на государственное устройство, организацию военных сил, обычаи и традиции – произошел причудливый синтез векового национального опыта и мусульманских ценностей, объявленных священными для народа. Разумеется, коранические идеи не могли распространиться на весь народ. Для этого понадобилось несколько столетий, но впервые «Аллах-Акбар!» зазвучал в Кавказских горах уже в конце VII века. Это те идеи справедливости, которые очень восприимчивы на Кавказе. Этот процесс (исламизации) развивался как своего рода «прилив» и «отлив» – или происходило сокращение (под натиском иноверных завоевателей), или новое расширение ареала проживания мусульманских народов (когда отбрасывались завоеватели). Другие северокавказские народы принимали христианство, проникавшее из Армении, Грузии, – последняя на протяжении столетий находилась в союзнических отношениях с различными чеченскими и дагестанскими государствами, и вольными обществами.
Алания. В X веке, после падения Хазарии, а затем и Арабского Халифата, на Северном Кавказе возвышается мощное государственное образование – Алания, охватывающее всю современную Южную Россию и собственно Северный Кавказ – обширные территории, простирающиеся от Каспия до Черного моря. На протяжении 320 лет она играла значительную роль в истории не только Кавказа, но и Азии, Южной Европы, других государств по всему периметру разных стран. Многие историки приписывают народы Алании к ираноязычным группам, другие – к собственно осетинам, третьи – к смешанному составу, в котором, однако, доминировали древние чеченцы и осетины, а также адыгейские народы.
Последняя версия подкрепляется многими фактами. В частности, знаменитая и известная в мире историков «зеленчукская надпись» сделана на нахском языке . Возможно, это был один из основных языков в Аланской федерации (Алания, объединяющая десятки государств и вольных горских обществ, была, по сути, федерацией-конфедерацией). Нахский язык ныне – общий язык чеченцев, ингушей и бацбийцев (грузины) – относится к нахской языковой подгруппе кавказско-иберийской языковой группы. Некоторые исследователи полагают, что само происхождение слова «алания», возможно, от чеченских слов: «алуо» (огонь, поклонники огня) или «эли» (дворяне, свободные люди), «эллин мохк» – «страна свободных людей». В некоторых селах до сих пор вместо «э» произносят «а». Тогда чеченское слово «дворянин» или «свободный человек» – «ала» (вместо «эла»). В ответ на вопрос, «чей ты?» – еще в 60-е годы от некоторых престарелых людей можно было услышать в ответ: «Элин некjи ву соа» – что означает: «я – дворянского происхождения». (Впрочем, среди чеченцев хорошо знают и отпрысков бывших рабов).
Аланские подданные и в частности аристократия, кстати, ранее других приняли мусульманство. Поэтому не соответствуют исторической правде утверждения, что, якобы, здесь в IX-X вв. существовало христианство как общая для всех народов религия; скорее всего, речь могла идти об узких Христианских общинах вокруг церквей. В близости Сарира и Алании были качественно другие элементы – более ощутимое значение здесь имели противоречия с Хазарией, где верховные правители и приближенные кагана исповедовали иудейство, а вторые эшелоны правителей и некоторые отдельные государства, входившие формально в состав Хазарского царства, упорно не желали принимать иудейство. На этой почве возникали противоречия, хотя они и не носили особенно жесткого характера, поскольку правители в те времена отличались, как правило, высокой веротерпимостью.
В трудах историков и географов (в частности, Аджаиб аддунья) утверждается, что в XIII веке упомянутое ранее государство Сарир – огромная территория, расположенная между Абхазом, Кипчаком, Шированом и Дербентом, собственно, восточной части горной Чечни, включала также часть Грузии, Дагестана, равнинные земли – севернее Терека, часть Ставрополья. Это одна из главных частей, собственно, Чечни. Позже почти все эти государства вошли в Аланию, в том числе, обширные территории северо-западнее Терека и к западу – современные Ингушетия, Северная и Южная Осетия, Кабардино-Балкария, Адыгея, часть территорий Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской области, южной Калмыкии.
Согласно Н. М. Карамзину, около 1223 года полководцы Чингисхана – Судай и Чепновиана, направляясь для взятия крепости Дербент (построенной еще в VI веке персидским царем Хозроем I, для защиты от хазар), – были в ущельях окружены аланамиясами и жителями Дагестана, а также половцами, их союзниками. Видя опасность полного разгрома, военачальники чингисхановы прибегли к хитрости: отправили дары половцам и велели сказать, что они, будучи их единоплеменниками, не должны восставать против своих братьев-монгол и дружить с аланами-ясами и «чеченами». Половцы, обманувшись, сами обманули своих союзников аланов. В результате были разбиты и те, и другие. У реки Калки 31 мая 1223 года монголы разбили объединенное войско русских и половецких князей и прогнали остатки его за Днепр. Историки сообщают: аланы и чеченцы подслушали разговор князей: «перебьем этих, затем – «своих». Отсюда – не было веры в половецких князей, большинство которых и составляли русские феодальные правители.
Для Алании настали тяжелые времена, их основные военные силы были частью разбиты, частью вытеснены в горы. Распался и союз Чечни с родственными народами Адыгеи и Дагестана. Наиболее боеспособные отряды, посланные на помощь объединенным силам русских и половецких князей, не вернулись в родные места – они погибли.
С севера, задолго до описываемых событий, располагалось могучее государство Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). Оно сложилось как следствие Великого переселения народов в 2-5 вв. и мало исследовано историками, которые «поделили» мировую историю до того, как оказались исследованными множество сторон истории народов и государств, существовавших за сотни лет до формирования русского государства. Отсюда и официальная историография, которая покоится на таких категориях как «дикая степь», заселенная кочевниками, а в основном «пустующие земли», которые, якобы, осваивались «священной Русью». Разновидностью такого подхода является и история государств Северного Кавказа, на территории которых, якобы, «ждали» прихода русских людей или «пустующие земли», или «дикари», которых надо было «цивилизовать». Поэтому можно понять попытки историка Мурада Аджи, тщетно пытающегося обратить внимание на эти моменты в целом ряде своих работ. Основной национальный состав Дешт-и-Кипчака состоял из тюрков-кипчаков. Они сумели основать довольно развитую по тем временам цивилизацию, построили цветущие города, развитую дорожную систему, почтовую связь. Это, скорее всего, – пишет Аджи, — у них был перенят впоследствии ханами Золотой Орды опыт объединения государств регулярной почтовой связью (в частности, Бату-хан внедрил такую связь на Руси, основал ямщицкие станции).
Так что корни создания Руси, как государства, уходят не в IX век, как пишет знаменитый историк Карамзин, а в глубь веков первого тысячелетия, и камни основания ее заложили многие народы, выступая как государствообразующие народы, в том числе и народы Северного Кавказа, ныне преследуемые в России (хотя ради риторики, в публичных выступлениях правителей России можно услышать немало лестных слов о тех, или иных северо-кавказских народах).
Государство Симсир (XI-XIII вв.) возникло еще до окончания распада Алании, в период ослабления этой державы, долгое время они развивались как дружественные соседние государства, к тому же состоящие в основном из одних и тех же этносов. Но уже в границах почти современной Чечни и Ингушетии, части Дагестана, Осетии, Кабарды, южной части Ставропольского края; с юга – включало часть Грузии, с запада – Осетию, Адыгею и Абхазию. Это государство складывалось на базе территорий вольных чеченских обществ и их соседей, не покорившихся монголам, а также освободившим от них свои земли. Повсюду вокруг Симсира было золотоордынское правление. В течение более 250 лет народ Симсира сдерживал натиск армий Золотой Орды. Государство Симсир просуществовало до 1395 года, до нашествия Тимура. Армия Тимура, обескровленная в боях с Золотой Ордой, была остановлена, но государство Симсир потерпело поражение. Население равнинных районов вынуждено были уйти в горы на целое столетие.
В государствах Сарира, Алании и Симсира проживало, помимо коренных кавказцев, значительное число арабов и персов, тюрков, славян, кипчаки. Возможно, они позже стали основателями некоторых чеченских тайпов. Инородцев появилось особенно много накануне татаро-монгольских походов: с одной стороны, с северо-востока, с другой стороны – из Закавказья, где закрепилось передовое подразделение армии Золотой Орды. Но разгромить Сарир татаро-монголы не сумели, они потерпели поражение собственно на подступах к горной части государства, хотя захватили равнинные территории и заставили коренные народы (предков чеченцев) уйти в горы. В 1395 году Тимур совершил большой военный поход на Симсир. Поход обошелся дорого и войску Тимура, и населению Симсира, города и деревни которого оказались разоренными, – с того периода это государство стало чахнуть; а Тимур был вынужден возвратиться в Пятигорье. По-видимому, название реки Аргун привнесено монголами от своей родной реки на далекой родине. На следующий год Тимур пошел войной на аварских князей и подчинил их. Они признали свою вассальную зависимость от верховного хана монголов.
В XIV веке в государствах-сообществах Чечни, в том числе на территории Симсир, внутренняя и внешняя обстановка были относительно спокойны. К этому периоду относится непрерывное укрепление тайповых начал в чеченском этносе, обеспечивающие высокий уровень личной свободы граждан государства от князей.
По-видимому, в это время начинают возникать противоречия между тайповыми институтами и институтами княжеской власти. Конечно, эти противоречия не выступали внешне как борьба за власть, – особенно на первых этапах процесса, – возможно, они и не были порождением такой борьбы в их классических формах и современных представлениях борьбы социальных групп (страт). Княжеские фамилии, породненные со всеми знатными фамилиями Кавказа, имели политические семейно-клановые и политико-дипломатические связи самого обширного характера, они опирались на устойчивую поддержку соплеменников и не были в изоляции от народа, – как это принято изображать классической историографией.
Извлечение из Р.И. Хасбулатов "Чужие" (Историко-политический очерк о чеченцах и их государственности). Москва 2003. ИД ГРААЛЬ
checheninfo.ru