ЧЕЧНЯ. Той – чеченский праздник, сопровождающийся пением, танцами, пиршеством и народными развлечениями.
У творческих людей не бывает перерывов. В то время, как пандемия ввергла многих людей в длительный дискомфорт, художник Зайнди Аласханов продолжал ежедневно с утра до темна работать в станковой живописи. Он написал несколько интересных работ в разных жанрах. Об одной из них, «Той в Харачое», я хочу рассказать читателям.
Сразу отмечу, что мастер не собирался выставить напоказ картину целиком. В соцсетях он размещал лишь фрагменты произведения, желая, очевидно, задать должную интригу. В дальнейшем он намеревался преподнести ее в качестве сюрприза на одном из грядущих выставочных проектов. Однако, по многочисленным просьбам друзей, решил пойти им навстречу и показать ее, что называется, в полный рост, на своей странице в фейсбуке.
В чеченское село Харачой, в 1962 году приехала киногруппа, возглавляемая режиссером Тофиком Тагизаде и танцевальный грузинский коллектив, для съемки художественно-музыкального фильма «Я буду танцевать». Главную роль в этой картине исполнял известный на всю страну деятель искусства Махмуд Эсамбаев. Кинолента повествует о творческом пути артиста Эсамбаева. Во время съемки танцевального эпизода, юный Зайнди с отцом и многочисленными односельчанами и родственниками из других сел, присутствовали не только в качестве зрителей, но даже попали в кадры массовки. Причем, традиционная национальная одежда, в которую были облачены чеченцы, как нельзя кстати и весьма удачно создавала колоритный фольклорный антураж.
В своем внушительном по размерам произведении, Аласханов предельно точно воссоздал тот памятный и яркий эпизод своего детства, добавив в число зрителей своих ближайших родственников и некоторых близких друзей. Впоследствии художник сокрушался, что не всех друзей написал на картине. Но, насколько мне известно, в будущем он планирует создать еще одно монументальное полотно и «реабилитироваться» перед товарищами.
Композиционно людская группа расположена многоярусным полукругом, образуя подобие амфитеатра. Идея воплотить в монументальной картине яркие воспоминания, неотступно следовала за художником долгое время, но нехватка времени (художник трудится в спортивном объединении) не позволяла осуществить задуманное. Но, как говориться, не было бы счастья, да несчастье помогло, была объявлена изоляция в связи с коронавирусом. Реконструируя событие, я постарался максимально достоверно воспроизвести композицию действа, - рассказывает художник, - поместив в центре блистательную пару: выдающегося танцора Махмуда Эсамбаева и заслуженную артистку Грузии Лейлу Абашидзе, исполняющих чеченский народный танец.
На заднем плане видна панорама села с родовой башней и маковкой мечети, выступающей за кронами деревьев, а дальше - прекрасный горный ландшафт. Будучи в Харачое, я обратил внимание на необычайно насыщенные изумрудом горы и благоухающие альпийские луга. Смею заверить, что автору удивительным образом удалось передать ту феерическую атмосферу цветущей флоры и первозданную чистоту горного воздуха родного края. В данной картине нет второстепенных персонажей и деталей, все в ней подчинено торжеству большого искусства, крепости родственных уз, нерушимости дружеских отношений и гармоничному единению человека с природой. Следует заметить, что идеи гуманизма в межличностных и межнациональных отношениях путеводной звездой пронизывают все творчество Аласханова.
Картина уникальна и тем, что в ней обнаруживается несколько жанров: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовая сцена, фольклорный мотив, народное творчество и даже анималистика.
А теперь посмотрим, кого написал художник на холсте.
В первом ряду, слева мы видим легендарного музыканта Рамзана Паскаева. Желая подчеркнуть его исполнительскую виртуозность, автор применил эффектный прием – изобразил аккордеон в перевернутом виде, так, что клавиатура оказалась с противоположной стороны. Рядом не менее талантливый барабанщик Магомет Исрапилов в очках и рыжей папахе. Аккурат в центре, под лебединым взмахом руки красавицы Лейлы, примостился сам автор произведения. Именно с этого «почетного» места в далеком прошлом Зайнди с отцом наблюдали памятное зрелище. Далее очень знакомое нам всем лицо – видный государственный деятель страны Руслан Хасбулатов. Слева от него «возвышается» статный красавец-мужчина в традиционной кавказской черкеске Турко Шахгиреев, держащий за узду коня- ахалтекинца. Конь не простой, он предназначен в качестве подарка дорогому национальному кумиру Эсамбаеву. В правом нижнем углу картины представлена группа танцоров в красных черкесках и светлых папахах, с кинжалами за поясами, которые искрометно ассистируют главным исполнителям танца. Это Зайнди Газмагаметов, Тимур Аласханов (сын художника) и Ваха Джабиров.
Во втором ряду слева направо: известный чеченский и российский певец, Народный артист Чечено-Ингушетии Сулейман Токкаев. Далее, автор данной статьи, художник Томас Арутюнян. Рядом, в стильном пиджаке седовласый Докку Мальцагов – Народный артист РФ, руководитель школы искусств им. М.Эсамбаева. Слева от него Муса Абдулвахабов – уважаемый человек, преданный важному делу, на благо законности и правопорядка. Следующим в ряду, художник поместил колоритного мужчину в песе (традиционном чеченском головном уборе) и дымчатых очках Айнди Аласханова, своего младшего брата и моего хорошего друга, который является активным помощником в организации выставок Зайнди в республике.
Альви Шахгиреева художник изобразил в характерной позе руководителя, с одобрительно поднятым кверху большим пальцем. Он в синей водолазке и сером пиджаке. Его трудовая деятельность посвящена управлению аэропортом.
В верхнем третьем «ярусе» мы видим группу чеченских женщин в национальных одеждах и детей. Я узнаю Яху Сайдулалиеву, женщину в очках – она сестра Айнди и Зайнди Аласхановых, большая поклонница творчества своего брата.
В правом верхнем углу картины автор поместил жанровую бытовую сцену из жизни чеченского села. Под деревянным навесом расположилась группа селян, которые наблюдают с высоты горного плато за происходящим. В огромном котле закипает вода. В нем будет вариться мясо тучного быка.
В нижнем левом углу на круглом столике, накрытом красной скатертью, расположился натюрморт, составленный из позолоченного сосуда и кубка на блюде, серебряного кинжала с ремнем, украшенным серебряными позументами и пачек советских денег. Здесь автор, несмотря на то, что событие происходит в горном регионе, демонстрирует давнюю традицию равнинных жителей Чечни устраивать «денежный дождь» на особых праздниках.
Разумеется, композиционным стержнем всей картины является танцевальный дуэт, написанный Аласхановым с нескрываемым пиететом и восхищением главными персонажами. Вырванный из танцевального действа фрагмент, словно ключевой символ, вобрал в себя все изыски виртуозного исполнения и, подобно филигранному орнаменту, воссиял среди сказочных гор Харачоя на виду благодарных и восторженных зрителей.
Стремясь избежать пафосного и нарочитого восхваления творчества моего друга Зайнди Аласханова, а также руководствуясь желанием быть предельно объективным в комментариях к его картине «Той в Харачое», я ограничусь вышесказанным, а за вами, дорогие читатели-зрители, оставляю право самим дать объективную оценку этой работе.
Но все равно, как бы ни было велико искушение оставаться непредвзятым, я рискну отметить, что «Той в Харачое» - неожиданное, долгожданное и заметное явление в творчестве Аласханова, достойное найти свое почетное место в новейшей истории чеченской культуры.
checheninfo.ru