Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Прародина нохчи Урарту?


Просмотров: 10 184Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Прародина нохчи Урарту?

Древние чеченцы пришли из Урарту на   Кавказ, чтобы сохранить свою самобыт­ность, обычаи и адаты 

 

Урарту 

 

Сегодня мы публикуем статью армянского  ученого Араика Оганесовича Степаняна, кандидата фи­лософских наук, председателя Политологической Ассо­циации Санкт-Петербурга. Решение Араика Степаняна передать свои исследования в «ОГ» неслучайно. Тема, которую он затронул, давно занимала умы чеченских историков. О том, что прародиной вайнахов яв­ляется древнейшее царство Урарту, писали в своих научных трудах многие ученые.  В начале 90-х годов прошлого века историки Армении и Чечни    стали совместно заниматься этой темой. К сожалению, после развала СССР и началом военных действий на Северном Кавказе эти контакты были прерваны. 

 

Мы надеемся, что после появления этой статьи исследования в этом направлении будут продолжены. По крайней мере, как нас заверили представители армянской общественности Москвы и Санкт-Петербурга, в Академии наук Армении рады будут видеть чеченских ученых

 

Для изучения вопроса прародины чеченцев мы выбрали простую тактику, а именно: если нахско-дагестанский язык синокавказской группы формировался в Армянском Нагорье, то есть прямой резон там и искать корни народа нохчий. Предки чеченцев, согласно историческим, археологическим и лингвистическим данным, имели несомнен­ное генетическое родство с древнейшим населением не только всего Кавказа, но и Передней Азии. Культурные и языковые связи чеченцев прослеживаются с цивилизацией междуречья Тигра и Евфрата, с хуррито-урартской общностью с басками, хеттами, этрусками и т.д. Однако, исследователи генезиса нохчий не дают  ответа на вопрос: когда и откуда началась миграция древних вайнахов на Кавказ. Именно на эти вопросы мы попытаемся дать ответ.

 

Прежде всего, следует разобраться в историческом содержании термина «Урарту», и этнонимах «вайнахи» и «нохчий».

 

Государство Урарту, оно же Арарат - сто­лица Ван или Биайна, - с точки зрения сто­ронников «теории Урарту», существовало около 350 лет на территории Армянского Нагорья. По той же теории «урартийцев» за­менили армяне и создали свое государство Армения. Однако эта теория дала серьезные трещины после того, как чех Берджик Грозный (во второй половине 20 века) расшифровал хеттскую клинопись и прочитал богатейшие царские архивы хеттской столицы Хаттушаш. В этих документах совершенно определенно и недвусмысленно повествовалось о государстве на территории Армянского Нагорья - Хайаса, которое находилось в то же время и на том же месте, где и Урарту. Очевидно, что не могли существовать два государства в одно и то же время и на том же самом месте. Ученые сделали вывод, что Урарту соответствует географическое название Арарат (в Библии так и упоминается - «царство Араратское») (Иеремия 51: 27), но не как название этноса.

 

Название «Урарту» - ассирийское, в переводе с армянского - Арарат. Оно обозначает территорию по местному географическому названию. Ассирийцы Армению называли «Урарту» или «Арарту», персы - «Армина», хетты - «Хайаса», аккады «Армани». Здесь следует упомянуть, что сами себя армяне называют - хайами. 

 

Какое отношение имеют вайнахи к Армении? 

 

На основании исследований В.И. Иллича-Свитыча и А.Ю. Милитарёва, ряда других крупных лингвистов, при соотнесении их данных с археологическими материалами, в частности А. К. Векуа, фундаментальными работами Т. Гомбрелидзе и В. Иванова, А. Арорди, М. Гавукчяна и др., можно прийти к следующим выводам относительно происхождения и расселения представителей древнейшего этноязыка вайнахов.

 

В пределах XXX-XXV тыс. до н.э. осуществляется первичная дифференциация ги­потетической восточно-средниземноморско-переднеазиатской праэтноязыковой общности людей начала верхнего палеолита на несколько этноязыковых массивов, среди которых в настоящее время более-менее отчетливо просматриваются три:

 

1) Ностратический - с ареалом станов­ления в пределах Закавказья, Южного Прикаспия, Загроса и прилегающих к ним обл­стей (в настоящее время в него включают языковых предков индоевропейских, уральских, алтайских, картвельских и эламо-дравидских народов). Здесь  стоит  отметить новую работу Арорди  «Генезис  Айа», где  автор  этим  ностратическим языком называет  язык айа.

 

2)Афразийский - между средним, Евфратом и Нижним Нилом, с центром в Палестине, Заиорданье и Сирии (от него происходят языковые предки семитских народов, древ­них египтян, а также носители современных берберско-туарегических, чадских, кушитских и омотских языков северной половины Африки).

 

Синокавказский - в пределах Армян­ского Нагорья и Анатолии - Армянская Ме­сопотамия (с ним генетически связываются не только древние и некоторые современные языки Средиземноморья и Кавказа, такие как баскский, этрусский, хеттский, хурритский, «урартский», абхазо-адыгейские и нахско-дагестанские, в частности чеченский, лезгинский и пр., но и, как ни странно, язы­ки синотибетской группы, в том числе и китайский).

 

Праностратическая общность в ее совре­менном понимании складывалась на Армян­ском Нагорье. Из ее юго-восточной части потомки представителей западного ареала синокавказской общности в течение IX - VI тыс. д.н.э. распространяются по всему Северному Средиземноморью, Балкано-Дунайскому региону, Причерноморью и Кавказу. Их реликты известны как баски в Пире­неях и адыгейцы или чеченцы в горах Кавказа.

 

Северными соседями древних семитов были носители древнеанатолийско-северокавказских языков,  представленные,  главным образом, двумя ветвями западной, хеттской -, в Малой Азии (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде языковых предков абхазо-адыгейских народов), и восточной, хурритской - на Армянском Нагорье (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде предков нахско-дагестанских народов).

 

Таким образом, лингвисты утверждают, что нахско-дагестанский язык формировался в Армянском Нагорье, значит, языковые сходства армянского и вайнахского каким - то образом должны отражаться в их географических названиях. 

 

«Нах» по-армянски «начало» 

 

На основе анализа топонимических на­званий Армении, Чечни, Ингушетии можно определить регионы (губернии) в Армении, откуда вышли первые нохчий и двинулись на Северный Кавказ.

 

Возьмем чеченское селение Хой. По-армянски это слово означает - дикий баран, овен. В этом слове примечательно то, что от него, по мнению О. Пиликяна, происходит самоназвание армян - хай, таким переходом хой-хоай-хай. Существуют еще три версии о происхождении этнонима хай. Армянский город Хой - бывший Гер, а по данным Авес­ты - Вер, который арии построили в стране Ар - Мана, находился в исторической Армении - область Васпуракан. Сегодня Хой находится на территории Ирана.

 

Есть большое сходство между чеченским селением Эрзи и армянскими городами Алзи, Арзни, Арзан, Эрзрум и Ерзнка. На мой взгляд, чеченское селение Эрзи имеет родст­венные связи с армянским Алзи.

 

Приведу лишь несколько названий че­ченских селений, которые схожи с именами городов и племён Армении.

 

Чеченский:                           Армянский:

 

Шатой                                Шот, Шатик

Харачой                              Корчай(кх)

Армхи                                Арме, Урме, Архи

Таргим                               Торгом

Гехи                                 Гехи

Бенни                                Биайяи - Ван

Ассы                                 Аззи 

 

Скажем сразу, что мы не согласны с А. П. Берже, который слово «нохчий» выводит от чеченского «нахчи», означающего сыр. То есть люди, изобилующие сыром.

 

Название «вайнах» имеет значение этнической общности, куда входили чеченцы, ингуши и бацбийцы. Слово «вайнах» состоит из двух корней - «вай»  и «нах». В слове «нохчо» тоже есть корень «нох». Согласно исследованиям Ю. Дешериева, древнейшей формой слова «нохчо» было «нахча», с чем мы охотно соглашаемся. Однако, что же означает слово - «нахча»? Есть несколько тол­кований этого слова:

 

1)армянское толкование, где слово «нах» происходит от библейского Ноя, который после всемирного потопа спустился с горы Арарат. Место, где он поселился, называется - Нахиджеван (Нахчаван на старом армянском), который означает место (ван), куда спустился (идж или эдж) Ной (Нах).

 

2)В «Армянской географии» вайнахские племена упоминаются в VII в. под названием -нахчаматеане, нахчаматсане. Это слово лингвисты переводят на чеченский язык, который означает - говорящие на языке нохчий. На наш взгляд, эти толкования не совсем верны. И вот почему. «Нах» по чеченски означает «народ». «Нах» по-армянски - «начало, сперва», «нахни» - предок, праотец. Стало быть, в слове «Нахчаван» корень «нах» является не синонимом Ноя, а означает «первый человек, праотец», который на этом месте поселился. Таким образом, город Нах­чаван означает город праотца, первого предка.

 

Слово - «вай», на наш взгляд, со времен раннего неолита связано с древним божеством - Аи. От этого божества армяне получили свое название Хай, а страну назвали Хайкх - Хайастан, а области Вайкх и Тайкх и т.д. Шумеры Айу называли Энки или Эя. Таким образом, слово «вайнах» означает «предки или народ», поклоняющиеся богу Айа.

 

Сущностная ошибка ряда исследователей заключается в том, что армянское слово «нахчаматеанк» они пытаются толковать в чеченской этимологии, что, на наш взгляд, в корне не верно. Таким образом, ассирийцы перевели армянское слово Арарат на свой язык, и на свет появилось новое государство «Урарту». Так, например, К.П. Патканов слово «нахчаматяны» разбил на три части: «нахча», «мат», «яны» (суффикс множественного числа древнеармянского языка). Он считает, что «нахча» соответствует вайнахам, а «мат» означает язык по - чеченски.

 

Поэтому, чтобы понять суть слова «нахчаматсане» его следует толковать в армянской этимологии. 

 

Первая часть в слове «нахчаматсанк» и «нахчаматеанк» уже нам известно: «нахча» - «праотец, предок», или «народ», а вот вторая часть: «матеанк» и «матсанк» - это название и племени и области Матян в исторической Армении, на юге озера Урмия. А на северо-западе озера Ван жили племена мардуцайки (марды). Возьмем название «нохчимохк»: «нохчи» - «мохк». На юге озера Ван есть армянское княжество Мокк, это означает - предки из Мокка. Остановимся на ряде других примеров сходства названий армянских и вайнахских селений и городов, которые соседствуют друг с другом. Опорным пунктом обозначаем, княжество Вайк (Вайнах) и по часовой стрелке спустимся вниз. 

 

На юге Вайка находится губерния Нахчаван (Нохчо). На западе от Нахчавана крепость Шот (Шатой). От Нахчавана спускаемся к озеро Урмия (Армхи) - Капутан - Матиана, не доходя до озера прямо по курсу город Хой (Хой), он же Гер. На юге озера Урмия княжество Матян (матянк, нахчаматянк). Этот список можно продолжить. Таким образом, напрашивается вывод, что, во-первых, слово «вайнахи» указывает этническое происхождение. Во-вторых, слово «нахчаматеанк» и «нахчаматсанк» или «нахча-мохк» указывают место их прародины, то есть из каких мест они эмигрировали на Кавказ. Таким образом, слово «вайнах»- понятие этническое, а «нахчаматянк», «нахчамтсанк» и «нахчамохк» - географическое. 

 

Когда вайнахи эмигрировали из Армении? 

 

Обратимся к баскским источникам. В 1927г. выходит на свет книга Бернардо Эсторнес Ласая: «Долина Ронкала», где он пишет: «По священным писаниям, после всемирного потопа мир разрушился, и спасся только Ной и его семья. У Ноя появился внук от сына Иафета, которого звали Тубал.

 

Жили они в Азии, в стране по имени Армения, когда началось строительство знаменитой башни Вавилона, по той причине сме­шались языки и от этого, по мнению одного автора, появился язык басков. Непонимание языков людей заставило скитаться по миру. Праотец Тубал, которого еще звали Аитор, означающее что-то похожее на «праотец басков», вместе с армянами держал путь к за­падным краям Европы для проживания.

 

«Задерживаясь, долгие годы на Кавказе, они решают продолжить свой прерванный путь - всегда на Запад».

 

Как видно из вышесказанного, баски считают своей прародиной Армению. В целом, по теме басков существует немало спор­ных моментов, но мы здесь не будем на них останавливаться. Скажем лишь, что в Испании огромное количество баскских названий, схожих с армянскими. Басковеды Ис­пании и Армении нашли свыше 400 баскских слов, которые в армянском языке имеют идентичный смысл. Следует отметить, что эмиграция из Армянского Нагорья на Кавказ происходила по нескольким этапам.

 

Первый этап - это эпоха VII - IV тыс. до н.э., когда мигранты поклонялись богине Аи -Айа - Эя - Э. Причиной эмиграции пра-пра-вайнахов, поклоняющихся богине Луны Айа, шумеров и др. - являлась их укорененная приверженность матриархату в противостоянии с нарождающимся патриархатом у солнцепоклонников Армянского Нагорья, поклоняющимся богу Ар. Вайнахи пересе­лились на Кавказ, баски пошли на запад в Европу, а шумеры спустились вниз по тече­нию Тигра и Евфрата.

 

Второй этап - III - I тыс. д.н.э., арийская эпоха, когда у армян главный бог - Ар или Ара (Ардини), у славян Яр - Ярило, у вайнахов - Ерды.

 

Третий этап - это где-то с VI века д. н.э. В это время в Закавказье появились разные кочевые народы, которые являлись прегра­дой на пути из Армении на Кавказ.

 

Уже в VII веке нохчий выступают под именем «нахчаматянк». О них армянский историограф Г. Алишан пишет, что они очень похожи на армян, со своими адатами, обрядами, танцами, мелодичными песнями, жертвоприношениями, поклонениями деревьям и т.д. Не все материалы про вайнахов, которые находятся в Матенадаране (крупнейшее книгохранилище древних рукопи­сей в Ереване), изучены. Они ждут своих исследователей.

 

Частые вторжения разных кочевых племен на Кавказ - тюрков, хазар, монголов и др. - нарушали спокойную (относительно) жизнь вайнахов. Какая задача встала в этот период перед нохчий? Главная - выжить, не раствориться среди кочевых народов, сохра­нить свою самобытность, обычаи, адаты и т. д. Для этого они поднялись в горы. В горах они находились в относительной безопасности. Именно замкнутая жизнь в горах стала причиной отсутствия государственности вайнахов. Они при угрозе извне объединялись против врагов, отбивались и далее жили у себя в горах. Точно так же, как и армяне, отбивались от врагов. От аккадских и ассирийских царей мы узнаем, что когда они шли на Армению, то против них выступили около 60 племенных союзов.

 

На территории вайнахов жило много других народов: тюрки, иудеи, монголы и др., и закономерно кровосмешение. Встал вопрос: как определить, кто есть кто? Ответ очень прост: по семенам (чеч. - тукхуму, арм.- тохум, тахум), по родам (тейпам), то есть, по ним определяли свое место в обще­стве - «свой» или «чужой». Вот тогда и появились жестокие и изнуряющие обычаи кровной мести. У армян вместо понятия тейпа были князя (нахарары), и между ними была вражда. Причиной вражды становилась кровь, опять же семена - тукхуму. Армянские князья не признавали ни чистокровных князей, ни тем более тех, кто претендовал на царский престол. И вот, пока они между собой решали, кто из них чистокровный, вначале персы с византийцами покорили Армению, а потом арабы, монголы и турки. До сих пор в Чечне вопрос тейпов имеет большое значение. Посторонним трудно понять значение и место тейпов в общественно-политической жизни Чечни. Только сами чеченцы могут определить внутри себя, кто есть кто.

 

Четвертый этап - это XV-XVI век, когда принявшие ислам армяне из Османской им­перии (исторической части Армении) переходят в Персию, а оттуда уже в Чечню. Про этих армян очень красноречиво пишет армянский историк Лео. Это несколько ар­мянских «тейпов» из гор Санасунк, которые занимались грабежом турецких налоговых служб. Это происходило таким образом: турки когда проходили по их ущельем за сбором налогов, то их беспрепятственно пропускали, а когда они, собрав налоги, возвращались, то на них нападали и грабили. Наказать или поймать их было невозможно, потому что они не имели постоянного дома, их домами были горы. Поэтому турецкий султан дал команду обходить этот район

 

В конце хочу отметить, что еще недоста­точно основательно изучена связь вайнахов с Армянским Нагорьем. И этот тезис не ста­вит под сомнением теорию об автохтонности вайнахов. По той простой причине, что когда первые нохчий пришли на Кавказ, там не было жителей, потому что эта территория находилась под водой Каспия. Но это уже другая тема.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"