ЧЕЧНЯ. Образ благородного разбойника, который борется за восстановление социальной справедливости, близок многим народам. Достаточно вспомнить таких персонажей как Робин Гуд или Владимир Дубровский. В России начала ХХ века тема классовой борьбы против угнетателей тесно перекликалась с национально-освободительным движением. Например, легендарный чеченский абрек Зелимхан Гушмазукаев вступил в ряды анархистов, и его борьба с отрядами царской армии приобрела политический оттенок.
Народный мститель. Зелимхан Гушмазукаев (1872-1913 гг.) был представителем тейпа Харачой, поэтому его часто называют Харачоевским. Еще при жизни чеченцы и представители других народов Северного Кавказа рассказывали о нем предания и легенды, часто романтизируя образ героя-абрека. Его непростая судьба, благородная и храбрая натура, трагическая гибель вызывали отклик в сердцах простых горцев.
«Страна последних рыцарей». Известный дагестанский художник-диссидент Халил-бек Мусаясул (Мусаев) рассказал о Зелимхане Гушмазукаеве в своей повести «Страна последних рыцарей», которая впервые была издана в Германии в 1936 году. Автор отметил, что взяться за оружие мирного жителя заставили обстоятельства. Будущий абрек был несправедливо обвинен в убийстве и приговорен к длительному заключению. Сбежав из тюрьмы в 1901 году, Зелимхан решил отомстить российским властям за допущенную ими несправедливость.
«Абреки, действуя в одиночку или небольшими группами, мстили царизму за себя, своих родственников и свой народ: убивали царских чиновников, грабили банки, казенные учреждения, богатых жителей. Отобранные деньги и ценности абреки нередко распределяли среди бедных крестьян», – написал Халил-бек Мусаясул.