Материальная культура основной части нахского массива, располагавшегося в границах современной Чечни и Ингушетии, исследовалась многими учеными (Е. И. Крупное, MX. Багаев, М. Б. Мужухоев, Р. А. Даутова, С. У. Умаров, X. М. Мамаев и др.). Мы в данном разделе пользуемся, главным образом положениями и выводами археологов Р. А. Даутовой и X. М. Мамаева.
В эпоху раннего средневековья на Северном Кавказе сложились четыре этнокультурные области, выделяемые археологами: Закубанская, Центрально-Кавказская, Дагестанская и Предкавказская. В Центрально-Кавказской этнокультурной области, охватывавшей территорию от верховьев Кубани (на западе) до бассейна Аксай-Акташ (на востоке) выделяются два культурных типа - равнинный или аланский (предгорно-плоскостные районы верхней Кубани и Терека) и горный (характерный для предков карачаевцев, балкарцев, осетин, ингушей и чеченцев). В свою очередь, культура горных племен выделяется в три локальных варианта - западный (предки карачаевцев, балкарцев), центральный (предки осетин и частично ингушей) и восточный (предки ингушей и чеченцев). Таким образом, нахи Большого Кавказа сохраняли общие черты материальной культуры, но, вместе с тем, обнаруживались и локальные особенности. Это являлось свидетельством продолжения процесса распада нахской общности в эпоху раннего средневековья, о чем говорилось и выше.
Раннесредневековые поселения предгорно-плоскостной полосы на территории края представляли собой, как правило, земляные городища с оборонительными сооружениями из рвов, валов, дополненных глинобитными стенами, реже каменными сооружениями. Городища сооружались на естественно укрепленных мысах рек и возвышенных местах, они обладали цитаделью площадь до 200-400 кв. м, рядом жилых сооружений и загонами для стад (до 1500-2000 кв. м), обнесенных валами и стенами из сырцового кирпича. На территории Чечни и Ингушетии выявлено не менее 150 таких поселений и один крупный город: столица Алании - Магас. Здесь обнаружены дома турлучного типа с простыми очажными ямами четырехугольной и овальной формы. В городе выявлена и булыжная мостовая шириной около 3 м, места культового назначения - например, громадный зольник, где поддерживался веками священный огонь. К сожалению, источники оставили мало сведений о Магасе, хотя этот город был одним из крупнейших на Северном Кавказе. Видимо, он не имел значения торгово-ремесленнического центра, а носил аграрный характер, представляя собой скорее город, сложившийся вокруг культового центра.
Собственно аланы, еще в IV в. кочевавшие в кибитках, рано оседают на землю, перенимая земледельческую и домостроительную культуру нахов.
Поселения горной зоны в эпоху раннего средневековья оставались небольшими и также располагались на естественно защищенных участках. Здесь мало были распространены рвы и валы. Но использовался прием подправления обрывов и скал, защитные каменные стены, сооружались башни. В горах рано начинается строительство башенных сооружений. Вначале это были так называемые циклопические постройки из огромных каменных блоков. В X-XI вв. каменные сооружения представляли собой двух-трехэтажные дома-крепости из строительного камня площадью основания от 160 до 400 кв. м. Построить такие сооружения могли позволить себе только богатые семьи. Первый этаж отводился для содержания скота, второй и третий являлись жилыми. Капитальные стены снабжались амбразурами, а по периметру плоской крыши складывались запасы камней для сбрасывания на противника. В горах сооружались каменные святилища и склепы. Нахские мастера, безусловно, участвовали в строительстве первых христианских храмов - Тхаба-Ерды и др.
Вблизи поселений располагались могильники, причем, погребальная обрядность различалась на равнине и в горах. Для равнин были более свойственны катакомбные захоронения, а жители горных районов хоронили своих покойников в каменных ящиках и обычных грунтовых ямах. Есть также горные могильники, где встречаются одновременно и катакомбы, и каменные ящики (Уш-калой, Фуртуог), что отражает, по-видимому, совместное проживание двух этнических, или двух конфессиональных групп населения. Видимо, северокавказские аланы и плоскостные нахи имели единые конфессиональные воззрения (между тем обряд захоронения степных и кавказских алан имел свои определенные различия).
Основным хозяйственным занятием равнинных нахов и местных алан являлось земледелие. Ввиду густой заселенности равнин южнее Терека и Сунжи использовался, видимо, подсечный способ высвобождения пахотных участков от леса с помощью железных топоров. В горах было распространено террасное земледелие. Для обработки земли использовались легкие плуги и сохи с железной рабочей частью, а также мотыжки. Для сбора урожая применялись железные серпы и небольшие косы-горбуши. Собранное зерно (более всего возделывались просо, пшеница, ячмень, рожь и овес) хранилось в специальных ямах и в больших толстостенных сосудах-хумах емкостью до 100 литров.
Из технических культур нахи были знакомы с коноплей и льном. Кроме того, в раннем средневековье они освоили садовые культуры и виноград. Путешественники того времени отмечали, что "много у них всяких благ, таких как мед, масло и фрукты в их долинах", у них "растут виноград, гранат, айва, яблоки, груши, абрикосы, персики и орехи...".
Основными отраслями скотоводства традиционно оставались овцеводство, разведение крупно-рогатого скота и коневодство. Для развития данной отрасли в крае были идеальные условия: равнинные и горные пастбища, степные зимние выгоны, богатые покосы и т. д. Судя по бронзовым изображениям лошадей того времени, здесь использовали в основном две породы - рослые быстроаллюрные лошади типа ахалтекинцев и небольшие лошади горного типа. Седлали их, согласно археологическим находкам, наконечниками из железа ; боевые топоры, мечи и сабли с незначительно изогнутыми клинками; ножи и кинжалы. По крайней мере, с XVI в. в Чечне начинают распространяться ружья и кремневые пистолеты, а в XVIII в. можно говорить и о появлении огнестрельного оружия собственного производства ("нохчи топ" - чеченское ружье).
В состав защитного вооружения горцев входили металлические панцири и кольчуги, полусферические шлемы с кольчатой сеткой-бармицей (то есть "мисюрки"), предохранительные кольца и напалечники, круглые деревянные щиты, обтянутые кожей и укрепленные концентрическими железными кругами и др. Лук и стрелы состояли на вооружении чеченцев не только в XVI-XVIII вв., но даже и в начале XIX в. На равнине, в бассейне Терека и Сунжи заметную роль играло рыболовство: при раскопках обнаружены каменные и керамические грузила для сетей, крючки, крюки для багрения и т. д., а также костные останки осетровых. В лесах и горах водилось немало дичи, в том числе благородных оленей, диких баранов, медведей, косуль и т. д. Известно, что даже грузинские цари в XII в. ездили на охоту в "Аланию", которая отличалась богатством дичи. ). Ремесленные занятия населения края в раннесредневековую г-р. эпоху были заметными и разноотраслевыми. Tак, открыты сложные по устройству двухъярусные гончарные печи (с. Дуба-Юрт), установлено клеймение днищ гончарной посуды, что говорит о профессиональном ремесленничестве. Качество керамики, богатство форм и обжиг в XII-XIII вв. значительно улучшаются. Начинает производиться даже черепица (сел. Мартан-Чу).
Особой значимостью обладало оружейное производство, основанное на местной металлургической базе. Местные мастера освоили ряд операций по технике сварки железа и стали, термической обработке металла в различных режимах, ковку сложных форм и т. д. Возможно, что возникла и первичная кооперация труда ремесленников: один ковал клинок, другой украшал рукоять и ножны. Так, северокавказские сабли Х-ХП вв., найденные у сел. Мартан-Чу и ст. Змейской (Северная Осетия), были сделаны из упругой и вязкой стали, ножны и рукоять украшены позолоченным серебром со штампованным орнаментом и вставками из полудрагоценного камня.
Луки нахов были уже сложносоставными, наконечники стрел специализированными - бронебойные, для охоты и т. д.
Из оружия ближнего боя помимо сабель прямого типа были распространены железные топоры, секиры, боевые ножи. Из защитных доспехов могильники сохранили клепаные из железных пластин шлемы, латы, кольчуги и щиты.
Одежда раннесредневековых нахов и алан следовала модам степных народов, иранцев и византийцев, но сохранялись вместе с тем и местные формы, диктуемые климатом и особенностями ландшафта. Ткани использовались преимущественно яркие и узорчатые, в том числе и драгоценный шелк.
Люди того времени, как женщины, так и мужчины, широко использовали украшения из бронзы, драгоценных металлов и камней, стекла и т. д. Особенно интересны металлические амулеты-обереги. Они украшались солярными знаками, изображениями лошадей, всадников, диких животных и птиц. Из стран Восточного Средиземноморья и греческих городов Причерноморья на Северный Кавказ привозили мозаичные и глазчатые бусы, стеклянные и поливные сосуды. Из Константинополя шли золотые украшения, шелковые ткани поступали из Китая, Средней Азии и Сирии. Из Ирана к ним попадали серебряная и медная посуда, монеты, различные украшения. Грузия традиционно снабжала горцев вином, коврами, посудой, солью, тканями и т. д.
В целом, край являлся самодостаточным и даже на фоне восточных цивилизаций выглядел аграрно-цветущим.
Влиянием Востока объяснялось распространение в Чечне плоских шлемов-мисюрок, турецких и крымских ружей и пистолетов, а также холодного оружия из дамасской стали. Распространяется у чеченцев и оружие европейского типа - "франкские" пистолеты, мечи и сабли итальянского и немецкого производства.
В Чечне рассматриваемого времени сложился культ совершенного оружия. Образ героя исторических песен, как правило, получает законченность, если он обладает качественным оружием и благородным скакуном. Уже в XVIII в. в Чечне складывается несколько центров производства оружия, которое распространялось и за ее пределами. Вместе с тем, чеченцы отдавали должное и изделиям дагестанских мастеров, особенно кинжалам. Украшением оружия драгоценными металлами в чеченских аулах занимались, как правило, дагестанские "серебряки", использовавшие, однако, местные орнаментальные мотивы.
checheninfo.ru