ДАЙДЖЕСТ: |
Вокальный ансамбль «Илли» был создан еще в советское время. Весной 1979 года в Грозненском музыкальном училище проходил академический концерт, на котором наряду с другими начинающими артистами свое мастерство демонстрировал студент 3-го курса Магомед Ясаев.
Его выступление имело большой успех. После концерта к молодому человеку подошли солист Чечено-Ингушской государственной филармонии (ЧИГФ) Магомед Ужахов и преподаватель вокала, также солист ГФ Альви Мазаев. Они поздравили Ясаева с успехом и пригласили в парк на беседу. Здесь артисты рассказали об идее создания фольклорного ансамбля, который будет работать в вокально-хоровом стиле чеченских песнопений. Идея создания творческого коллектива, исполняющего народные бытовые, эпические песни, понравилась Магомеду, и он согласился принять участие в его организации.
О том, как дальше происходило становление ансамбля, нам рассказал сам Магомед Ясаев, ныне народный артист ЧР, президент регионального отделения Мирового артийского комитета в ЧР.
– Магомед, Вы верили, что Вам удастся создать этот ансамбль?
– Идея развивать этот вид национального искусства меня очень увлекла. К организации ансамбля мы приступили немедленно. Ужахов предложил назвать его «Илли». На должность художественного руководителя мы решили пригласить одного из известных деятелей культуры ЧР. Наш выбор пал на Шиту Эдисултанова, который сначала долго отказывался, но потом тоже загорелся этой идеей и согласился. Решением оргкомитета я был назначен музыкальным руководителем, а Ужахов и Мазаев занимались организационной деятельностью. Осенью 1979 года они дали объявления во все СМИ, и началась работа по отбору участников будущего ансамбля. Среди первых, кого мы прослушали, была Мялх-Аьзни Азиева, которая пришла к нам после культпросветучилища.
Во второй половине 1980-х годов она уже была всенародно любимой певицей. Мялх-Аьзни вышла замуж за Рамзана Чакараева, который начинал как танцор, но потом тоже влился в наш коллектив. Участниками «Илли» стали также Султан Пашаев, гармонист Хамзат Дадаев, Шахрани Абдулазимов, Ильяс Абдулкаримов и его жена Малика. Ильяс – единственный из того первого набора, кто по сегодняшний день работает в ансамбле, ныне являясь его художественным руководителем. С начала становления коллектива вместе с нами трудился Рамзан Даудов (сейчас директор ЦНТ). Я репетировал с набранными артистами, а весной 1980 года у меня начались госэкзамены. На этот период оргкомитет пригласил в ансамбль известного тогда гармониста, заслуженного артиста ЧИАССР Рамзана Паскаева. Но он не был специалистом по вокалу и вскоре ушел. Сдав экзамены, я вернулся в ансамбль, но от музыкального руководства отказался, так как эта работа требовала большого напряжения сил, что плохо влияло на мои вокальные возможности. А главным делом моей жизни всегда было пение. К 1982 году меня уже хорошо знали в республике. В конце 1981 года к нам после окончания Ростовского пединститута пришли Имран Усманов и Сулейман Такаев. Имран, несколько месяцев проработав в должности музыкального руководителя, покинул коллектив. Его сменил Такаев.
– Когда и где состоялся ваш первый концерт, и как принимали «Илли» слушатели?
– Первый наш концерт прошел 18 июля 1980 года в селении Автуры (символично, что сотый концерт мы провели там же). В республике не было ни одного населенного пункта, где бы мы побывали менее 10 раз. «Илли» везде принимали тепло, при полных аншлагах. Слава о нем разлетелась далеко вокруг. Несколько раз прослушивать нас приезжал министр культуры РСФСР.
В 1982 году в коллектив влились Белухаджи Дидигов, сестры Айдамировы: Аймани (ей тогда было 16 лет) и Малика. Работал в «Илли» и Сайд-Ахмед Магомадов из Автуров, виртуоз-дечик-пондурист, который сейчас работает в группе «Назма». С 1983-го непродолжительное время с нами были нынешний директор Госфилармонии Руслан Таипов в качестве ударника-доулиста и Сайдамин Яскаев, талантливый конферансье и поэт. В этом же году после распада ансамбля Госфилармонии «Шовда» к нам прислали заслуженного артиста РСФСР Валида Дагаева, Мовлада Шабазова, а также Межи Хучиева (он трагически погиб во время войны от шальной пули). С нами работал Жамалди Камбулатов, который сейчас преподает в Грозненском училище искусств, и Джабай Хамидов. Наряду с коллективом «Вайнах» ансамбль был очень любим народом. «Илли» исполнял старинные песни в стиле назманаш, которые в советское время были под запретом. Но мы брали тексты, отражающие те или иные культурно-исторические события, и пели их под мотивы назманаш. «Илли» побывал с концертами почти во всех регионах Советского Союза. Нас приглашали на юбилейные даты, Дни литературы, искусств, с творческими обменами. Я хорошо помню 1982 год, когда отмечали
60-летие ЧИАССР и 200-летие добровольного вхождения народов республики в состав России.
Вместе с поэтами, писателями, музыкантами мы были приглашены в Москву. Выступали на Кремлевской сцене наряду с прославленными на весь мир хором имени Пятницкого, коллективом Академического ансамбля народного танца имени И.Моисеева, ансамблем песни и пляски Минобороны СССР имени Александрова, Кубанским казачьим хором и др. С нами выступали знаменитые артисты М.Эсамбаев, М.Магомаев, И.Кобзон, Л.Зыкина, А.Райкин, Ю.Антонов, А.Барыкин и другие. Это было духовное единение народов Советского Союза. О нашем ансамбле писали в «Литературной газете», «Советской России», «Правде». В 1983 году «Илли» был приглашен в Северную Осетию на празднование 100-летия со дня рождения классика осетинской литературы Косты Хетагурова. Мероприятие проходило в горах, в его родном селе, где была подготовлена специальная площадка для выступления артистов со всей России. Когда мы поднимались на сцену, среди присутствующих прошел шепот – это чеченцы. Нашим пением восхищались, его называли суровым, величественным. До сих пор я храню медаль с изображением барельефа К.Хетагурова, которую там получил. Она вызывает у меня теплые воспоминания. Помню 1987 год, когда проходил Всероссийский фестиваль «От сердца – к сердцу» в Москве на стадионе «Лужники». Там тоже были артисты со всего Союза. Мы обрели тогда множество друзей.
Чеченское многоголосое пение отличается от аналогичного пения всех других народов Кавказа, но довольно схоже с грузинским. Правда, последние поют на 5-6 голосов, а чеченцы на 3-4. Грузины исключительно развили этот жанр, но мы ничем не уступаем им в колорите исполнения, и наше пение невозможно спутать ни с каким другим. Этот жанр вокального искусства доходит до глубины сознания и сердец слушателей любых национальностей.
– До какого времени проработал первый состав ансамбля «Илли»?
– До конца 1993 года. После распада СССР наступили тяжелые времена для всей культуры. Почти прекратилось финансирование, не выдавали зарплату, и многие артисты под бременем нужды были вынуждены искать другие источники существования. Второе поколение артистов возобновило и продолжило работу до начала первой военной кампании. Коллектив набрал вернувшийся из ленинградской консерватории Заинди Хасанов. Ризван Идрисов пришел в «Илли» после распада первого состава. Сейчас он инвалид. К сожалению, всех я не помню, но те, кого я называл, безусловно, внесли свой вклад в развитие ансамбля, бывшего как бы кузницей вокальных кадров республики и выпустившего из своей среды много талантливых, известных и любимых в народе исполнителей.
После войны «Илли» возродился благодаря Ильясу Абдулкаримову, который, собрав третье поколение артистов, возглавил ансамбль. Сегодня коллектив существует благодаря энтузиазму работающих в нем людей.
– Каково значение ансамбля «Илли» для чеченской культуры?
– В те годы, когда осуществлялась политика слияния всех национальностей страны в единый советский народ, этот ансамбль внес немаловажный вклад в дело сохранения нашей самобытности, национального духа, культуры.
– Почему же сейчас он не так востребован, как раньше?
– История человеческой культуры переживала свои взлеты и падения. Бывали времена, когда народы активно развивали искусство, сферу духовного вообще. Затем наступали периоды, когда на передний план выступало все меркантильное, а на задний план отодвигалось все возвышенное, народное. Сейчас, к сожалению, приходится констатировать падение культуры, нравственности, морали в мировом масштабе. Идет глобализация, уничтожение национального своеобразия народов, превращение всех в единый конгломерат. В орбиту этих процессов попал и наш народ. В этой ситуации именно такие коллективы, как «Илли», «Вайнах» и другие, базирующиеся на основополагающих принципах народа, могли бы сыграть свою позитивную роль, будучи островками национальной культуры. К сожалению, «Илли» сейчас во многом не востребован. Но если мы хотим сохранить свое национальное лицо, необходимо чаще обращать взгляд в прошлое, на те виды искусства, которые в состоянии возродить нашу духовность. Это фольклорные танцы и песни, театральные постановки, прикладное искусство, пропагандирующие традиционные нравственные ценности чеченского народа.
В ансамбле «Илли» работают люди, преданные любимому делу. Они прозябают в нищете, с трудом содержат свои семьи, но продолжают трудиться. Между тем, этот коллектив должен быть таким же брэндом республики, как и «Вайнах», чтобы подрастающее поколение видело наше национальное искусство и впитывало настоящий образ своего народа. Ни один этнос не может избежать влияния окружающего мира, но мы должны стремиться к сохранению своих духовных корней и лучших традиций...
Хотелось бы довести до сознания руководителей культуры, что если мы не будем развивать народное искусство, то для будущих поколений завтрашний день может стать серым и невзрачным. Если молодежь не будет расти на примерах народного искусства, то нация будет обречена на исчезновение. Я считаю, что национальные коллективы необходимо финансировать, помогать им, ведь сегодня сельские дома культуры и клубы работают почти на голом энтузиазме.
Зинаида ФЕДОРОВА
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции
АБХАЗИЯ. Протесты и море: откажутся ли россияне от отдыха в Абхазии?
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой