Российские авиастроители сделали громкое технологическое заявление — в перспективный многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 внедрена инновационная система искусственного интеллекта, которая способна частично брать управление на себя и помогать летчику как в обычных полетах, так и в боевых условиях. Об этом сообщили представители «Рособоронэкспорта», подчеркнув, что новая разработка будет доступна и для зарубежных заказчиков.
Система, созданная в рамках развития программного обеспечения Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), представляет собой своего рода электронного второго пилота. Хотя сам Су-57 по конструкции является одноместным истребителем, благодаря ИИ летчик получает мощную поддержку в виде автоматизации рутинных задач.
Что делает ИИ:
Навигация : прокладывает оптимальные маршруты, учитывая метеоусловия, радиолокационную обстановку и потенциальные угрозы. Контроль систем самолета : следит за состоянием оборудования, предупреждает о сбоях и даже может рекомендовать действия для их устранения. Обработка информации : анализирует данные с радаров, систем РЭБ и других датчиков, выделяя наиболее важные цели и события. Поддержка принятия решений : в сложных ситуациях ИИ предлагает варианты действий, основываясь на заложенных алгоритмах и опыте моделирования. При этом ключевое решение — применять ли оружие — остается исключительно за человеком. Искусственный интеллект не наделен правом на автономное применение вооружения, что соответствует этическим и правовым нормам использования боевых систем с элементами ИИ.
Такой подход позволяет значительно повысить эффективность пилота в воздухе: освобожденный от технической нагрузки, он может сосредоточиться на выполнении боевой задачи — поиске, захвате и уничтожении целей.
Эксперты отмечают, что внедрение ИИ в кабину истребителя — один из трендов мирового авиастроения. Аналогичные разработки ведутся в США, Китае и ряде европейских стран. Однако реализация в российской авиации говорит о том, что отечественная оборонка активно модернизируется и выходит на новый уровень цифровых технологий.
По данным источников, система уже прошла испытания в составе опытных образцов Су-57 и планируется к установке на серийные машины. Кроме того, ее рассматривают как часть будущего перспективного авиационного комплекса шестого поколения, который сейчас находится в стадии разработки.