Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Неделя сохранения здоровья детей


Просмотров: 167Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Неделя сохранения здоровья детей

ЧЕЧНЯ. С 2 по 8 июня — проходит неделя сохранения здоровья детей (приуроченная Минздравом России к Дню защиты детей).

Интервьюер: Каковы ваши общие наблюдения относительно текущего состояния психологического здоровья детей в Чеченской Республике?

И.С. Хажуев: Психологическое благополучие детей — краеугольный камень здорового общества. Его обеспечение требует не разовых усилий, а постоянного внимания и по-настоящему системного, комплексного подхода. Современные дети, как известно, растут в сложном, быстро меняющемся мире, в условиях постоянного воздействия негативной информации и различных стрессовых факторов, влияющих на психологическое благополучие и здоровье ребенка. В этой связи важной задачей является раннее выявление любых возникающих трудностей и незамедлительное оказание квалифицированной, своевременной психосоциальной поддержки самым незащищенным слоям общества - детям. В этом направлении психологическая служба Министерства здравоохранения Чеченской Республики ведет активную работу. Приведу итоговые данные результатов работы медицинских психологов медицинских организаций за 2024 г.

Так, за предыдущий год наши специалисты оказали психологическую помощь 31 204 гражданам республики. Из них 10 052— это дети и подростки до 17 лет, то есть почти каждый третий обратившийся — несовершеннолетний. Отдельно мы фиксируем обращения семей военнослужащих, участвующих в СВО. По этой линии в прошлом году психологическую помощь получили 150 самих участников и 370 их родственников, включая 74 ребёнка.

Интервьюер: Какие конкретные проблемы психологического здоровья являются наиболее острыми среди детей в Чеченской Республике сегодня?

И.С. Хажуев:

Длительное воздействие стрессовых ситуаций, в том числе связанных с семейными переживаниями или более широкими общественными событиями, может оставить значительный след в психике ребенка. Среди детского населения Чеченской Республики, мы видим такие проблемы, как повышенная тревожность, трудности в социальной адаптации, а иногда и поведение, которое сигнализирует о риске развития более серьезных, девиантных форм, если их не решать вовремя. Дети, чьи родители находятся в ситуациях высокого стресса, например, участники СВО, представляют собой группу, требующую особого внимания из-за таких переживаний, как разлука, тревога за близкого человека или изменения в семейной динамике.

К примеру, в 2024 г. наиболее частыми причинами обращения в кабинеты медико-психологического консультирования и помощи среди детей были: личностные и поведенческие трудности, повышенная тревожность, сложности социальной адаптации, ранние признаки девиантного поведения. Также достаточно часто отмечались семейные конфликты, учебные и школьные трудности, реакции горя и утраты в связи с гибелью значимых близких, а также проблемы, связанные с сопровождением детей с диагностированными хроническими психосоматическими заболеваниями.

Интервьюер: Есть ли какое-либо сотрудничество медицинских организаций с другими ведомствами ЧР в рамках обеспечения психологического здоровья детей?

И.С. Хажуев: Да, такое сотрудничество есть, и оно имеет важное значение. Так, к примеру, у нас на сегодняшний день есть официальное соглашение с Министерством образования и науки Чеченской Республики, подписанное в этом году, об организации комплексной системной работы по профилактике девиантного (общественно опасного) поведения обучающихся. В рамках данного взаимодействия Минобрнауки республики фокусируется на раннем выявлении психологических проблем у детей, первичных консультациях школьных психологов и, при необходимости, направлении детей и их семей за специализированной медицинской помощью в медицинские организации республики. Минздрав, в свою очередь, обеспечивает оказание психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи, координирует медицинские организации и помогает подобрать для детей соответствующий тип психологической помощи, будь то амбулаторный или стационарный, если это показано по медицинским соображениям.

Интервьюер: Вы отметили важность своевременной психологической поддержки детей. Расскажите какие методы психологической помощи применяются и практикуются медицинскими психологами нашей республики?

И.С. Хажуев: Медицинские психологи республики используют наиболее эффективные и научно-обоснованные методы психологической помощи: от профилактики и раннего скрининга до углублённой психокоррекции эмоционально-личностных и поведенческих нарушений.

Так, на базе 22 кабинетов медико-психологического консультирования и медико-психологической помощи с детским населением республики проводятся следующие виды работ:

Профилактическая работа - включает психообразование для детей и родителей, обучение навыкам стрессоустойчивости, информирование о возрастных особенностях и путях гармоничного развития.

Консультативная помощь – это индивидуальные и семейные консультации, работа с актуальным состоянием ребенка, помощь в разрешении конфликтных ситуаций, развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта. Применяются элементы игровой терапии, арт-терапевтические техники, особенно в работе с младшими детьми, так как они помогают наладить контакт и проработать негативные переживания.

Коррекционная помощь может быть оказана на месте, например, с использованием когнитивно-поведенческих техник для работы с тревогой или страхами. В более сложных случаях или при необходимости длительной углубленной психотерапии специалисты кабинетов проводят диагностику и направляют пациента к соответствующим специалистам – психотерапевтам или психиатрам в рамках системы Минздрава. Главное – обеспечить своевременное и адекватное вмешательство, отвечающее потребностям ребенка.

Также нами в этом году, на базе Чеченского государственного педагогического университета запущен большой межведомственный проект (поддержанный Министерством просвещения РФ) «Разработка и апробация интегрированной модели коррекции стрессообусловленных расстройств у травмированных детей участников СВО в условиях школы», который должен повысить эффективность и адресность психологической помощи детскому населению не только нашей республики, но и других регионов РФ.

Интервьюер: Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте?

И.С. Хажуев: Основная цель данного проекта - разработать и научно обосновать комплексную модель помощи детям участников СВО и другим категориям несовершеннолетних в преодолении стрессообусловленных психологических и поведенческих нарушений. Мы стремимся разработать и вооружить практикующих психологов, а также педагогов инструментами для улучшения психологического благополучия и успешной социальной адаптации детей, оказавшихся в критических ситуациях.

Интервьюер: В проекте упоминается «интегрированная модель» коррекции. Что это подразумевает и в чем может быть эффективность такого подхода?

И.С. Хажуев: Интегрированная модель означает, что мы не полагаемся на один метод, а сочетаем несколько эффективных психотерапевтических подходов. Сюда входят когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия, игровая и музыкальная терапия и другие. Дети по-разному реагируют на различные методики, и интегрированный подход позволяет нам адаптировать вмешательства к их индивидуальным и возрастным потребностям, а также к специфике их травматических переживаний. Это способствует выражению эмоций, проработке травматических переживаний и развитию эффективных стратегий совладания. Мой собственный исследовательский опыт включает применение когнитивно-поведенческой психотерапии с учетом этнокультурных особенностей, что также актуально здесь.

Интервьюер: Какие практические результаты вы ожидаете от этого проекта? Какую прямую пользу он принесет детям, их семьям и работающим с ними специалистам?

И.С. Хажуев: Мы ожидаем несколько ощутимых результатов. Во-первых, четкое определение распространенных психолого-педагогических проблем и сопутствующих расстройств, с которыми сталкиваются эти дети. Во-вторых, саму апробированную интегрированную модель, а также протоколы диагностики и коррекции не только для наших медицинских психологов, но и педагогов-психологов образовательных организаций. Также будут созданы обучающие программы, чтобы помочь специалистам эффективно применять наши разработки в клинической практике.

Интервьюер: В заключении, что бы Вы посоветовали родителям, педагогам и широкой общественности относительно сохранения психологического здоровья детей?

И.С. Хажуев: прежде всего я бы призвал к бдительности, сочувствию и проактивной поддержке детей. Обращайте внимание на ребенка. Создайте среду, в которой дети будут чувствовать себя в безопасности, чтобы они могли выражать свои эмоции. Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью, если вы замечаете тревожные изменения в поведении или настроении ребенка. Помните, своевременная и адекватная психологическая поддержка может коренным образом изменить жизнь ребенка, помочь ему справиться с трудностями и реализовать свой потенциал. Благополучие наших детей – это общая ответственность, и, работая вместе – семья, школа, медицинские работники и общество – мы можем заложить основу психологической устойчивости и здоровья подрастающего поколения.

Главный внештатный специалист по медицинской психологии МЗ ЧР, доцент, кандидат психологических наук

Ислам Сайдахмедович Хажуев


checheninfo.ru



Добавить комментарий

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:


ЧТО ЧИТАЮТ. BEST:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"