(1914-1994) . Было это давно. В далеком горном чеченском селе, щедро одаренном великолепием природы: вершины, покрытые густыми лесами, словно мохнатыми бурками; прозрачные речки, поющие свои нескончаемые звонкие песни; облака, проплывающие над домами, задевая их крыши; яркие созвездия, висящие, словно виноградные гроздья (кажется, протяни руку - сорвешь любую) -родился мальчик.
Рос шумным, шустрым, неугомонным, как и все его сверстники -дети гор. Ничем, казалось, не выделялся среди них, разве только был чуть задумчивее, фантазии в нем было чуть больше. Но мальчик и сам не осознавал этого, пока однажды к ним, в их забытое Богом село, не приехала театральная труппа. Естественно, вездесущие дети, как всегда, оккупировали места у самой сцены. Весь спектакль мальчик, не отрываясь, не отвлекаясь, забыв обо всем, смотрел и слушал как завороженный. И сразу же понял: это его судьба. Он заболел театром - решил, что только на сцене он сможет проявить себя, принести наибольшую пользу своему народу и своей родине. И доказал это всей жизнью своей и творчеством. Недаром ведь он (а мальчиком этим был Билал Саидов - известный чеченский поэт, драматург, переводчик) писал в одном из своих ранних стихотворений:
Стань компасом путникам юным, Дай крылья свободе мятежной. Смычком, прикоснувшимся к струнам, Тронь души поэзией нежной. Ты - голос горячего сердца, Взволнованный голос поэта!
Билал Саидов прошел долгий и трудный жизненный путь.Многое пережил, многих знал, много писал: он был очень трудолюбивым. И при этом был человеком большого такта и воспитанности. Мне, редактору литературно-драматических программ Грозненской студии телевидения, всегда стоило большого труда пригласить его на передачу, подготовить телеочерк по случаю юбилея. А если такое удавалось, он всегда говорил не о себе, а о тех великих деятелях литературы и искусства (С. Бадуеве, Я. Зу-байраеве, М. Исаевой, М. Айдамировой и других), с которыми ему посчастливилось быть у истоков чеченской культуры и учеником которых себя считал. И его воспоминания, оценки, рассуждения были не данью моде, не желанием возвыситься за счет их славы, не стремлением удивить - Б. Саидов действительно близко знал этих корифеев в тридцатые годы, работал вместе с ними, деля на равных и праздники, и будни, подвергаясь гонениям и проклятьям одних и становясь гордостью других, иногда -рискуя жизнью.
Вот как он вспоминал, например, об условиях работы первых артистов первого чеченского театра в те годы: «Однажды в Старых Атагах, в импровизированном «зале» под навесом (других сцен в селах в те годы просто не было), мы давали спектакль по пьесе С. Бадуева «Красная крепость» (о Стодневных боях в Грозном). Собралось большое количество зрителей, потому что такие представления для горцев были в диковинку. Большую часть зрителей составляли бывшие красные партизаны, участники событий, отображенных на сцене. Я играл роли белого офицера Юсупа, красного партизана Петрова и скомороха, одновременно исполняя обязанности помощника режиссера. К отцу моего героя Юсупа - богачу Гирмасолту по ходу пьесы приезжает повеселиться генерал, сопровождаемый приставами, офицерами, старостами. Они устраивают пьяную оргию на природе и, основательно опьянев, тут же решают наделить землей моего отца, прихватывая мизерные участки бедных сельчан. Узнав об этом, некая одинокая старая женщина, вся нищая жизнь которой зависела от крохотного клочка земли, бросила под ноги гулякам платок, пала ниц и стала умолять не трогать ее участок.
Боясь, что ее вид оскорбит генерала, его свиту и испортит им веселье, Юсуп, грязно ругаясь, выталкивает старуху вон. Я играл эту сцену вдохновенно, выворачивая наизнанку всю бесчеловечную и жестокую суть Юсупа. В этот момент в зале возникла неожиданная суматоха. Позже выяснилось, что один из бывших красных партизан, не выдержав насилия над старухой, вскочил, выхватил наган, ругая моего героя последними словами, и чуть не застрелил меня. Хорошо, что сосед успел схватить руку «защитника всех униженных», поднять ее вверх и крикнуть: «Ты что делаешь? Убьешь же невинного человека! Это спектакль, игра. И эти люди - актеры, а не враги, они картины жизни разыгрывают». Если бы не он, не дожить бы мне до этих дней. И таких случаев было в нашей театральной жизни немало».
Добавим от себя: опасности подстерегали его и позже, в ссылке, когда степи Казахстана и Киргизии стали для чеченцев необъятным концлагерем (хотя и не оцепленным колючей проволокой), конвейером истребления людей, лишенных элементарных прав на существование. У писателя сохранился документ невыразимого цинизма, акт узаконенного насилия, бесправия и унижения. «Расписка. Мне, выселенцу Саидову Билалу, 1914 г. рождения проживающему: Лубянский завод Кешииского района Фрунзенской области Киргизской ССР объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года о том, что я выселен на спецпереселение навечно,без права возврата к месту прежнего жительства, и за самовольный выезд (побег) с места обязательного поселения буду осужден на 20 лег каторжных работ. Подпись. Указ объявил помощник коменданта спецкомендатуры №1 РО НКВД лейтенант Васильев (подпись). 21 ноября 1950 г.».
Такие расписки давали все чеченцы, достигшие 16 лет, чтобы - отныне- жить по жестким законам ГУЛАГа: «Шаг влево, шаг вправо - попытка к побегу, расстрел - без предупреждения».
Билал Саидов родился в 1914 г. в красивом горном селе Махкеты Веденского района. Закончил неполную среднюю школу. Любовь к театральному искусству привела мальчика, вопреки воле родителей, в театральную студию Грозного, которую он окончил в 1933 г. получив профессию актера. Проработав некоторое время на сцене, Билал едет учиться в г. Тбилиси, в театральную студию им. Ш. Руставели. Возвращается после двух лет учебы в Чечено-Ингушский национальный театр, работает вначале актером, ассистентом режиссера, позже-режиссером республиканского Театра кукол. С этого времени театр, драматургия (наряду с поэзией) становятся делом всей его жизни. Б. Саидов не только ставил на сцене пьесы других авторов, но пробовал писать и сам, благо особенности драматургии, условия труда актеров и режиссеров знал в совершенстве, изнутри. В 1938 г. он создал свою первую пьесу «Зайнап», которая сразу же принесла ему известность: спектакль, поставленный по ней национальным театром, занял в 1939г. второе место в республиканском конкурсе на лучшую постановку о молодежи.
В 1941-1942 гг. Б. Саидов служит в Красной Армии, работает ответственным секретарем фронтовой газеты «Красное Знамя». В 1944 г. --депортация, жизнь в отдаленном поселке Кешинского района Киргизии, работа в различных учреждениях торговли, писание «в стол» творчество спецпереселенцу было запрещено. А писать стихи он начал еще в тридцатые годы, первые были опубликованы в газете «Ленинский путь» и в коллективных сборниках. Возобновил их печатание уже в 1956 г. в Алма-Ате (в газете «Знамя труда», сборниках - «Дружба», «Голоса молодых» и других).
По возвращении на родину, вначале (в 1959 г.) работал собкором газеты «Ленинский путь», в 1960-61 гг. -режиссером Театра кукол, заведующим литературной частью Госдрамтеатра им. X. Нурадилова, позже (до 1991 года) -заведующим литфонда Союза писателей ЧИАССР.
Много и плодотворно работал Б. Саидов в драматургии, поэзии, переводах. В разные годы на чеченском и русском языках издает сборники стихов и поэм: «Миру - мир», «Голос сердца», «Солнцев горах», поэтическую сказку-трилогию для детей: «Храбрый Сулим», «Тезка Сулима», «Новые приключения Сулима» и другие.
Его перу также принадлежит пьеса «Горы просыпаются». Как прекрасный знаток родного языка и устного народного творчества, Саидов начал еще в тридцатые годы переводить на чеченский язык прозу и драматургию русской и зарубежной классики. На сцене национального театра в разные годы ставились переведенные им пьесы таких авторов, как: Ж. Мольер, А. Островский, А. Чехов, Г. Лорка, Ч. Айтматов, К. Тренев, Л. Соловьев и др. Им также переведен на чеченский язык роман М. Лермонтова «Герой нашего времени». Но ... всего не перечислить!