Жителям Москвы, в частности армянам, хорошо знакома армянская апостольская церковь Св. Арутюна возле Ваганьковского кладбища, где в свое время представители диаспоры часто собирались не только на церковные праздники, но и просто для общения. Прихожане ходили сюда и для того, чтобы послушать молодежный хор, действовавший при церкви с 2000 по 2004 год, дирижером которого была маэстро Вардуи Манукян – корифей хорового творчества, высокопрофессиональный хормейстер, прекрасно знающий армянскую классическую музыку и умело управляющий как рукописными нотными записями (на арм. – хазагрер), так и современными партитурами. Наша беседа с маэстро Вардуи прошла в небольшом уютном, не ошибусь, если скажу, музыкальном кафе, где при входе стоит пюпитр с партитурой, на стене висят маска, картины и плакат с надписью: «Крепкими бывают чувства и кофе», а это говорит о том, что моя собеседница еще и эмпатичный человек, который живет в любви к ближнему и видит жизнь в цветах произведений Ван Гога.

– Маэстро Вардуи, давайте начнем нашу беседу с девиза?– Мой музыкальный девиз – Allegro moderato, что в переводе с итальянского означает «играть в умеренно быстром темпе», а на московском сленге – «коротко и ясно».
– Откуда Вы родом?– Я родилась в интеллигентной семье в Ленинакане. Моя мама мечтала, чтобы я получила музыкальное образование. Но у природы свои законы, и она, можно сказать, подыграла маме: я почувствовала музыку значительно раньше, чем выучила нотную грамоту. Хорошо помню, как много и часто мы гуляли и общались с отцом, и это стало большим вкладом в мою природу – почувствовать окружающий мир. Вообще, отец много времени уделял воспитанию своих детей – двум сыновьям и мне, но отношение ко мне как к единственной дочери было особенным. И в этом смысле его вложение в мою жизнь – колоссальное.
– Остались ли какие-то воспоминания из детства, подтверждающие Вашу творческую натуру?– Помню, как в пять лет после просмотра концерта по телевизору поставила перед зеркалом маленький стул, встала на него и начала жестикулировать руками, как дирижер. Меня настолько притянуло зеркало, мое отражение в нем – на тот момент все мои телодвижения вылились в некий этюд. Позже я поняла, что дирижерами не становятся, ими рождаются – да, именно так. Это определенный образ жизни, мышление, философия вкупе с характером. И самое главное – любовь. Если в тебе нет той любви, которую ты можешь отдать жизни, природе, людям, своим студентам, коллективу – тебе нечего делать в этой профессии. Нужно уметь делиться и принимать. Однако у меня есть одно золотое правило: ни в коем случае не кичиться тем, что у тебя есть, перед своими студентами. Мы для них пример, для кого-то – авторитет и потом уже – легенда.
– А для Вас есть такой человек? Авторитет, легенда, духовный наставник. Начиная со студенческих лет до дней сегодняшних?– Конечно, есть. Есть такое выражение – «мир держится на трех китах», которое связано с древними представлениями об устройстве мира. В моем случае он держится на четырех китах, скажем так: первый кит – это мой отец, второй – мой родной дядя, который протянул руку помощи и дал мне возможность, третий кит – маэстро Николай Петрович Вишленков, который преподавал нам направление «хоровое дирижирование» в Институте культуры в Харькове, где я получила первое высшее образование. Человек широкой души, он отдавал себя полностью, делился знаниями. Мы дружим до сих пор. Благодаря ему я стала профессиональным дирижером. На тот момент он был если не первый, то один из первых дирижеров в Харькове. И мне повезло. Хочу отметить, что мне по жизни везет, особенно на хороших людей. Жизнь полна парадоксальных явлений, которые, можно сказать, живут со мной.
– А кто же четвертый кит?– Архиепископ Тиран Кюрегян – в свое время он дал мне возможность раскрыться как дирижеру, привел меня в духовную музыку, научил отдавать больше тепла тем детям, которые родились и выросли в России. И мы вели огромную работу, чтобы не происходила ассимиляция нашей нации. Принимая нормы и законы данной страны, мы работали над тем, чтобы сохранить свою идентичность. При церкви Св. Арутюна была воскресная школа, и на тот момент, в 1994 году, когда я получила приглашение в армянскую церковь, уже был свой коллектив, устоявшийся, созданный старшим поколением. Они с большим трудом приняли меня, потому что я – уже другое, новое поколение. Но Србазан (архиепископ) научил уважать старшее поколение, и благодаря этому переход был сделан совершенно безболезненно. Старшее поколение было уверено в том, что оно защищено Србазаном, а молодежный хор давал хоровые концерты в дни больших христианских церковных праздников – Рождество Христово, Пасха и другие. Я организовывала сводный хор для уникальной талантливой молодежи, поэтому у меня родилась идея создать квартет.

– Сколько лет Вы работали дирижером молодежного хора, в какие годы?– С молодежным коллективом я работала с 2000 по 2004 год при церкви Св. Арутюна, а с 2004 по 2006 год – при посольстве Армении в России. Это был сложный период во многих аспектах, но мы проделали много работы с ребятами. Я опущу горькие воспоминания тех лет по противостоянию двух духовных лидеров, скажу лишь одно: в духовном мире нет власти, здесь другие законы – нравственные. И межличностные отношения не должны ни в коем случае мешать развитию народа, тем более диаспоре. Все представители нашей нации – педагоги, медики, деятели искусства – должны работать только в одном направлении: сохранить свои ценности и традиции и грамотно передать их следующему поколению. А для этого нужно большое сердце и любовь к своему народу. Я не выставляю свои личные эмоции, всегда смотрю на себя со стороны и говорю себе: «Ты не имеешь права говорить некорректные вещи, выставляя свой народ с плохой стороны». Более тридцати лет в Москве я посвятила служению своему народу: служила и буду служить долго – сколько даст Господь Бог.
– Почему Ваш выбор пал именно на дирижерскую стезю?– Скажу так: профессия выбрала меня. Первая опера под моим управлением – это фантастическая опера Захария Палиашвили «Даиси». В эмоциональном плане она очень хорошо воспитывает дирижера – характер, амбиции музыканта, желание создавать и творить – и, как я поняла позже, развивает лидерские качества. Уже на третьем курсе я осознала, что хочу большего в изучении армянской классической музыки, понять всю глубину души моего народа. Тогда я подумала: с мировой классикой я знакома, но из чего состоит национальная музыка моего великого древнего народа? Я всегда гордилась и горжусь тем, что я дочь армянского народа, несу в себе традиции моего народа, служу моему народу. Поэтому после окончания отделения «хоровое дирижирование» в Харьковском институте культуры я поступила в Ереванскую консерваторию, где мне вновь повезло, и я попала в класс профессионалов Араксии Сарьян и Эллы Закарян – к профессору, человеку чудесной души! Замечательный преподаватель, она была мамой для студентов, благодаря ей я познала национальную армянскую классическую музыку, что называется, изнутри. А далее, по воле Господа, случай привел меня к духовной музыке, которой я занимаюсь по сей день. Отмечу, что, когда начала заниматься изучением духовной музыки, я сделала вывод, что именно духовная музыка и является основой для классической. И все мои научные труды посвящены этому. В настоящее время в Вене работаю над диссертацией по нотам Макара Екмаляна – «Патарак». Да, есть люди, которые могут спросить: а почему не Комитас, например? Давайте не будем забывать, что учителем Комитаса был Макар Екмалян. Его ноты лечат душу человека. Вообще все в нашей жизни от Бога. Пути Господни неисповедимы.

– Есть ли у Вас дирижеры, которые стали для Вас иконой для поклонения?– Разумеется. В начале моего творческого пути это был Герберт фон Караян, сейчас – Теодор Курентзис. Очень интересный «архитектор» звука. Надо быть действительно «сумасшедшим», чтобы уметь создавать музыку, находить музыкантов. Посмотрите, как он управляет оркестром, какая дирижерская пластика, какая приверженность контрастам.
– У Вас на стене висит маска. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что это за символ и с чем он связан?– Эта маска – символ дружбы и добра, веры в жизнь, подарок друзей из Вены – Армена Абисогомяна и Гарегина Гамазяна, которые поддержали меня на начальном этапе моего пребывания в Вене, так как я не владела немецким языком и не знала город. Они настоящие друзья – талантливые ребята, деятели культуры, которые проделали большую работу, выучили язык, прошли сложный путь, чтобы играть на сцене известного театра в Вене, и я горжусь ими.
– Вы – эмпатичный человек, верите в Бога и добро. Как Вы считаете, положительные качества приходят с рождением или все-таки можно изменить мировоззрение, перевоспитаться?– Каждый из нас приходит в этот мир с определенной миссией. Нужно развиваться, постоянно работать над собой, Я, например, пишу себе письма – это форма самовоспитания. Люблю океаны и китов, изучала этих гигантов. Разговариваю с Богом, однако должна отметить, что категорически против всяких сект, в частности в Армении. У меня нет привычки концентрироваться на миноре – жизнь для меня звучит в мажорных нотах. Жизнь полна парадоксов. Все возможно в этой жизни. Надо верить в жизнь и любить ее.
– Какая музыка в Вашем плейлисте? Что предпочитаете слушать в обычной мирской суете?– (Смеется.) В обычной жизни – это джаз. Не потому, что меня бросает в крайности. Это мой стиль жизни. Из исполнителей предпочитаю слушать Луи Армстронга, Фрэнка Синатру. Также мне очень нравится тяжелый армянский джаз. Грузинский джаз – легкий, light jazz, говорю так, потому что изучала, а пока я не буду убеждена, не скажу и слова. В 2004 году я открывала фестиваль джазовой музыки в Ереване. Остались добрые воспоминания. Судьба вновь свела меня с уникальными людьми: Левон Малхасян, Левон Тоноян – на тот момент был проректором Ереванской консерватории, Григор Кузикян. Я благодарна Господу Богу за все, что имею. Естественно, путь тернистый, а путь к лаврам еще тернистее. Единственное, о чем сильно сожалею – это тот факт, что за последние двадцать лет мы могли очень многое дать нашей молодежи, но несправедливость и незаслуженность помешали. Были случаи, когда меня пытались подкупить, но я четко сказала: «Нет! Не продаюсь!» И все двери в определенных армянских кругах закрылись передо мной.
– Как часто посещаете Армению и как прокомментируете взаимоотношения Армении с Россией?– До пандемии ездила два раза в год, сейчас – реже. Мне необходимо подкармливать свои корни: посетить родной Гюмри и дышать его воздухом, побывать в Ереване, заглянуть в консерваторию, услышать эти «безумные» звуки музыки и голосов, увидеть наших талантливых студентов и, конечно, пройтись по площади Оперного театра. Что касается взаимоотношений двух стран в нынешнее время, я не люблю говорить о политике, но все мы знаем и понимаем, что Россия – это родная мать, которая приютила очень многих. И надо быть благодарным. А политики – они сегодня пришли, завтра ушли. Для братства народов они никогда не играли роли. Мы – дети СССР, великой страны, получили хорошее образование и были в надежных руках. А что мы имеем сегодня, к сожалению…
– Какие творческие планы на ближайшее будущее?– О планах говорить не люблю. Говорю о достигнутом. Сделаем – потом объявим миру. А планы наполеоновские (смеется).
– Что Вы пожелаете читателям газеты «Ноев Ковчег»?– В сердце надо нести любовь и теплоту, тогда и откроются пути Господни. И это ведь не простое название издания – «Ноев Ковчег». Когда Ной набирал людей, он не спрашивал, кто какой национальности. В нем было столько любви, что стало продолжением человечества. Желаю газете процветания и долгих лет творчества. Продолжайте нести правду, любовь и теплоту в дома читателей. Да благословит всех Господь Бог!
Беседу вела Нана Аветисова
checheninfo.ru