ДАЙДЖЕСТ: |
Чечня и чеченцы А. П. Берже. Глава первая
Дороги. Приступая к описанию дорог в Чечне, мы должны сказать вообще, что большая часть их обязана своим существованием нашему оружию, которое, проникая шаг за шагом в глубь страны, бывшей столько времени недоступною и неприязненною, имело в виду вернее обезпечить за собою сообщение с теми пунктами, на которых возводились укрепления — эти победные маяки, возникавшие среди неприязненных гор, подобно оазисам в пустыне, и со временем составившие тот неодолимый оплот, которому суждено было в наше время сокрушить навсегда владычество варварства и мюридизма. До появления русских в этой стране не могло быть дорог, в собственном смысле этого слова. Независимо от природы, которая как бы нарочно старалась наделить ее всевозможными трудностями, здешний обитатель и с своей стороны хлопотал об увеличении их, видя в этом залог своего необузданного существования. Он довольствовался обрывистыми тропинками через горы и ущелья, по которым можно было пробираться лишь пешком, и которые даже для одиночного всадника представляли значительные трудности… Но обратимся к дорогам, существующим ныне в Малой Чечне.
1. Дороги в Малой Чечне.
От креп. Грозной через упраздненное укр. Урус-Мартан в бывшее Ачхоевское, а оттуда через Ассинскую станицу в Слепцовскую, на Сунже /84 ]/2 в./.
Дорога эта до выхода из Хан-Кальского ущелья на расстоянии 14 верст та же, что из Грозной в кр. Воздвиженскую…; здесь она поворачивает на юго-запад и после переправы через р. Гойту, принимает до самого Ачхоевского аула направление на запад. От Ачхоевского аула дорога идет вброд через р. Фартангу, а отсюда, приняв юго-западное направление и отделив от себя ветвь влево к аулу Газин-Юрт, следует до ст. Ассинской, на расстоянии 8V2 верст, по открытой луговой поляне, перерезав на 6-й версте незначительное болотистое место, образующееся от р. Чимулго, и при самой станице переходит вброд р. Ассу. Далее от ст. Ассинской до Слепцовской, на расстоянии 11 верст, дорога в том же направлении, мимо кургана Хари-барщ, пролегает по открытой Карабулакокой равнине /в пределах 1-го Сунженского линейного казачьего полка/ и на 10-й версте, соединившись с удобною дорогою, пролегающею из аула Берд-Юрта /Нестеревского п./, достигает ст. Слепцовской.
Путь этот прорезывает средину Малой Чечни и известен нам с 1818 года, когда в первый раз по нем прошел Генерал Ермолов. После того по этой дороге часто двигались наши войска, как со стороны Владикавказа, так и со стороны кр. Грозной и большею-частью с боем, в особенности же после восстания Чечни, когда просеки, сделанные в Гойтиноком и Гехинском лесах, вновь заросли деревьями. После новой прорубки просек через эти леса в 1845 и 1846 годах, проход наших войск сделался совершенно свободным. В настоящее же время главные затруднения заключаются в переправах через pp. Гойту, Мартан, Рошню, Гехи, Валерик, Нет-хой, Фартангу и Ассу, в особенности же во время полноводия этих рек.
Дорога от Газин-Юрта через Бумута в Аршты /8 в./. От Газин-Юрта до Бумута на расстоянии 4 верст дорога пролегает по левому берегу р. Фартанги, имея с правой стороны густой лес. Перейдя небольшую речку Аршти-чочь у самого Бумута, она поворачивает вправо и на пространстве одной версты идет по довольно трудному подъему к разоренной башне, далее следует 3 версты крупным и густым лесом, потом по открытому хребту до аула Аршты, оставив вправо, саженей около 150, густой лес. Дорога эта до развалин башни вообще вьючная, далее же менее затруднительна. Грунт земли глинисто-песчаный.
Дорога от аула Бумута до разв. аул. Датых /19 в./. От Бумута дорога пролегает левым берегом Фартанги, она удобна только первые 4 версты для аробной езды и далее на протяжении 15 верст до самого Датыха проходит по уступам нагорного берега реки, безпрестанными подъемами и спусками. Вообще дорога эта очень трудная для вьючной езды, по причине глубоких оврагов и неровной местности. Грунт земли глинистый и песчано-каменистый. По ней проходили с отрядами в 1825 году Генерал-Манор Вревский и в 1856 году Полковник Кемферт.
Дорога от поста Казах-Кичу до аула Берд-Юрт /Нестеровский/ /16 в./. От поста Казах-Кичу дорога пролегает ровною местностью по земле Сунженских казаков, мимо курганов Батоги-барц и Хари-барц, и на 9-й в., перерезав большую дорогу, следующую из Малой Чечни на Сунженскую линию, между пахатными и выгонными местами, подходит к аулу Берд-Юрт /Нестеровский/.
Описание дороги от станицы Закан-Юртовской, на р. Сунже, вверх по Ассе через аул Баташ-Юрт, ст. Ассинскую, аулы Берд-Юрт, Алгуз-Али, Богурчали, бывш. Мужич, Алкун и далее до долины, при ауле Хайрых /в Галгае/.
а) От Закан-Юрта до ст. Ассинской /191/2 в./. Переправившись в брод через р. Сунжу, дорога пролегает на запад, по ровной местности Карабулакской земли, вдоль левого берега р. Ассы. Первые 4 версты она идет густым лесом и полянами, далее мимо аула Баташ-Юрт редким лесом и полянами, далее мимо аула Баташ-Юрт редким лесом и на 14 версте выходит на открытую поляну, откуда на расстоянии 4 верст, перейдя через 3 канавки, входит в станицу Ассинскую. Здесь от ст. отделяются две хорошие проселочные дороги: одна идет на север к ст. Михайловской /на Сунже/, которая мимо кург. Батогн-барц следует, по Карабулакской равнине 7 верст. Другая на юг, на расстоянии 8 верст, пролегает к аулу Газин-Юрт /на р. Ассе/. Дорога повозная. Грунт земли глинистый и черноземный.
б) От ст. Ассинской, через аул Берд-Юрт в Алгуз-али /Богурчали/ /21/2 в./. Дорога от аула Берд-Юрт идет на запад, вдоль левого берега Ассы по открытой и ровной местности, между пахатными угодьями и на расстоянии 11 верст до самого аула не представляет для провоза тяжестей никакого затруднения. Отсюда дорога, поворотив на юг, на 3 версте, близ кургана Тлиева, перерезывает ручей Алхаст-хий. Здесь дорога, отделив от себя вправо ветвь, идущую через хребет Матхалды в землю Назрановцев, и от кургана-Тлиева, перерезав еще ручей 2’/г версты следует ровною и открытою местностью, потом она углубляется в густой лес и пролегает затруднительными спусками и подъемами по волнистой местности, на пространстве 3-х верст. Перерезав далее два больших оврага и третий, весьма глубокий и трудный, она подходит к уроч. Алгуз-али. Здесь отделяется вправо другая разработанная дорога, кото рая также через хребет Матхелды следует к Назрановскому укреплению. Далее от уроч. Алгуз-али дорога почти версту постепенно спускается к переправе через речку того же имени, следует открытою и ровною местностью и на расстоянии одной версты, у впадения реч.ки Богурчали в Ассу, входит в аул Алгуз-али /Богурчали/.
в) От аула Алхуз-али /Богурчали/ до бывш. Алкуна /19 в./. От аула Алгуз-али дорога следует на юг по открытой нагорной долине реки Ассы, вдоль левого берега и, пройдя бывшие аулы Цока-Юрт и Салимова, на 6-й версте отделяет от себя влево через Ассу вьючную дорогу, идущую на восток, мимо башни у г. Джакхи-Корт в бывш. аул Датых и к соляным колодцам Шавгун /в долине р. Фартанги/. Далее от точки разделения, дорога идет по просеке незначительными подъемами и спусками и на 6-.Й версте подходит к бывш. аулу Мужич. Здесь она оставляет вправо разработанную дорогу, идущую на запад через перевал г. Басыни-корт в ст. Сунженскую /Владикавказского линейного казачьего полка/. На всем этом пространстве дорога переходит пять незначительных ручьев, из которых известны только три, а именно: Баке-али, Коцвина-алн, и Гупуей-али, у последних двух берега очень круты, болотисты и покрыты густым лесом, первые же три ручья имеют на берегах своих довольно редкий лес. На пространстве от бывш. аула Мужич дорога переходит два довольно значительных оврага, покрытых густым лесом: первый известен под именем Терми-али, второй Далса-али. Кроме того, у Алкуна есть третий: Мал. Дума-алн.
АБХАЗИЯ. Число туристов в Гагрском районе Абхазии выросло на 15%
АБХАЗИЯ. Сколько мандаринов и фейхоа из Абхазии ввезли в Россию?
Ю.ОСЕТИЯ. Саммит G20. Протесты в Грузии и Абхазии. Ядерная война близко?
ВОЛГОГРАД. В области появилась дорога между селами Лозное и Большая Ивановка