ДАЙДЖЕСТ: |
Приэльбрусье входит в пятерку самых популярных мест отдыха современной России. Даже при нынешних, довольно скромных по европейским меркам, возможностям, этот горный курорт способен ежедневно принимать около 15 тысяч туристов. Планируется, что Приэльбрусье станет одним из главных объектов горно-лыжного кластера, который будет построен на Северном Кавказе в течение ближайших нескольких лет. . . Но суждено ли сбыться этим планам – остается вопросом.
Десятки частных собственников построили у подножья Эльбруса гостиницы, рестораны, магазины. Те же, у кого нет крупных средств для вложения в бизнес, торгуют вязанными шерстяными вещами и сувенирами. В общей сложности от доходов в сфере туризма в финансовом плане зависит порядка две трети населения Эльбрусского района и некоторые жители других районов Северного Кавказа, которые приезжают сюда работать.
Если говорить об экономике Кабардино-Балкарии, то основные статьи бюджета составляют акцизы на производство алкогольной продукции, налоги с туризма и налог на доходы физических лиц. Попросту говоря, в республике реальный сектор экономики существует только в сферах туризма и производства алкоголя.
Словом, можно себе представить, что произойдет, если этот сказочный по красоте район останется без туристов. А ведь дело к тому идет.
20 февраля нынешнего года в Эльбрусском районе, куда входит курорт Приэльбрусье, и ряде других населенных пунктов КБР, был введен режим контр-террористической операции (КТО). Причиной тому стал расстрел микроавтобуса на трассе Баксан-Азау, везшего пятерых туристов из Москвы. Трое из них погибли, остальные с ранениями были доставлены в больницу. Это произошло 18 февраля. В тот же день была подорвана опора канатной дороги, что вывело из строя одну из линий подъема на лыжную трассу. Также в этот день рядом с одной из гостиниц Приэльбрусья был найден автомобиль со взрывчаткой мощностью 70 кг. в тротиловом эквиваленте. Казалось бы, у органов правопорядка было достаточно оснований, чтобы запретить въезд туристов в ставший опасным район, – на время, конечно.
Да, но… Цена, которую заплатили жители Приэльбрусья за свою безопасность, составила сумму всей прибыли с туристического бизнеса за период проведения КТО. По утверждению балкарского общественного деятеля Далхата Байдаева, операция «парализовала» около полутора тысяч постоянных рабочих мест, и еще порядка четырех тысяч человек лишились дохода. Это те, кто торгует на рынках или снабжает продуктами туристические объекты.
Несмотря на предупреждения об опасности посещения этого региона, все-таки находились туристы, которые прорывались через кордоны, чтобы вдоволь покататься на пустых лыжных трассах. Они-то и переиначили в своем лексиконе контр-террористическую операцию в контр-туристическую. Население же уверено, что КТО ввели не столько для борьбы с бандитами, сколько с целью обанкротить весь малый и средний бизнес, чтобы в последующем по дешевке скупить многие объекты туристической зоны. В том, что многие из них вскоре сменят своих хозяев, можно не сомневаться, тем более, что не за горами тот день, когда станут поступать деньги для финансирования горно-лыжного кластера и начнется превращение местности в «туристический рай».
В республиканском МВД поясняют, что режим КТО был необходим по двум причинам. Во-первых, лесистая местность, много пещер и ущелий – идеальное место, чтобы скрываться от правоохранительных органов. Во-вторых, бандиты обложили данью весь бизнес. Практически каждый малый и средний предприниматель, у которого есть свой объект в Приэльбрусье, платил боевикам дань. Поэтому контр-террористическая операция не только существенно сократила финансирование подполья, но и физически сократила количество бандитов. Дескать, население Приэльбрусья должно радоваться, что так получилось.
«Среди тех, кто был уничтожен, наверное, и находились бандиты, которые не давали житья местному населению» – говорит Далхат Байдаев. – «Но это не те люди, которые хотели уничтожить туристический бизнес, у них не было такой цели. И другое: справиться с бандитами можно было бы и не прибегая к столь строгим мерам по ограничению въезда туристов. Теперь такого наплыва отдыхающих в Приэльбрусье скорее всего уже не будет».
Правительство КБР в июле нынешнего года заявило, что будет выделено полтора миллиона рублей на помощь самым нуждающимся семьям. Была предусмотрена единовременная помощь ста двум семьям по 15 тысяч рублей каждой. Также планировалось, что республиканские власти договорятся с банками об отсрочке выплат по кредитам, выданным предпринимателям из Приэльбрусья. Но местные жители утверждают, что материальной или иной помощи им не оказывалось. Банки отсрочку не предоставили, существенной материальной поддержки со стороны государства тоже не последовало.
Бороться с боевиками, безусловно, нужно. Но если это делается путем банкротства нескольких тысяч жителей региона, то недовольства населения не избежать. Неужели и впрямь остается одно: жертвовать благополучием местных граждан ради безопасности туристов? А может, репутация Приэльбрусья уже настолько подорвана, что и восстановить ее не получится, сколько ни старайся? Не хотелось бы в это верить.
ИНГУШЕТИЯ. Работающих в Запорожской области специалистов поощрили в Ингушетии
ИНГУШЕТИЯ. Боксер из Ингушетии - в финале Всероссийских соревнований
ИНГУШЕТИЯ. В населенных пунктах Ингушетии улучшают качество электроснабжения
ГРУЗИЯ. Драка в ЦИК Грузии - подведение итогов выборов стартовало в Тбилиси
ГРУЗИЯ. Илия II поздравил "Грузинскую мечту" с победой на выборах
ГРУЗИЯ. Грузинская оппозиция заблокировала Тбилисский госуниверситет