Специалисты изучили истории “больших прорывов” нескольких поколений нобелевских лауреатов, великих изобретателей и представителей мира искусства, и вычислили наиболее плодотворный возраст для каждой из этих групп.
В 21 год бывший солист группы LCD Soundsystem Джеймс Мёрфи совершил то, что сам назвал “самой большой ошибкой своей жизни” - отказался работать в качестве сценариста над ситкомом “Сайнфелд”, который вот-вот должен был запуститься.
Вместо этого он стал слоняться без особого дела, подрабатывая вышибалой, позже устроился диджеем, и, в конце концов, к 35 годам выпустил первый альбом LCD Soundsystem.
Мёрфи к этому времени был старше большей части своих коллег-музыкантов, однако ситуация, когда “большой прорыв” в жизни творческого человека происходит в зрелом возрасте, совсем не редкость. К такому выводу пришли специалисты Национального бюро экономического анализа.
Авторы исследования собрали данные о том, на какие периоды жизни приходятся пики карьеры великих изобретателей и учёных-лауреатов Нобелевской премии и выяснили, что наиболее часто это происходит к концу третьего десятилетия:
Кроме того, среди отличившихся в чисто теоретических научных дисциплинах (физика), оказывается больше молодых людей, чем среди тех, кто преуспел в прикладных областях (медицина). В ходе исследования 1977 года выяснилось, что средний возраст будущих нобелевских лауреатов-физиков, когда они только брались за совершение своих великих открытий, равнялся 36 годам. У химиков этот средний возраст равнялся 39 годам, а у докторов медицины – 41 году.
Так почему же “большой прорыв” имеет тенденцию происходить именно под 40? Самый очевидный фактор – это образование. В среднем, академические степени получают лет в 30. Затем несколько лет уходит на обучение на рабочем месте и вуаля! В то же время среди людей науки большие прорывы в пожилом возрасте менее часты, поскольку со временем мы всё меньше вкладываем в образование, и наши академические научные познания постепенно становятся менее релевантными.
В то же время у человечества имеются все доказательства того, что гений с возрастом нисколько не становится меньше. Огромное количество стихотворных шедевров было написано, когда их авторам уже перевалило за 50. А лучшие полотна Поля Сезанна , например, были написаны в последние годы его жизни (Сезанн умер в 69 лет).
В научном отчёте Национального бюро экономического анализа говорится, что учёные-теоретики (те, кто решает задачи, связанные с поисками нового мышления), достигают пика раньше учёных-экспериментаторов (ищущих ответы на вопросы, основываясь на уже существующих познаниях) примерно на 4,6 лет.
Это происходит по двум причинам:
1) теоретикам не нужно ждать проведения огромного количества экспериментов, чтобы закончить и опубликовать свои труды.
2) вероятно, более важно то, что “свежий взгляд” позволяет молодым людям видеть пустоты и изломы, существующие в их научной сфере, которые более опытные специалисты уже не замечают.
Вот как описывают это авторы исследования:
“Наиболее важные концептуальные работы обычно требуют отвлечения от уже существующих парадигм. Лучше всего это удаётся людям, которые только входят в новую для них область, тем, кто ещё не успел в ней полностью ассимилироваться”.
То есть, по всей видимости, гениальность – это способность опытного ума посмотреть на проблему свежим взглядом.
По материалам www.tavrika.su
checheninfo.ru