Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. О тайпе Жей/Жевой


Просмотров: 20 809Комментариев: 87
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. О тайпе Жей/Жевой
ЧЕЧНЯ. Тайп Жей является исконно чеченским тайпом, имеющим родовое поселение в прародине чеченских тайпов – Галанчожском районе, и основанные тайпом поселения в равнинной части Чечни. 

Исторической родиной тайпа является аул Жейнчу, в верховьях реки Гехи - в Горной Акке (на картах: Дженчу - 1 720 метров над  уровнем моря).

[Записано со слов Шидаевых Нохи (1932 г. р.) и Сайд-Салаха (1940 г. р.). Жей из с. Гехи]: "Наш прадед ЧIокхло в 1904 году, будучи уже в немолодом возрасте, на свадьбе в селе Гехи умыкнул девушку из села и уехал с ней в свое родовое поселение Жейнчу, где жил до 1910 года, женившись на ней. Вернулся в Гехи уже с двумя детьми, родившимися у них в Жейнчу: сыном Японом и дочерью Лейлой. В это время как раз шла русско-японская война и соответственно духу времени сыну дали это редкое имя Япон.  Наши знали и помнили, что они спустились в Гехи из Жейнчу. Один из сыновей ЧIокхло Iаьлмарза был на охоте в Жейнчу и в результате несчастного случая там же погиб. Сын Iаьлмарзы Хамзат в 1930-ых годах был арестован по доносу и пропал без вести". 

Известное расселение тайпа Жей в городах и сёлах Чеченской Республики выглядит следующим образом: 

В селе Бердыкель: 1. Абдулмежидовы; 2. Абдулмуслимовы; 3. Агаевы; 4. Атабаевы; 5. Ахматовы; 6. Бакаевы; 7. Батаевы; 8. Бишаевы; 9. Берсанукаевы; 10. Гадаевы; 11. Даудовы; 12. Идрисовы; 13. Ильясовы; 14. Касуевы; 15. Салгериевы; 16. Салтамурадовы; 17. Умаевы; 18. Умакаевы; 19. Халидовы; 20. Хатуловы; 21. Цинцаевы; 22. Эльшиевы. 

В городе Аргун: 1. Абубакаровы; 2. Абдурахмановы; 3. Аурбиевы; 4. Ахмадовы; 5. Баймурзаевы; 6. Мадаевы; 7. Бихаевы; 8. Бисултановы; 9. Дадаевы; 10. Джанаралиевы; 11. Джабраиловы; 12. Ибрагимовы; 13. Ирисхановы; 14. Исмаиловы; 15. Мутаевы; 16. Юсуповы; 17. Якубовы; 18. Чабдаровы; 19. Мацаевы; 20. Зайпулаевы.

В селе Гойты: 1. Матуевы; 2. Сулеймановы.
В селе Гехи и в городе Урус-Мартан: 1. Шидаевы; 2. Батуевы (последние переселенцы из Жейнчу в Горной Акке).
В селах Ярыш-Марды и Алхан-Кала и в Поселке Мичурина г. Грозный (выходцы с с.Хал-Келой): 1. Кайхаровы; 2. Исаевы; 3. Авдадаевы; 4. Айдамировы; 5. Хамзатхановы; 6. Нажаевы.
В селе Дуба-Юрт: 1. Хасиевы.

В селе Терское (Ч1анти-юрт): 1. Цакаевы; 2. Махмудмерзаевы; 3. Тугаевы; 4. Халидовы.
В посёлке Долинск: 1. Умаровы; 2. Умхаевы; 3. Митаевы; 4. Натаевы.
В селе Гойское: 1. Магамадовы.
В селе Алхан-Юрт: 1. Тунгаевы; 2. Ибрагимовы.
В городе Гудермес: 1. Берсановы; 2. Берсанукаевы.

Проведенные днк-тесты (биг-тесты) представителей тайпа Жей показали группу J2 и следующую дистанцию (время) до одного предка с другими обществами:

- дистанция до одного предка между Жей (из Жей-юрта на левом берегу реки Аргун) и Жевой (Аккинцев из Ауха) составляет 650 лет
- на такой же дистанции с ними находится Айткхаллой (Марзи гар);
- дистанция до одного предка между Жей и Кхорхой и Пхьарчхой (Аккинцев из Ауха) составляет 1 450 лет;
- аналогичная дистанция до одного предка с Орстхойскими тайпами Пхьамтой и Мержой и Джейрахскими обществами (имеющими и по преданиям, и по данным этнографов Аккинские корни) Къошкхой, Эрзихой и Бейнхой (Фаланхой). На такой же дистанции находятся ТIерлой (Никархой), Дишни (Дуй гар) и Хилдехьарой (Люнгхой);
- дистанция до одного предка между Жей и Хевсуром составляет 2 400 лет;
- дистанция до одного предка между Жей и Хилдехьарой (Саканхой гар и Пхошпхьарой гар), Хачарой (АтибIовдарой гар), Хачарой (Сехьанпхьарой гар), ЧIинхой, Бацой, Хьал-Келой, Юкъерч-Келой, Саттой, Гухой, Мулкъой, Нижалой, Эрсаной, Чубакхинарой, Iалларой, Сесаной, Вяппий, Пхьарчхой, Мескарой, Ширди, Ялхой, ЦIонтарой, Пешхой, Курчалой, Гендаргной и Элистанжой (Биги некъе), составляет 3 900 лет;
- аналогичная дистанция до одного предка между Жей и другими ветвями Орстхойских тайпов: Ялхарой, ЦIечой, Мержой и Хайхарой;
- дистанция до одного предка с тайпм Ваштарой тоже составляет 3 900 лет;
- между Жей и Ингушскими обществами: Эгахой, Евлой, Ханой, Гоарахой, Баркинхой, Хамхой и фамилиями; Торшхоевы, Халухаевы, Яндиевы, Льяновы, Балаевы и Ахриевы такая же дистанция - 3 900 лет;
- дистанция до одного предка между Жей и Салой составляет 8 000 лет;
- дистанция до одного предка между Жей и Пешхой, Нашхой (ХIилахой гар), Чубакхинарой, Гендаргной, Туркой, Зандкъой, Цикарой и Чартой тоже составляет 12 000 лет;
- дистанция до одного предка между Жей и другими ветвями Орстхойских тайпов: Галай и ЦIечой (между одним ЦIечой - 3 900 лет, между другим - 12 000 лет) тоже составляет 12 000 лет;
- дистанция до одного предка между Жей и Мелхий (Кхоратхой и Комалхой), Сандухой и Чейрой составляет 17 900 лет.

Проведенные тесты днк, в первую очередь подтвердили полную идентичность тайпов Жей и Жевой (проживают в Ауховском районе: Минтемировы; Закариевы; Оздарбиевы; Борушевы; Джантуевы; Хуцуровы; Элкиевы; Пайзулаевы; Мингсултановы; Батаевы; Бакаровы; Бесаевы; Ирбайхановы; Шахтемировы; Гамзатовы; Ломбатировы; Солтаматовы; Таштемировы; Жумахановы; Белиевы; Гойтемировы; Автиевы; Девлетбиевы; Сайдуллаевы; Мингтемировы; Магомадовы; Испайхановы; Байтемировы; Темировы).

Следует отметить что многие представители тайпа провели днк-анализ по так называемым “маркерам», которые показали, что все протестированные «Жей» и «Жевой» являются ближайшими родичами и по факту являются одним тайпом, так как суффикс -вой, по правилам Чеченского языка это суффикс, образующий название этнической группы. А. Сулейманов в труде «Топонимия Чечни» пишет «Жевой - одно из этнических ответвлений чеченцев-аккинцев.  В основу этнонима легло «жей – крест». Жевой повсеместно проживают на равнине Чечни». 

В «Родословной списка узденей и пользующихся особенным уважением лиц» от 1834 г., старшиной д. Акташ-Аух является Какя Тавмурзаев (Кхакха Тавмурзаев - сын Тавмурзы, который произошёл от Джанаха, сей от Орусхана, сей от Шамхана, сей от Амирхана, сей от Орусхана. Его брат: Крым Тавмурзаев. Сыновья: Явмурза, Занка, Солтанбий, Алибий, Солжбий. Племянник: Ханбатыр Крымов. Двоюродные братья: Акмурза Джанахаев , Алмасхан , Аскирхан) из рода Джавай (Жевой), «коих предок вышел из Чечни» (фонд 1354, оп. 5, №450, РГВИА). 

Профессор Ю.Д. Дешериев в труде «Сравнительно-историческая грамматика Нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских Кавказских народов», изданным в 1963 году пишет: «С древнейших времен аккинцы жили в местности Лам-Акки в Галанчожском районе. Оттуда, из общества Акки вышли равнинные аккинцы. По преданиям, собственно аккинскими (из числа арар-аьккхий) считаются тайпы ЗIогой, Пхьарчой, Барчхой, Ноккхой и Жевой», «По другим источникам, аккинских тейпов не пять, а семь - к перечисленным выше добавляются еще тейпы Ваьппий и Пхьарчахой» [Чеченский тейп (род) / Чеченцы: история и современность. М., 1996. С. 186].

То есть, в середине 16-го века, при переселении аккинцев и орстхойцев с запада на восток, часть аккинского тайпа осела на равнине (Жей) и часть ушла в Аух (Жевой), при этом вплоть до выселения чеченцев в 1944 году, между представителями тайпа осевшими в центральной части Чечни и ушедшими в Аух, сохранялись контакты.
[Записано со слов Исы Бисултанова. 93 года. Жей из Устар-Гордоя]: «В начале прошлого века, когда я был еще маленьким, я помню, как к моему отцу Сайд-Ахмаду приезжали Аккинцы из Ауха, которых мой отец называл своими родичами (дословно: «вай тайпан нах бу хIорш»). Они останавливались у нас на ночь по дороге на базар, куда они привозили на продажу бурки (вертнаш)». 

 О времени переселения Жей на равнину имеются следующие данные, приводимые знаменитым этнографом Н. Г. Волковой [«Этнический состав населения Северного Кавказа в 18-ом - начале 20-го века»]: «Теснейшим образом орстхойцы связаны с аккинцами, составляя по существу один народ. Подавляющая масса сведений об этой группе вайнахов относится не к горным аккинцам, а лишь к группе аккинцев, переселившихся на восток не позднее 16-го века... Можно предположить, что движение аккинцев на восток происходило в несколько этапов, причем часть их осела в районе низовьев Аргуна». 
       
При этом нужно отметить что речь в данному случае идет скорее о возвращении аккинцев на равнину (- В. Б. Виноградов, С. Ц. Умаров «О некоторых ранних вайнахских этнонимах». Отв. ред. Р. Ф. Итс «Историческая этнография.» Проблемы археологии и этнографии. Вып. 3. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1985 С.60; - И. А. Арсаханов, «Чеченская диалектология», Грозный, 1969 г. стр. 16).
Горы родового поселения Жей, Жейнчу входят в горное звено Балойн Лам. Предание о существовании одноименного поселения на западе Чечни, в относительной близости от Грузинской границы, из которого Жей мигрировали на равнину, передается среди представителей тайпа из поколения в поколение.

При этом то, что аккинцы и орстхойцы в относительно недалеком прошлом были одним обществом показывают, как данные генетических исследований, так и сведения этнографов. Особо примечательным в этой связи является то, что по некоторым данным оба этих общества в прошлом имели общее название – Балой (- И. А. Дахкильгов «Ингушский нартский эпос». Научное издание. Нальчик: ООО «Тетраграф», 2012. С. 406; - Б. К. Далгат «Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг.». Москва: «ИМЛИ РАН», 2008. С. 60; - Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Ч. 2. Горная Ингушетия (юго-западная часть), Горная Чечня (центральная и юго-восточная части). Грозный, 1978. С. 79, 115; - Я. З. Ахмадов «Карабулаки (Арштхойцы)». / «Чеченцы: история и современность». Сост. и общ. редакция Ю. А. Айдаева. М.: «Мир дому твоему», 1996. С. 209; - У. Б. Далгат, «Героический эпос чеченцев и ингушей». М.: "Наука", 1972. С. 49).

В пользу этого утверждения говорит и тот факт, что аул тайпа Жей находится в горном звене Балойн Лам в Горной Акке и что Балой и Жей выселились с этого горного звена в одно и тоже время и осели в низовьях реки Аргун образовав свои поселения, где и проживают до сих пор, сохраняя родственные связи на левом и правом ее берегах.

          Этимологией названия тайпа Жей является слово «крест», или применительно к группе людей – «люди креста». При этом, в более древнем варианте речь идет не о христианском кресте, а восходит к более ранним религиозным взглядам жителей Северного Кавказа, что само по себе указывает на древность тайпа (В.И Марковин, «В стране вайнахов», стр. 106. изд.:1969 г., Москва).

В период появления на Северном Кавказе христианства, особенно в его горной части, языческая основа креста перешла в христианское. В этой связи А. Сулейманов, пишет про Евангелие: «Такое название возникло от того, что первое Евангелие к вайнахам пришло с рельефным изображением на твердой обложке креста, недолго думая, так и назвали - крест - т. е. Жей, Жайна, Жейна и др.». То есть, к моменту, когда первое Евангелие пришло к Чеченцам, они назвали его уже существующим в языке словом «Жей, ЖIай, ЖIар, Жайна, Жейна и др.», которое ранее применялось к местной религиозной традиции. 

А. Сулейманов в «Топономии Чечни» (ч. 4, 1985 г., стр. 213) пишет, что слово «жайна» выступает в значении «книга», так как первые книги пришли к чеченцам из Грузии вместе с христианством. Это были церковные книги на грузинском языке с тиснеными крестами на обложках (жей, жай, жайна, жагна). Евангелие, Чеченцы и Ингуши называли - Жей, Жейна, Жайна, ЖIара, Жоьр-да - это все варианты названия одного и того же предмета - креста.  В том же труде А. Сулейманова (стр. 215) описано, что в ходе полевых работ было выявлено, что на территории исторической Тушетии, куда входили территории Лам-Баца и Шах-Баца (Горная и Равнинная Баца), в прошлом действовали вооруженные отряды (войска), носившие различие наименования, в том числе и ЖIайн-гIера. По всей вероятности, эти отряды в основном выполняли миссионерскую деятельность распространения и укрепления христианства. 

Следует отметить, что горная Чечня в целом изобилует топонимами с корнем «ЖIар», обозначающими различные христианские святилища, когда топонимов с корнем слова «кериста, кераста, кереста» всего несколько.
Причиной этого является то, что понятия «джIара, жIара, джIай, жей, жIай» это ранние обозначения креста или христианства (а до этого и языческого креста-свастики) притом, что слово «кересты» является более поздним заимствованием с русского языка, в который оно пришло из греческого языка. 

Как было сказано ранее, тайп Жей входит в группу Аккинских обществ. Есть множество отдельных исторических данных о том, что Горные Аккинцы в прежние времена были «кересты» (- В. А. Кузнецов «Эльхотовские ворота в X — XV веках». Владикавказ, 2003. С. 173; - С. А. Натаев «К истории горного общества Аьккха и тайпового сюза аьккхий (аккинцы)», Отв. ред. Р. А. Кутуев, Изд-во ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2016. С. 257; - «Землевладенiе у чеченцевъ» (Тер. Вед. 1870). II. 1 Мая 1869 г. Укр. Кишень. / «Сборникъ сведенiй о Терской области». Изд.: 1878. С.267).

Исходя из описанной выше этимологии, названия тайпа и генетических исследований очевидно, что понятие «Жей» (Жай, ЖIай, ДжIай) является синонимом старого названия «лома-кересты», с учетом того, что слово «кересты» является более поздним заимствованием с русского языка.

Читать дальше


checheninfo.ru



Добавить комментарий

Ислам
Ислам от 12 февраля 2022 00:42
Вам по жизни больше заняться нечем, кроме как бегать за ингушами и выпрашивать у них братство? К чему вся эта возьня? Если даже и допустить что мы с ними неделю назад были одним народом то сегодня мы два разных народа. Настолько разные, что можно сказать мы друг друг обсалютно чуждые во всех смыслах.
Братство надо по вере укреплять. Нодо стремиться к укреплению братства с Ханифами, а не с отдельно взятыми ингушами.

Чечня кормит расию
Чечня кормит расию от 13 февраля 2022 14:37
Цитата: НахЧо
Цитата: Nhy
А ещё рузге всегда во всех война бьются в меньшенстве. Особенно против чеченцев laughing laughing  laughing 

#ихтамбьютолпой#ихтамрускихвменьшенсве


Помимо этого расия ещё, оказывается, и кормит Чечню. Вот только за счёт чего они нас кормят непонятно. Как раз таки именно расия и руские живут за счёт малых народов расии. 90% бюджет расии состоит из доходов нефти, газа, алмазов и леса. И при этом на исконно руской земле нет ни нефти, ни газа, ни алмазов... Все эти ресурсы находятся на нерусских землях. Кто-нибудь слышал о добыче нефти под маской, или в каком нибудь санкт петербурге? Но они нас кормят. 
руские сами себя обеспечить несмогли, а ещё рассказывают что они кого-то кормят. Например во времена ссср Чечня была одной из отсталых и нищих ресбулик этого ссср. 

Чечня ежегодно, в год платит в федеральный бюджет расии 100 000 000 000 - 120 000 000 000 рублей. Каждый месяц по 9 000 000 000 - 10 000 000 000 отправляем им. Что за сказки они сочиняют про то, что нас кормят?
Онсамый
Онсамый от 18 февраля 2022 14:20
Цитата: НахЧо
Цитата: Онсамый
Цитата: Вопрос
Кто нибудь может внятно рзяс5ить вопрос по теме с нашими соседями ингушами? Кто мы друг друг?  Мы один народ,  или мы родсвенны, или мы просто соседи?  Какая-то тёмная и сомнительная вся эта тема "мы народ один, мы вайнах". Никто толком не может четко сказать по этой теме. Томы по генам один народ. То мы по языку один народ. То по культурам один народ.
короче понимай как хочешь. 

Да что ты будешь делать! Я не пойму эти ингуши медом чтоли намазаны? Да оставьте вы их уже. Оставьте эти пустые разговоры о каком-то мнимом едином народе, о вайнах. Небыло этого никогда. Если было, то куда это все делось? Чеченцы себя ведут как дети наивные, с этим вайнаххством. Выдумали себе сказку о вайнах, поверили в неё, потом жестоко разочаровались в ней,после того, как ингуши показали себя в 20180году. И тепер мы все сидим в глухом ауте. Забудьте вы уже про ингушей. Неужели без них наш народ будет каким-то неполноценным? 

Укреплять надо братство в Исламе!!

Да по факту они нам не то что братьями небыли, а по сути всегда врагами нам были. Во время КВ ингуши активно против нас были. Во время так называемой ЧИАССР они постоянно ныли, по рассказам старших. Дескать чеченцы их постоянно шипят и развиваться не дают. Они уже в 1989 году начали работу по отделению от Чечни. Уже 1989 году они начали проводить свои между по отделению. Во время двух воин в Чечне так называемые Прутья пользуясь тяжелейшим положением Чеченского народа, пытались наши земли воровать, прикрываясь расией. Вспомни 2018 год, когда они провели античеченская митинг, публично обвиняя нас в краже их земель и кто муже оскорбляя наш народ. 
Я не понимаю тех чеченцев, которые их братьями считаю. Даже не знаю что ингуши ещё должны сделать, что понять ОНИ НАМ НЕ БРАТЬЯ. 

Один тот факт, что ингуши на своем античеченском митинге 2018 года призывали друг друга идти с войной на Чечню и что им на помощь прийдут 10000 казаков, этого должно было нам хватить для того, чтобы понять никакие небратья нам ингуши, и никогда ими небыли. 
Большенсво
Большенсво от 20 февраля 2022 16:12
Цитата: Дом
Цитата: Nhy
А ещё рузге всегда во всех война бьются в меньшенстве. Особенно против чеченцев laughing laughing  laughing 

#ихтамбьютолпой#ихтамрускихвменьшенсве


Армия расии обладает:

1. 3500 танков.
2. 7300 БМП.
3. 4500 БТР.
5. 4800 Артсистем.
6. 3547 самолётов вертолетов.
7. 3 454 000 сослдат.

И все равно руские всегда в меньшенстве.
А их дешовые ролики в Ютубе, где они рассказывают, что против них воевала великая и огромная империя Чечня, и они были, непременно, в меньшенстве.

Увасявцы и Сырожавцы просто уникальное племя. Имея такую массу они все равно, по непостижимому образу, умудряются всегда быть против Чеченцев в меньшенстве. Да у них только одних солдат в два раза больше, чем весь наш народ. 
ВяняхВац
ВяняхВац от 21 февраля 2022 19:08
Про ингушей, как итнических братьях надо просто напросто забыть! И непросто забыть, а ещё, ко всему прочему, КАТЕГОРИЧЕСКИ близко непотпускать их к нашей истории. Любые их попытки примазаться жостко пресекать. Мы знаем чем это заканчивается для нас. Они нам лапшу на уши вешают про братство, а сами в тихоря наше себе переписывают, а когда мы им возражаем, они нам начинают петь "ми жи братьия, ми жи веняхи". Нельзя вестись на их сладкие речи про братство. Думаю многие из нас поняли что они за братья. 
Чем больше они к нам лезут со свои вяняхсвом, тем больше надо их посылать куда по дальше со своим вяняхсвом.
И правильно выше написанно, все Мусульмани братья, а не только два народа.
Дон
Дон от 24 февраля 2022 14:18
Цитата: Онсамый
Цитата: НахЧо
Цитата: Онсамый
Цитата: Вопрос
Кто нибудь может внятно рзяс5ить вопрос по теме с нашими соседями ингушами? Кто мы друг друг?  Мы один народ,  или мы родсвенны, или мы просто соседи?  Какая-то тёмная и сомнительная вся эта тема "мы народ один, мы вайнах". Никто толком не может четко сказать по этой теме. Томы по генам один народ. То мы по языку один народ. То по культурам один народ.
короче понимай как хочешь. 

Да что ты будешь делать! Я не пойму эти ингуши медом чтоли намазаны? Да оставьте вы их уже. Оставьте эти пустые разговоры о каком-то мнимом едином народе, о вайнах. Небыло этого никогда. Если было, то куда это все делось? Чеченцы себя ведут как дети наивные, с этим вайнаххством. Выдумали себе сказку о вайнах, поверили в неё, потом жестоко разочаровались в ней,после того, как ингуши показали себя в 20180году. И тепер мы все сидим в глухом ауте. Забудьте вы уже про ингушей. Неужели без них наш народ будет каким-то неполноценным? 

Укреплять надо братство в Исламе!!

Да по факту они нам не то что братьями небыли, а по сути всегда врагами нам были. Во время КВ ингуши активно против нас были. Во время так называемой ЧИАССР они постоянно ныли, по рассказам старших. Дескать чеченцы их постоянно шипят и развиваться не дают. Они уже в 1989 году начали работу по отделению от Чечни. Уже 1989 году они начали проводить свои между по отделению. Во время двух воин в Чечне так называемые Прутья пользуясь тяжелейшим положением Чеченского народа, пытались наши земли воровать, прикрываясь расией. Вспомни 2018 год, когда они провели античеченская митинг, публично обвиняя нас в краже их земель и кто муже оскорбляя наш народ. 
Я не понимаю тех чеченцев, которые их братьями считаю. Даже не знаю что ингуши ещё должны сделать, что понять ОНИ НАМ НЕ БРАТЬЯ. 

Один тот факт, что ингуши на своем античеченском митинге 2018 года призывали друг друга идти с войной на Чечню и что им на помощь прийдут 10000 казаков, этого должно было нам хватить для того, чтобы понять никакие небратья нам ингуши, и никогда ими небыли. 

Войной они на нас не пойдут даже если им на помощь 100К казаков прийдёт. Я сомневаюсь что ингушам хватит духа на нас пойти даже в своих снах! 
Но я хотел бы вспомнить их поступок, кажется  в 2018 году ингуши ездили к дагестанцам, ВНИМАНИЕ, праздновать день так называемого Новолакского района!! И вот вам вопрос, КТО ОНИ ПОСЛЕ ЭТОГО? 
Крот
Крот от 12 марта 2022 12:58
А что мы собираемся делать с нашими земля, который сейчас в ингушетии находятся? Например, Малгобек и его окрестности. Разве наши предки свою кровь за наши земли проливали для того, что бы эти земли сегодня нахаляву достались ингушам? Мы так много говорим про Аух, но про Малгобек почему-то как-то не особо переживаем. 
Дайте уже определимся.

Саид
Саид от 18 марта 2022 05:34
Цитата: Крот
А что мы собираемся делать с нашими земля, который сейчас в ингушетии находятся? Например, Малгобек и его окрестности. Разве наши предки свою кровь за наши земли проливали для того, что бы эти земли сегодня нахаляву достались ингушам? Мы так много говорим про Аух, но про Малгобек почему-то как-то не особо переживаем. 
Дайте уже определимся.


Что мы собираемся делать? Да элементарно! Надо им с верху ещё земли чеченской накинуть, чтобы ингушам ещё больше было хорошо. Зачем так мелочиться и возвращать что то там? Мы же адЭн наций.
ТуркоНохчо
ТуркоНохчо от 20 марта 2022 13:54
Турко исконно, чистокровно Нохчо тейп, с турками ни малейшей связи не имеющий! Название нашего тейпа Турко никак не связанно с названием народа турки. Зачем люди, не владеющие никакими знаниями по теме, распространяют обсалютно неверную информацию? Если вам так интересна та или иная тема, так попытайтесь хоть немного разобраться в ней, а не нести в массы всё, это вам в голову приходит.
Люди, нелезьте в не свои дела!
Эсно
Эсно от 1 апреля 2022 03:02
Интересно, а почему тейп Эсно нигде не упоминается? Или Эсно тоже уже лишили гражданства Чечни? 
Кто не знает, сообщаю, Эсно тоже Нохчо тейп.

В Чечне мало кто сможет перечислить все наши тейпы, максимум назовут несколько крупных тейпов и все, а всех остальных назовут чечентговорящими)))
Слон
Слон от 26 апреля 2022 02:15
Цитата: Сом
У чеченцев с ингушами нет генетического родства. Это какой-то миф, раскручиваемый некоторыми людьми. Читаем в этой статье следующие:

"...между Жей и Ингушскими обществами: Эгахой, Евлой, Ханой, Гоарахой, Баркинхой, Хамхой и фамилиями; Торшхоевы, Халухаевы, Яндиевы, Льяновы, Балаевы и Ахриевы такая же дистанция - 3 900 лет..."

вы издеваетесь чтоли? 3900 лет назад, тоесть 2000 лет нашей эры, и 1900 до нашей эры был общий предок, и теперь мы с ингушами один народ???? 

Цитата: Вот вот
Я как-то общался с одним черкесов живущим у нас, так он себя называл и считал чеченцем. Когда я ему сказал что он нечеченец а черкес так обиделся и растроился. 
Может быть у народов Кавказа это такой обычай после рождения и взросления становится чеченцами))
Он же с таким чувством достоинства называют себя чеченцами. Нам должно было бы льстить, что они так стремятся быть одними из нас. Но есть одно НО в Исламе запрещено относить своё происхождение не к своим корням!

Ну насколько я понял те черкесы, которые у нас живу, считают себя чеченцами и при этом знают кем по нации они являются. Они ещё на вопрос из какого ты тейпа отвечают я из тейпа чергази. Но странность этой ситуации заключается в том, что ЧЕРГАЗИ дословно с чеченского переводится как ЧЕРКЕС. И вот тут-то все запутывается. Получается они знают что неявляются чеченцами, но все ровно себе приписывают к нам?. Но это разве наговорит, что они отреклись от своей нации черкесов,  получается они не хотят быть черкесами, а хотят быть чеченцами?


Бред какой-то! Как это всё понимать? Они тапа чеченцы но по нации черкесы, или они черкесы, но по нации чеченцы? И вообще, если они знают свое происхождение, то как они себя к другому народу относят? 
В любом случая это ситуация полнейший бред. А самое главное это в Исламе запрещено приписывать себя к другому народу.
Стом
Стом от 19 июня 2022 00:30
Слон, что вообще непонятно! Эти народы, у нас живущие, они типо осознанно нацию свою сменили и стали чеченцами, или у них двойная национальная принадлежность? 
В самом деле какой-то театр абсурда...
ВАРАНДО
ВАРАНДО от 26 июля 2022 18:26
Цитата: Гость Хасан
Эту ахинею ктото особо умный пишет и про Варандо, типа тоже руские. Кто-то из тех, кому совсем плохо утверждает,  что Варандо происходят от Воронцова!  Я не понимаю,  люди,  у вас совсем с головой всё плохо, или вы просто роль дебилов играете? 
Реально,  куда вы лезете не зная броду? Вообще незная!!!

Это ЧУШЬ полнейшая! Какой ещё Варонцов? Как можно такие дебильные вещи сочинять. Я даже не знаю что за человеком надо быть, чтобы такое в голову пришло. 
Это всё наше народное мифотворчество. Ещё у нас любят про каких-то белых руских солдат сочинять, ссылаясь на слова Наджасы Ермолова, о том что к нам какие-то солтады их бежали. Непонятно, куда они делись, если они к нам так массово бежали.
Нашим баранам только дай волю...
Гость Хасан
Гость Хасан от 4 августа 2022 11:52
ВАРАНДО, ​да какие ещё беглые руские?? Что за бред? Небыло никаких беглых руских, если и были то максимум семь человек за все эту войну. Все это действительно наше народное мифотворчество. В самом деле куда эти беглые делись? За всю свою жизнь не встречал ни одного беглого. Сочинители этих расказов лучше пусть свои головы лечат!

ВАРАНДО, ​да какие ещё беглые руские?? Что за бред? Небыло никаких беглых руских, если и были то максимум семь человек за все эту войну. Все это действительно наше народное мифотворчество. В самом деле куда эти беглые делись? За всю свою жизнь не встречал ни одного беглого. Сочинители этих расказов лучше пусть свои головы лечат!
Но если кто-то так хочет вести родословную от этих буглых рюских то пусть за себя и свой тейп говорит, и незатрагиват чужие тейпы и людей!
ВАРАНДО
ВАРАНДО от 14 августа 2022 23:41
Хасан, ​естественно​​​ что всё это дичь полнейшая.  Там никаких перебеЗчиков и в помине не было. Что они всё бежали и бежали... Получается этот рузьке сброд к нам завозили чтобы нас истреблять, а эти куски гопна к нам бежали и бежали... Мало того что несут этот вздор про беглую русню, так ещё сочиняют про то, что кто-то с этими скотами роднился из чеченцев. Это ещё притом что у чеченцев в то время межнациональные браки были почти под запретом. Даже с соседями чеченцы нероднились, за исключением крайне редких случаев, а тут вдруг стали родниться с этой наджасой...
Гуно
Гуно от 15 августа 2022 01:16
Про Гуно тоже самое сочиняют якобы это казаки... Но Гуно один из чистокровных тейпов среди которых нет вообще ни рюзкой, ни казацкой грязной крови..
Kind
Kind от 15 августа 2022 10:50
У нас в нутри народа существует миф о том, что те чеченцы живущие за Тереком смешивались со всей той падолью казакарюськой, которую нам русня туда заселялся. Но на самом деле это обсалютная ложь, которую теражируют у нас люди недалекого ума. Теркхо никогда в жизни несмешевались с этими гяурами. Вы хоть на минуту предсвьте себе то время, когда шла эта война. Кто будет со своими врагами вступать какие-то отношения, тем более кровные? Ведь этот сброд к нам заселяли именно с целью захвата наших земель и страны. И селили их как отдельные военные поселения. А теперь представьте себе ситуацию, как чеченцы идут к ним и начинают вступать в какие-то отношения, неговоря уже о кровных связях.  Это же не мыслимо!

Умар
Умар от 16 августа 2022 17:10
Разговоры про тейп Гуно что они якобы казаки,руские итдтп... это всё наверно,а, точнее, переиначенная история связанная с этим тейпом. Там в своё время какая-то часть Гунойцев нежилая принимать Ислам и спасать свои души ушли к этим казакам и среди них растворились. Со временем кое-кто из наших умников видимо решил все перевернуть и начал рассказывать про то, что Гуно это насамом деле и есть помомки казаков. Ну и чем дальше в лес тем толще сплетня и у нас закрепилась это бредовая "теория" о Гуно=казаки. Мы же прекрасно знаем как у нас в народе любят кого-то или даже целый тейп объявлять чеченоговорящими.
Кстати, именно этим переселением чеченцев Гунойцев к этим касакам и можно обьяснит тот факт, что часть живущих у нас казаков так похожи на чеченцев.
Салам
Салам от 22 августа 2022 17:02
Гуно если не самый, то один из самых чистокровных\генных тейпов во всей Чечне. Ни к казачатене, ни к русне нималейшего отношения не имеет. Никаких пришлых касаков рюских среди Гунойцев нет и в помине. Мне просто интересно, сочинители этих бредней, откуда вы берете все это? Если у вас есть доводы на свои слова, то Гуно ждут. 
Terkho
Terkho от 24 августа 2022 09:40
Вы чё совсем что-ли СДУРУРЕЛИ????? Кто и когда из Теркхо "смешивался" с этими мразями?? НИКОГДА В ЖИЗНИ, НИ ОДНОГО РАЗА В ЖИЗНИ ЭТО НЕПРАВДА!!! Даже сегодня если кто приедет в Теркйист и попробует найти хотябы одного Теркхо у которого мать нечеченка, то вам на это понадобится целый год упорых поисков чтобы найти такую семью. В Теркйист даже с другими народами Мусульмани совместные браки крайне редки, а вы тут про эту грязь кизяцкую говорите.

Походу совсем больные...
Эрзу
Эрзу от 30 августа 2022 12:09
В Виноградном и Брагунах живут кумыки, в Бороздиновке и Кенхи живут аварцы, в Хаттуни живут даргинцы, в Сарысу живут ногайцы... Ну и по некоторым населённым пунктам Теркйиста разбросанны многие народы живущие в Чечне. Я вот только не пойму где у нас живут эти черкесы с кабардинцами? В каком селе городе их можно найти? За всю свою жизнь ни одного черкеса или кабардица в Чечне не встречал. 
Добрый
Добрый от 31 августа 2022 10:21
Неужели кто-то и вправду считает, что вся эта история про "смешиваниюе"  Теркхо с этими кизяками правда? Как вы себе представляете этот процесс на практике? То есть по вашему чеченцы своих девушек возили к ним в казармы и выдавали за них толи замуж, толи просто отдавали им в распоряжение, или чеченцы их баб к себе возили на "смешивание"?  Хочу напомнить, что в то время шла полным ходом Кавзаская война, в которой Чечня была на ведущей роли, и в которой русня проявляла невиданную жестокость по отношению к нашему народу, что, естественно, вызывало у чеченцев ненависть к русне. И вот на этом фоне чеченцы( Теркхо) ведут активную деятельность по организации процесса "смешивания" со своими врагами? 
Только ярый и убежденный дегенират и колхозник будет верить в этой БРЕД!

Р.S: что эта за история с беглыми рускими?
Гунотребуют
Гунотребуют от 6 сентября 2022 07:50
Оставьте наш тейп Гуно в покое. И хватит уже к гунойцам эту грязь пниписыватт
Ламро
Ламро от 8 сентября 2022 20:24
Цитата: Эрзу
В Виноградном и Брагунах живут кумыки, в Бороздиновке и Кенхи живут аварцы, в Хаттуни живут даргинцы, в Сарысу живут ногайцы... Ну и по некоторым населённым пунктам Теркйиста разбросанны многие народы живущие в Чечне. Я вот только не пойму где у нас живут эти черкесы с кабардинцами? В каком селе городе их можно найти? За всю свою жизнь ни одного черкеса или кабардица в Чечне не встречал. 

Если я ничего не путаю, и ничего не забыл, то по переписи 2002 года кабардинцев в Чечне насчитывалось 774 человека. Сейчас, может быть, будет и больше, если многие из них во время двух воин в Чечне невернулись к себе на родину.
Эрзу
Эрзу от 12 сентября 2022 21:13
Цитата: Ламро
Цитата: Эрзу
В Виноградном и Брагунах живут кумыки, в Бороздиновке и Кенхи живут аварцы, в Хаттуни живут даргинцы, в Сарысу живут ногайцы... Ну и по некоторым населённым пунктам Теркйиста разбросанны многие народы живущие в Чечне. Я вот только не пойму где у нас живут эти черкесы с кабардинцами? В каком селе городе их можно найти? За всю свою жизнь ни одного черкеса или кабардица в Чечне не встречал. 

Если я ничего не путаю, и ничего не забыл, то по переписи 2002 года кабардинцев в Чечне насчитывалось 774 человека. Сейчас, может быть, будет и больше, если многие из них во время двух воин в Чечне невернулись к себе на родину.

Казалось их должно быть больше
Мом
Мом от 14 сентября 2022 16:05
Представителе нашего тейпа Гуно сдавали и активно ДНК тесты. Никаких касаков мязяков среди Гуно нет и никогда не было! Более того выяснилось, что Гуно и Тепло имеют общего предка. Тоесть два этих тейпа происходят от одного отца. Так что успокойтесь уже

Гуно и Терло имеют общего отца!!!
Еееееен
Еееееен от 16 сентября 2022 00:47
Как же вы надоели, БАРАНЫ БЕСТАЛКОВЫ, со своими дебильными теориями!!! Несмешевались Теркхо ни с казаки и, ни русскими, ни, даже, с Мусульманскими народами живущими в Теркйисте! Успокойтесь уже. Сделайте глубокий вдох и успокойтесь. 
Видимо Теркхо кого-то очень сильно пресанули и теперь они начали мстить распространяя эти бредни про смешивание. 

Зелим
Зелим от 1 октября 2022 11:33
Вот такой бред распространяют о нас в сети


13. ОЧЕЧЕНИВШИЕСЯ ДАГЕСТАНСКИЕ НАРОДЫ

13.1. Анастой//Анцадой//Ансалтой – ансалтинцы (аварцы)

13.2. АргIаной - лезгины

13.3. Алмакхой -

13.4. Ахтой -

13.5. Буьттий - аварцы

13.6. ГIагIатлой – гагатлинцы (аварцы)

13.7. ГIазгIумкий – казикумухцы (лакцы)

13.8. ГIулой – рабы в переводе с кумыкского (низшая каста кумыков)

13.9. ГIурой – гурганцы (аварцы, прикаспийцы, выходцы из Иранского Гургана)

13.10. ГIумкий - кумыки

13.11. Данухой -

13.12. ЖIай//ЖIайхой – аварцы (по-чеченски: жIайхой)

13.13. Кехой – кенхинцы (аварцы)

13.14. Кирий -

13.15. КогIатий -

13.16. Куьпчий – кубачинцы (выходцы из села Кубачи, а не гончары)

13.17. Къордой -

13.18. Мелардой – аварцы (из боковых ветвей аварских князей)

13.19. Никотой -

13.20. НогIий - ногайцы

13.21. РатIлой - аварцы

13.22. Рашбарой - аварцы

13.23. Саьрхой -

13.24. Сингалхой -

13.25. СогIаттой -

13.26. Суьйлий - аварцы

13.27. Таркхой – тарковские кумыки

13.28. Тулкхой -

13.29. Туьктий - тукатинцы

13.30. ТIундалхой - тундалалцы

13.31. ХIакарой -

13.32. ЦIадахьарой – цудахарцы или дидойцы

13.33. ЦIиндой – цумадинцы или цинтойцы

13.34. Чанакхой -

13.35. Чунгарой -

13.36. Шолардой -

13.37. Этлой -

13.38. Iандий – андийцы, авароязычный народ

13.39. Iудалой -



14. ДРУГИЕ ОЧЕЧЕНИВШИЕСЯ НАРОДЫ (некоторые носят названия своих народов как тайповые; более 13):

14.1. Абзой - абазины

14.2. Ардалой - грузины

14.3. Арселой - русские

14.4. Гуьржий - грузины

14.5. ГIебартой - кабардинцы

14.6. ГIезалой - татары

14.7. Жуьгтий - евреи

14.8. Мехалой - грузины

14.9. Туркой – турки

14.10. Укрой - украинцы

14.11. Чергазий - черкесы

14.12. Шой - грузины

14.13. Iаьрбий - арабы




Нонстоп
Нонстоп от 1 ноября 2022 15:11
Зелим, ​Этот список тейпов он совершенно неверный. Там все в одну кучу свалили. Название сел, название целых народов записанны как наши тейпы. Например Алмакхой идут как тейп, но это вовсе не тейп, это название чеченского села Алмак, если неошибаюсь основали его наш тейп Чунгро. Тундакхо тоже записаны как тейп, а это не тейп, а село в Чеберлое. Цадархой почему то тоже записаны как тейп, но это вообще село Цудахар в Дагестане. Мне сейчас очень все это перечислять, скажу одно, что этот список тейпов обсалютно ложный.

​​​

 Анастой//Анцадой//Ансалтой – ансалтинцы (аварцы).         Анастой - это орстхоевский тейп.

13.2. АргIаной - лезгины.             Арг1ной - это чеченский тейп , с чеченскими корнями.

13.3. Алмакхой -.                           Алмакхой - это не тейп, а чеченское село в Ауховском районе.                      

13.4. Ахтой -.                                  Ахтой - это не тейп, а село, которое в КВ было полностью уничтожено.

13.5. Буьттий - аварцы.               Это не тейп. Бути - это село в Шаройском районе, большая часть жителей состовляют  чеченцы. Нет такого тейпа в природе.         

13.6. ГIагIатлой – гагатлинцы (аварцы).  Это не тейп. Нет такого тейпа в природе.

13.7. ГIазгIумкий – казикумухцы (лакцы). Это не тейп, а чеченское название лакцев.

13.8. ГIулой – рабы в переводе с кумыкского (низшая каста кумыков).   ЧТО ЗА БРЕД??!!!   ГIулой  - это Гар тейпа Мержо!

13.9. ГIурой – гурганцы (аварцы, прикаспийцы, выходцы из Иранского Гургана). Это не тейп. Такого тейпа нет в природе.

13.10. ГIумкий - кумыки.       Это не тейп, а чеченское название народа кумыки.   

13.11. Данухой -.                     Это - не тейп, а названия жителей села Данух села в Дагестане.

13.12. ЖIай//ЖIайхой – аварцы (по-чеченски: жIайхой).   В статье что выше все описанно.

13.13. Кехой – кенхинцы (аварцы).        Это не тейп, а название жителей села Кенхи. Там живут аварцы.

13.14. Кирий -.                         Это - не тейп, а название жителей  села Кири в Шаройском районе. Нет такого тейпа.

Стоп баян
Стоп баян от 3 ноября 2022 13:39
"....13.30. ТIундалхой - тундалалцы

13.31. ХIакарой -

13.32. ЦIадахьарой – цудахарцы или дидойцы
..."

13.30. Тlундалхой - это жителе села Тундакх, в в Чеберловском районе. Это не тейп, а название жителей села Тундакх.  

13.31. Хlакарой - это жители села Хlакарой. Это село тоже в Чеберловском районе находится. Это не тейп, а название жителей села Хlaкарой.

13.32.ЦIадахьарой а это вообще название жителей села Цудахар, которое в Дагестане находится. И давно жители этого села нашим тейпом стали.

Кто эти бредни распространяет?

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"