Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Наш край при первобытнообщинном строе


Просмотров: 34 328Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Древняя культура вайнахов.

 

Высокое мастерство обработки камня, умение изготовлять из кремня орудия труда еще с эпохи палеолита и вплоть до появления первых металлических изделий быстро продвинуло древнее вайнахское общество вперед. Довольно рано освоили провайнахи секреты металлургии и металлообработки, быстро развивалось гончарное мастерство, домостроение, скотоводство, земледелие. Об этом свидетельствуют уникальные археологические памятники у селений Бамут, А. Шерипово (Гатын-Кале), Харачой, Сержень-Юрт, Саади-Котар (Комсомольское) и др. Эти памятники позволили ученым включить наш край в такие всемирно известные археологические культуры, как Куроаракская, Майкопская, Каякентско-Харачоевская, Северо-Кавказская, Кобанская.

 

Первобытные верования.

 

Многие археологические предметы, изготовленные из камня, глины, металла, говорят не только о декоративно-прикладном искусстве, но и о магическом и тотемическом представлениях древних вайнахов. Религиозные воззрения сопутствуют вайнахам с эпохи верхнего палеолита (35- 40 тысяч лет назад). Широко распространен был культ Солнца, Луны, огня, барана, различных хищников, особенно волка, оленя, змеи и т. д. Повсеместно распространен был культ таких божеств, как Мать воды (Хинана -чеч., Хинанилг -инг.). Мать вьюги (Дарцнана - чеч., Дардзнанилг - инг.), Мать ветров (Мехнана - чеч.. Мухнанилг - инг.), Мать огня (Ц1енана - чеч., Ц1инанилг - инг.) и др. Надо полагать, что культ матерей природы и стихии был изначальным и ведущим. Одновременно большое место занимали в жизни вайнахов магические обряды и действия, культ огня и домашнего очага, почитание богини плодородия Тушоли. В лице богини Тушоли мы имеем:

 

1) древнейший культ общевайнахского пантеона;

 

2) божество, представленное в образе женщины - матери людей и всего сущего;

 

3) культ плодородия вообще (урожай полей, приплод скота, деторождение), символизирующий неиссякаемость творческой силы природы; 4) богиню-покровительницу женщин и детей;

 

5) культ, некогда занимавший ведущее место в системе вайнахского язычества. На основе широкого научного анализа А. А. Исламов высказал, на наш взгляд, верное предположение о восхождении праосновы культа богини Тушоли к религиозным представлениям людей эпохи материнско-родового строя.

 

Древние формы верований у вайнахов очень разнообразны. Самой древней формой религии учеными признается тотемизм- почитание животных, которых считали родоначальниками племенных родственных групп. Это такие животные, как олень, баран, козел, бык, волк, медведь и др.

 

Одновременно с тотемизмом существовала другая форма религии - анимизм, то есть одухотворение природы и стихий. Далее наблюдаются различные виды магий (колдовство), культ личных духов - покровителей (нагуализм), промысловый культ, погребальный культ, культ предков, родо-семейный культ святынь и покровителей, аграрные культы и т. д.

Как видим, долгим был путь идеи Бога в сознании древних вайнахов (от олицетворения непонятных стихийных сил природы, животных, на которых охотились, до культа племенных божеств). Каждое племя, каждый род, даже каждая семья имели своего бога.

 

Ученые проследили целый пантеон вайнахских божеств во главе с верховным богом Дела, которому подчинялись следующие боги: Тушоли, Мятцил, Сиели, Ерды, Галь-Ерды, Тхаба-Ерды, Дзорах-Диэла, Гурмет-Цуу, Итаз-Ерды, Долге, Эрдзели, Тумгой-Ерды, Морч-Сиели, Бейни-Сиели, Дик-Сиели, Ауша-Сел, Тамыж-Ерды, Амгали-Ерды.
Все эти языческие божества почитались чеченцами и ингушами до принятия ими исламской религии в XV-XIX веках.

 

Многие из названных божеств почитались как покровители даже в начале нашего столетия. До нас дошла записанная в 20-х годах нашего столетия этнографом Е. М. Шиллингом уникальная молитва, обращенная к языческому божеству.

 

Архитектура и скульптура.

 

С религиозными верованиями связаны многие архитектурные памятники нашего края. Это святилища, склепы, храмы. В плане этого вопроса уникален христианский храм Тхаба-Ерды в Ассинском ущелье Ингушетии. Его стены украшают рельефы и скульптурные детали, сделанные с высоким художественным мастерством. Строительное искусство сочеталось с резьбой по камню и по дереву. Древние мастера запечатлели в камне быт вайнахов, которые умели очень искусно строить свои жилища и оборонительные сооружения. До сегодняшнего дня в наших горах сохранились так называемые жилые и боевые башни, построенные на скальных вершинах и в благодатных ущельях. Их высота доходит до 30 метров. Стены башен украшены резным орнаментом, различными рисунками (петроглифами) и другими декоративными деталями.

 

Прикладное мастерство.

 

Но, пожалуй, самым распространенным у вайнахов было прикладное искусство. Вайнахи знали как бронзовое, так и железное литье, ковку металлов, чеканку по металлу, ювелирное и оружейное дело, гончарное и швейное дело. Обо всем этом говорят богатейшие археологические материалы со всей территории нашей республики. Вайнахская самобытная культура развивалась в тесных контактах с культурными достижениями соседних народов. Воспринимая достижения других народов, вайнахи вносили и свою лепту в обширную сокровищницу кавказской, а через нее - и мировой культуры.

 

Я.З. Ахмадов, Ш. Б. Ахмадов, М. Х. Багаев, Х. А. Хизриев.


Начало статьи


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"