ДАЙДЖЕСТ: |
Древняя культура вайнахов.
Высокое мастерство обработки камня, умение изготовлять из кремня орудия труда еще с эпохи палеолита и вплоть до появления первых металлических изделий быстро продвинуло древнее вайнахское общество вперед. Довольно рано освоили провайнахи секреты металлургии и металлообработки, быстро развивалось гончарное мастерство, домостроение, скотоводство, земледелие. Об этом свидетельствуют уникальные археологические памятники у селений Бамут, А. Шерипово (Гатын-Кале), Харачой, Сержень-Юрт, Саади-Котар (Комсомольское) и др. Эти памятники позволили ученым включить наш край в такие всемирно известные археологические культуры, как Куроаракская, Майкопская, Каякентско-Харачоевская, Северо-Кавказская, Кобанская.
Первобытные верования.
Многие археологические предметы, изготовленные из камня, глины, металла, говорят не только о декоративно-прикладном искусстве, но и о магическом и тотемическом представлениях древних вайнахов. Религиозные воззрения сопутствуют вайнахам с эпохи верхнего палеолита (35- 40 тысяч лет назад). Широко распространен был культ Солнца, Луны, огня, барана, различных хищников, особенно волка, оленя, змеи и т. д. Повсеместно распространен был культ таких божеств, как Мать воды (Хинана -чеч., Хинанилг -инг.). Мать вьюги (Дарцнана - чеч., Дардзнанилг - инг.), Мать ветров (Мехнана - чеч.. Мухнанилг - инг.), Мать огня (Ц1енана - чеч., Ц1инанилг - инг.) и др. Надо полагать, что культ матерей природы и стихии был изначальным и ведущим. Одновременно большое место занимали в жизни вайнахов магические обряды и действия, культ огня и домашнего очага, почитание богини плодородия Тушоли. В лице богини Тушоли мы имеем:
1) древнейший культ общевайнахского пантеона;
2) божество, представленное в образе женщины - матери людей и всего сущего;
3) культ плодородия вообще (урожай полей, приплод скота, деторождение), символизирующий неиссякаемость творческой силы природы; 4) богиню-покровительницу женщин и детей;
5) культ, некогда занимавший ведущее место в системе вайнахского язычества. На основе широкого научного анализа А. А. Исламов высказал, на наш взгляд, верное предположение о восхождении праосновы культа богини Тушоли к религиозным представлениям людей эпохи материнско-родового строя.
Древние формы верований у вайнахов очень разнообразны. Самой древней формой религии учеными признается тотемизм- почитание животных, которых считали родоначальниками племенных родственных групп. Это такие животные, как олень, баран, козел, бык, волк, медведь и др.
Одновременно с тотемизмом существовала другая форма религии - анимизм, то есть одухотворение природы и стихий. Далее наблюдаются различные виды магий (колдовство), культ личных духов - покровителей (нагуализм), промысловый культ, погребальный культ, культ предков, родо-семейный культ святынь и покровителей, аграрные культы и т. д.
Ученые проследили целый пантеон вайнахских божеств во главе с верховным богом Дела, которому подчинялись следующие боги: Тушоли, Мятцил, Сиели, Ерды, Галь-Ерды, Тхаба-Ерды, Дзорах-Диэла, Гурмет-Цуу, Итаз-Ерды, Долге, Эрдзели, Тумгой-Ерды, Морч-Сиели, Бейни-Сиели, Дик-Сиели, Ауша-Сел, Тамыж-Ерды, Амгали-Ерды.
Все эти языческие божества почитались чеченцами и ингушами до принятия ими исламской религии в XV-XIX веках.
Многие из названных божеств почитались как покровители даже в начале нашего столетия. До нас дошла записанная в 20-х годах нашего столетия этнографом Е. М. Шиллингом уникальная молитва, обращенная к языческому божеству.
Архитектура и скульптура.
С религиозными верованиями связаны многие архитектурные памятники нашего края. Это святилища, склепы, храмы. В плане этого вопроса уникален христианский храм Тхаба-Ерды в Ассинском ущелье Ингушетии. Его стены украшают рельефы и скульптурные детали, сделанные с высоким художественным мастерством. Строительное искусство сочеталось с резьбой по камню и по дереву. Древние мастера запечатлели в камне быт вайнахов, которые умели очень искусно строить свои жилища и оборонительные сооружения. До сегодняшнего дня в наших горах сохранились так называемые жилые и боевые башни, построенные на скальных вершинах и в благодатных ущельях. Их высота доходит до 30 метров. Стены башен украшены резным орнаментом, различными рисунками (петроглифами) и другими декоративными деталями.
Прикладное мастерство.
Но, пожалуй, самым распространенным у вайнахов было прикладное искусство. Вайнахи знали как бронзовое, так и железное литье, ковку металлов, чеканку по металлу, ювелирное и оружейное дело, гончарное и швейное дело. Обо всем этом говорят богатейшие археологические материалы со всей территории нашей республики. Вайнахская самобытная культура развивалась в тесных контактах с культурными достижениями соседних народов. Воспринимая достижения других народов, вайнахи вносили и свою лепту в обширную сокровищницу кавказской, а через нее - и мировой культуры.
Я.З. Ахмадов, Ш. Б. Ахмадов, М. Х. Багаев, Х. А. Хизриев.
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии объявили победителей конкурса «Спаси Грута»
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции