ДАЙДЖЕСТ: |
Магомед Мусаев (1915-2001)
Читая произведения старейшего прозаика, драматурга, публициста и переводчика Магомеда Мусаева или слушая отрывки из них в его чтении на литературных встречах и вечерах, по телевидению и радио (а читал он всегда страстно, самозабвенно и вдохновенно, с таким увлечением и упоением, что ничто его в эти минуты не могло отвлечь), я никак не мог понять, почему писателю так удаются образы молодых рабочих. Почему так точны, достоверны сцены из жизни рабочих? Не мог понять, откуда у него такие глубокие, профессиональные знания о производственных процессах. Почему он с особой радостью и охотой встречается с рабочими коллективами, почему его всегда тянет на заводы, фабрики, в производственные цеха. Почему он гак любит писать о них?
-Как это-почему? - удивился Магомед Мусаевич однажды моему вопросу. - Разве ты не знаешь, что я в молодости был нефтепереработчиком?
Я честно признался, что не знал, потому что биография его не печаталась ни в одной его книге, а литературные критики не уделяли его творчеству должного внимания... Тогда он мне поведал о своем жизненном и творческом пути.
Родился Магомед Мусаев 15 июня 1915 г. в старинном и известном в чеченской истории селе Алды в семье крестьянина. Но, подросши, не пошел по пути отца - его всегда неудержимо тянули таинственные сплетения заводских установок, в вечном дыму и пару, панорама которых хорошо была видна с высоты их села. Поэтому, окончив сельскую школу, будущий писатель поступил в Грозненское нефтяное училище и, в 1931 г. пришел работать на Грозненский нефтеперерабатывающий завод им. В.И. Ленина (сейчас - Грозненский нефтекомбинат). Там М. Мусаев вырос от ученика кочегара до оператора технологической установки. И ушел с завода только по состоянию здоровья в 1937 г.
С 1938 г. до начала Великой Отечественной войны Магомед Мусаев работает редактором Чечено-Ингушского радио. Добровольно уходит на фронт, но в 1942 г. он был комиссован по слабости здоровья. Снова возвращается на радио, где работает до дня депортации -23 февраля 1944г.
В ссылке жил в Джамбульской области Казахской ССР, меняя профессии: строителя, учителя, продавца и т. д. В 1957 г. М. Мусаев возвращается в Грозный, заочно оканчивает Чечено-Ингушский государственный педагогический институт и с 1958 г. до ухода на персональную пенсию в 1975 г. работает старшим редактором редакции художественной литературы Чечено-Ингушского книжного издательства. Его вклад в развитие культуры и литературы был оценен высоко: М. Мусаев награжден медалью «Ветеран труда» и отмечен почетным званием «Заслуженный работник культуры ЧИАССР». Он - член Союза писателей и Союза журналистов СССР и России.
Первые шаги в литературном творчестве М.Мусаев сделал в конце тридцатых годов XX в. работая редактором радио. Первый рассказ «Золотая осень» был написан им в 1939 г. по данному произведению сразу же прозвучала литературно-музыкальная передача в радиоэфире. Стало ясно, что в чеченскую литературу пришел новый одаренный писатель.
Но на писательском поприще М. Мусаев утвердился после возвращения на родину, в годы работы в книжном издательстве. Первый его сборник повестей и рассказов «На рассвете» выходит в свет в 1960 г. Главные герои всех произведений, вошедших в книгу, - молодые люди, а основная тема - нравственно-этическое воспитание молодежи. С того времени она становится ведущей во всем творчестве М. Мусаева.
В 1963 г. М. Мусаев издает сборник новых произведений «Золотая брошка», в который, кроме повести, давшей ему название, входят и рассказы. Повесть «Золотая брошка» - одно из первых детективных произведений в чеченской литературе, Посвящена она работе милиции. О ней литературовед X. Туркаев писал в своей книге «О путях развития чеченской литературы»: «Социально- нравственная тема своеобразно решается в повести М. Мусаева «Золотая брошка». За внешней занимательностью произведения стоят драматические судьбы отдельных героев. Повесть раскрывает взгляды молодых современников на вопросы долга и чести». Повесть была вскоре переведена на русский язык и издана в 1965 г., переиздана - в 1970-м.
Затем писатель создает два крупных произведения - повести «Анзор» (1966 г.) и «После выстрела» (1969г.). Основные темы в них также честь и достоинство, подлость и предательство. Они многоплановы, со множеством действующих лиц, у каждого из которых свои черты характера, что говорит о росте мастерства писателя. О повести «После выстрела» X. Туркаев писал так: «В своем новом произведении М. Мусаев продолжает исследование проблем морали, нравственной зрелости молодежи, духовного мира старшего поколения. Решается эта проблема в несколько ином, отличном от его прежних исканий, направлении: писатель здесь своей главной задачей видит рассмотрение человеческих чувств, взаимоотношений людей разных возрастов, их взглядов на жизнь, на честь и достоинство, на свое место в обществе». Повесть «После выстрела», как и «Анзор», была переведена и издана несколько раз на русском языке.
В конце восьмидесятых - в начале девяностых годов М. Мусаев работал (над большим рассказом «Смерть чайки», который был опубликован (в отрывках) в альманахе «Орга», и крупным эпическим романом о национальном герое чеченского народа Бейбулате Теймиеве. Но, к сожалению, не закончил его: не до романов было - начался распад СССР, прошла разрушительная первая чеченская война, наступили годы хаоса, неразберихи, беспредела, безразличия к литературе, культуре, а затем не стало и самого писателя.
Много работал Магомед Мусаев и в драматургии. Первую пьесу - четырехактную драму «Волны Терека» - он задумал еще в годы службы с Красной Армии {1941-1942 годы), но написать ее удалось, по понятным причинам, только в 1959 г. Она рассказывает о событиях, происшедших в Чечено-Ингушетии в 1937-1943 годах. В 1960г. пьеса была поставлена и с успехом шла на сцене Чечено-Ингушского драматического театра им. X. Нурадилова.
Затем были написаны пьесы: «В одном селе» (1963 г.), «Вставшие за равенство» (1967 г.), «Секретарь парткома» и другие, которые тоже многие годы шли на сцене нашего драматического театра.
Оставил свой след М. Мусаев и в чеченской публицистике. В республиканской периодике (республиканские газеты «Грозненский рабочий», «Ленинский путь», альманах «Орга») регулярно печатались его статьи и очерки на различные темы. Наиболее заметными из них были: «Моя гордость», «На пути роста» - о проблемах развития культуры в республике: «Со временем сверяя шаг», «С думой о завтрашнем дне», «Писатель и жизнь» - о задачах и ответственности писателя и другие. Писатель часто и охотно выступал с проблемными беседами по телевидению и радио. В бытность моей работы на телевидении ни разу не было случая, чтобы он отказался выступить на самые жгучие темы. Особенно любил он рассказывать телезрителям о жизни и творчестве писателей, потому что за долгие годы работы редактором издательства, М. Мусаев хорошо изучил и глубоко познал их творчество.
М. Мусаев запомнился читателям и как прекрасный переводчик. Благодаря ему наши читатели смогли познакомиться на чеченском языке с творчеством многих русских, грузинских, украинских, карельских, каракалпакских, осетинских писателей.
О Магомеде Мусаеве я мог бы написать много, потому что хорошо знал его, многие годы общался с ним, часами говорил о литературе, читал еще в рукописи его произведения, побоюсь в многословии в чем-то сфальшивить. Поэтому хочу свой рассказ о нем закончить его же словами, которые писатель любил часто повторять:
- Я пишу для народа. Хорошо ли, плохо ли - судить ему. Похвалит он - значит, я на правильном пути, поругает - значит, что-то не так надо исправлять. Святая моя мечта - чтобы за каждое новое произведение люди говорили «спасибо!» Для этого и работаю.»
И работал не напрасно: творчество М. Мусаева востребовано читателями и сегодня. И будет, надеемся, востребовано и в будущие годы.
Адиз Кусаев
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря
ИНГУШЕТИЯ. Руководителя Минприроды Ингушетии освободили от занимаемой должности
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии пройдет выставка дагестанских мастеров
ВОЛГОГРАД. Дом на Удмуртской в Волгограде оказался на грани катастрофы
ГРУЗИЯ. Fabrika в Тбилиси: как заброшенный завод превратился в арт-объект?