ЧЕЧНЯ. Одним из актуальных и спорных вопросов древней и средневековой истории Северного Кавказа являются взаимоотношения аборигенного и пришлых ираноязычных народов: скифов, сарматов, савроматов, алан и других. Спорят о том, кто такие аланы-осетины, карачаево-балкарцы, вайнахи и т.д. – или же этот этноним покрывает все означенные народности? Какое место в аланском государстве, в его культуре занимал тот или иной из перечисленных народов Кавказа и т.п. При решении перечисленных вопросов, как нам думается, молодые кавказоведы не в должной мере уделяют внимание мнению тех ученых, которые были основоположниками алановедения. Имеются в виду ученые-алановеды: В. Миллер, А. Пфаф, В.И. Абаев и ряд других. Отметим, что ираноязычный этнический элемент, по мнению многих ученых-кавказоведов, присутствует на Кавказе со времен скифов, если не раньше. Не исключено, что какая-то часть скифов и особенно сарматов проникла и в горы. О чем свидетельствуют данные топонимии и археологии. Вследствие нашествия гуннов (V в.) аланы проникли в горы в массовом порядке1. Укрепившись здесь позднее, они создают свое государство (X в.). По всей видимости, это произошло по причине ослабления хазар и Арабского халифата в долголетней изнурительной войне. В Аланию входили все те народы, которые живут здесь и ныне, за исключением Нашха и Ичкерии (чеч. Нохч-Мохк) во главе с Мулкъ (от араб. мулек – царь, правитель).
Ведущая роль в этом государстве, безусловно, принадлежала аланам. О чем свидетельствуют остатки следов их укрепленных казарменного типа монументальных зданий, где размещались многочисленные гарнизоны, а также следы контрольно-пропускных пунктов наподобие современных блокпостов, где за местами их локализации по сей день сохраняются названия, объясняемые из современного осетинского языка. Вот они: Фуртовг, Фаранз-Кхелла (ср.осет. Фарн – божество солнечной благодати), Васар-Кхелла (от ирано-араб. кхелла – укрепленный пункт, крепость), Кей (осет. Кау/Хау – поселение, село (ср. Дзауджикау – бывш. назв. г. Владикавказ), Даллагкау (Долаково), Фуртун-Кхелла (Зумс) и др. Это алано-осетинское слово – апеллятив Кау/Хау – вошло в вайнахские языки в значении «ворота» (ков) и свидетельствует о том, что входить за ворота, внутрь поселения аборигенам было запрещено, за редким исключением (мотт бахьаш веанарг бен); Кешта – форма мн.числа от ков/кав, кау – ш – формант мн.ч., – та – послелог в виде русского предлога -на; Кейга (от кау, – га – суф. места), Кеста (от кау), – с – место, – та – послелог (сравнить груз. назв. вайнахов – кисты (о>и) и др.)
Наличие в некоторых из приведенных примеров глухого фрикативного согласного звука (ф)2, не свойственного коренным кавказским языкам, само по себе говорит о принадлежности соответствующих топонимов ирано-осетино-аланскому языку3.
Со времен, когда ираноязычные аланы растворились со своими укреплениями и гарнизонами среди аборигенов, еще долго держались (по традиции) установленные ими порядки со своими князьями и надсмотрщиками. И лишь в XVII–XVIII вв. восстанием чеченцев были свергнуты, как уже отмечено, очеченившиеся князья и их правления, чуждые менталитету аборигенов. И последний дышнинский князь Дудар был изгнан из Чечни восставшими чантинцами Аргунского ущелья, что произошло ориентировочно в конце XVIII века. Именно к этому времени, а возможно и ранее, относится изгнание последних черкесских князей-братьев Давлетгирея и Баматгирея из Ичкерии (Восточная, Большая Чечня). После указанных событий княжеское сословие в отдельных обществах номинально сохранялось вплоть до Октябрьской революции. И последний из таких «свадебных князей», Дышни Иналуко Арсанукаев, женатый на грузинской княжне, даже возглавлял Кабинет Министров Северо-Кавказского эмирата со столицей Ведено (19–20 гг. XX в.). После же крушения этого эмирата под натиском большевиков (март 1920 г.) Иналуко жил в г. Грозном как частное лицо. Он был убит выстрелом из-за угла неизвестным лицом, когда шел по мосту через Сунжу, в центре г. Грозного. Что, безусловно, было делом рук большевиков, не решившихся открыто покончить с князем, из-за боязни гнева народа, хотя никто его своим князем уже не считал.
Так завершилась тысячелетняя княжеская династия алано-иранцев в Чечне, точнее, в одной из частей Чечни – к западу от р. Аргун.
Как было отмечено, княжеское правление, установленное аланами в Чечне, не распространялось на Ичкерию и, первоначально, на общество Нашх. Устойчивая сфера влияния алан – это горная территория Чечни к западу от р. Аргун, население которой и сегодня отличается в антропологическом отношении: высокий рост, белая кожа, светлые глаза. Именно такими описывают алан ученые Европы и другие. Все это, на наш взгляд, результат смешения пришлых алан и аборигенов, не говоря уже о лингво-этнографических различиях. Не исключено, что мы имеем здесь «чистых» алан, усвоивших язык аборигенов с вкраплениями в него иранских элементов, указанных выше, и другие. Мы эти данные приводим здесь потому, что среди многих исследователей нет единогласия по поводу соотношений антропонимических особенностей аборигенов и алан, особенно по части размеров черепов.
По всем остальным параметрам у нас нет оснований ставить под сомнение сказанное. По крайней мере, около 10 фамилий вайнахов заявляют свою принадлежность к аланам по генезису. Здесь же хотелось остановиться на вопросе о том, что между Аланией и Серир, как отмечено в литературе (З.Н. Ванеев4 и др.), располагалось некое автономное государственное образование5, независимое от Алании. Письменные данные не дают убедительного ответа на этот вопрос. Некоторые ученые отвергают мнение, утверждающее наличие названного образования6, видимо, считая престижным иметь свой народ в составе Алании. Здесь на помощь приходит народная память и топонимия, сохранившие по сей день сведения об этом государстве.
Так, по преданию чеченцев старшего поколения Веденского района, приблизительно с X века на Веденском плато функционировало государственное образование во главе с Мулкъ (от араб. мулек – «царь»), по всей вероятности, ставленника Арабского халифата впору его наивысшего расцвета, и расположившееся в начале на склоне горы Эрд-Корта в Нашхе, затем на горе Эрдсан-Корт Веденского плато. Топонимы, наличествующие поныне на склоне этой горы: Мулкъан б1ов лаьттина меттиг – «Место, где стояла башня Мулкъ»; Мулкъан меттиг – «Место Мулкъа», Мулкъ 1ийна меттиг – «Место, где жил Мулкъ» и т.д. Примечательно то, что здесь же отмечены топонимы с божествами языческих и христианских верований чеченцев и имеющие параллели и на склоне Эрд-Корт (в Нашахе), где, как сказано, первоначально располагался Мулкъ: Тишол т1е, Аллай т1е (ср. Х1илах-Нашх). И Аллай и Х1илах – варианты имени Илья, бога грозы у алан-язычников, представленные в разных фонетических обличиях, вполне объяснимых по законам фонетических изменений нахских языков. Это протеза (х1) вар – (в) Х1илах + формант местного падежа -х (ср. ламанах, бердах – соотв. «в гору, в обрыв» и т.д.), и>а, 1а>и + т1е – послелог (в Аллай т1е). Отметим здесь же, что Х1илах (вар. Вилах) – село, от которого на сегодня сохранились развалины, располагалось на склоне Эрд-Корт (Нашх), считалось древнейшим идеологическим и административным центром Нашха. Отметим, эрсенкортское Аллай т1е дан без протезов (х1) или (в) в исходном обличье, ср. Илья. Указанный перенос государственного правления Мулкъ был связан с усилением аланского государства к западу от р. Аргун.7
Государство Мулкъ просуществовало, ориентировочно, до нашествия Тимурленга. Ведущее положение в этом государстве, по всей вероятности, занимали племена вайнахов – эры и некоторые нашхинские племена, отмеченные академиком И.А. Джавахишвили еще в Кахетии (I в. н.э.), названной им Эрети (-ет -суф. (груз.)8.
В некоторых грузинских источниках эров называли в составе Албании, наряду с гаргарами, также считавшимися, по данным многих исследователей-кавказоведов, нахами (вайнахами) (Е.И. Крупнов, Ю.Д. Дешериев, К.З. Чокаев, В.Б. Виноградов и другие). Также «генетически эры принадлежали к известной в науке нахско-дагестанской группе иберийско-кавказской семьи народов. Очевидно, еще в античную эпоху часть эров была ассимилирована восточно-грузинскими племенами9 (см. также «Эрос – один из сыновей Таргамоса, правнука Ноя»)10. Далее: «Грузинский Эристав от имени ведущего народа Урарту-Хурритни. Отсюда Эребуни».11
Кстати, термином эри по Джавахишвили здесь объединены как вайнахские, так и дагестанские племена. Так что было чеченское (вайнахское) государство, независимое от Алании, располагавшееся вначале в обществе Нашх с центром Эрд-Корта, затем в Ичкерии, на Веденском плато с центром Эрдсан-Корта. И именно благодаря этому государству нашхинско-нохчмахкинские чеченцы избежали тех ассимиляционных процессов со стороны алан, которые испытали остальные вайнахи, включая и ингушей (см. выше). А по географическим параметрам, как отмечено отдельными исследователями, территория этого государства была соразмерна трем дням пути пешим ходом от границ Серир до столицы Восточной Алании Магас (вар. Маъас, Ма1ас).
О том, что не все нахские племена входили в состав Алании свидетельствует выражение народа: Вай элий ду, нах – суьлий бу – «Мы князья (Кезр. аланы), нахи – суьлий».
Примечание: в наше время суьлий (инг. силие) – чечено-ингушское название горцев Дагестана. По всей видимости, в прошлом этот термин покрывал всех горцев как Нахистана, так и Дагестана, а может быть и других горцев Северного Кавказа (см. у Плиния: «По всему челу гор живут дикие племена Сильвы» (имеются в виду горцы Северного Кавказа – К. Чокаев). У нас имеется статья, посвященная идентификации Серир, Суьлий (силий), Сильвы12. Под термином элий в приведенном выражении подразумеваются в ретроспективном плане и собственно аланы. Превращение этнонима в социальный термин – обычное явление в языках, в частности в нахских. (См. труды Н.Ф. Яковлева, В.И. Абаева, К.З. Чокаева и др.).
Как свидетельствует история, Серир – аварское государство, синхронное с Аланией (IX–XI вв.) с центром Хунзах. Отмечены дружественные и даже династические браки между правителями Серир и Алании. Что, по всей вероятности, способствовало переносу в Ичкерию государственного образования чеченцев (нохчий Кезр, Нашхой), не пожелавших оставаться на территории Нашх после усиления Алании или вынужденных к этому последней. Существенную роль в этом сыграли генетически родственные связи с дагестанцами, в памяти которых они в то время были более свежи, чем ныне, а также совместное проживание, как было отмечено выше, в закавказском государственном образовании Эрети в составе Албании под общим названием Эри (см. выше). О чем будет сказано подробнее в специальной статье автора.
Чтобы окончательно осветить тему данной статьи, хотелось бы остановиться на идентификации названия столицы Восточной Алании, Магас (Маъас, Маас – Маг1ас чеч.). Знаки -г1, -ъ передают соответственно арабские: -г1 и -ъ, -айн звуки. При этом вопрос хронологии заселения данного объекта оставляем открытым, поскольку между археологами, изучавшими данное городище, нет единогласия (см. статью Мамаева Х.М. о хронологии Алхан-Калинского городища)13. Отметим лишь XIII в., время его трагедии.
Этимология Магаса (Маас, Маг1ас) уже была объектом рассмотрения Я.С. Вагаповым.14 Мы же рассматриваем ее с точки зрения закона ряда, который признан в топонимике как наиболее эффективный в плане историко-этимологических разысканий. Вот перечень однокоренных топонимов, наличествующих в разных районах Чечни (Нахистана): Мог1уста (развитые большие села) – Нашах; Маъста (русск. Майсты) – район горной Чечни, Маьлхаста – район горной Чечни, М1айсталг1а – район горной Чечни; с переходом [м] в [н] отмечены следующие топонимы: Нашха – указанное выше общество в Галанчожском ущелье, Нах-Корт, Нахараст – оронимы горной Чечни и другие. Особо хочется выделить микротопоним в недальнем расстоянии от Алхан-Калинского городища, предположительно Магаса – Моъси ирзе – «Поляна (лесная) Моси». См. здесь же Монц1ий ирзе15.
В основе всех перечисленных топонимов лежит название древнего культа Солнца – мо/ма плюс разного рода детерминанты с указанием местности (са(и), – т1а/та – послелог со значением указания на место, как правило, на верхнюю часть объекта. Именно этот теоним лежит в основе малх – «солнце». Как видно, общий корень здесь ма/мо, оформленный разными детерминантами (см. выше). Подобные расхождения при общности корня не редкость в нахской топонимии. Ср. также мужские имена на ма/мо, му: Мац 1а, Моц1а, Муц1а (ц1а – возможно обозначает другой культ нахов – Ц1у), Маъаз/с и др. Особую значимость, как сказано, приобретают здесь микротопонимы (оронимы), отмеченные в труде А. Сулейманова «Топонимия Чечни», в районе городища, предполагаемой столицы Восточной Алании – Магас (Маъас, Маг1ас) – в плане идентификации последнего. Это Моси ирзе (ирзе – лесная делянка для возделывания различных культур, которая, как правило, именуется словом, обозначающим то или иное поселение (близлежащее), общество или отдельное лицо. Часто вместо ирзе встречается синонимичное кха – делянка вообще, когда речь идет о делянке вне лесного массива; ирзе – это делянка, как правило, в лесном массиве. Например, Бенойн кха – «Беноевская делянка», (беной-тайп, р-н Нашха), Буртахойн кха – «Буртахоевская делянка» (буртахой-тайпа), локализующаяся в окрестности с. Эрдсана (Веденский р-н). Сравните также и созвучное с отмеченными выше Монц1и ирзе – «Делянка (лесная) Монци»; Монц1ин – фольклорные герои чеченцев, а также Г1ожакъан ирзе – «Лесная делянка Г1ожакъа», который так же является героем нартских произведений чеченцев. А также 1алхан-юрт и 1алхан Г1ала (Алхан-Кала), вблизи которого расположено и названо тем же именем интересующее нас городище. 1алхан – герой чеченского фольклора. Если взять во внимание средоточие именно возле интересующего нас городища микро- и макротопонимов со столь примечательными именами, то симптоматично, что данный район сыграл немаловажную роль в истории Чечни, а также Восточной Алании, начиная с раннего средневековья, и даже ранее.
Да и в плане географическом район этот приобретает особую значимость: река Сунжа, соединяющая юг и север, а также горы и плоскость, через Урус-Мартан выходящие в историческую область Нашх. Кстати, дорога эта проходит мимо места, где некогда стоял курган, названный именем правителя Нашх, а затем Ичкерии – Мулкъ, названного в истории Эрсноевским (см. выше). А также приведенное исследователем XIX века Н. Поповым предание эрдснойцев о том, что до прихода в Ичкерию их род жил возле Урус-Мартана, где живет и поныне генетическая часть Эры.
Более того, весь комплекс приведенных свидетельств, на наш взгляд, доказывает, что слово Магас (Маъас, Маас) идет из чеченского (ингушского). Для того чтобы окончательно решить проблему следует не только продолжить раскопки Алхан-Калинского городища, но изучить его окрестности в плане этнотопонимии. Дело в том, что, по нашему мнению, те жители, ушедшие из Магаса после татаро-монгольского погрома, через определенное время вернулись в эти районы и поселились в недальнем расстоянии от Магаса. Это дышнинцы, основавшие Алхан-Юрт и Алды, и др.
Переходя к выяснению соотношений между именами горных обществ Мог1уста (Нашх) и Ма1ста (М1астера), с одной стороны, и Магас (Маъас) – с другой, отметим, что эти топонимы объединяет имя бога солнца Ма – с той разницей, что в составе Ма1аста и Мог1аста, в отличие от Магас, наличествует детерминант – та (совр. т1а), восходящий к послелогу – т1а (вар. – та, – да (см. итумк. ламда в плоск. ламт1а(е) и др.)
Так как данный детерминант-послелог указывает на нахождение объекта на возвышении, становится понятным отсутствие данного детерминанта в составе однокоренного названия, расположенного на плоскости Магас (ср. Ч1ента и Ч1ечу, Г1ойт1а и Г1ойчу, Мартант1е и Мартанчу Марта и т.д.), хотя, как видно из примеров, не всегда данный детерминант отсутствует в составе тех имен, которые расположены на плоскости. Здесь речь может идти о принципе, исходя из существа данного детерминанта. Это дает нам право высказать гипотезу, что Магас (Маг1ас) плоскостной – это перенесенное из Нашха Мог1аста. Если это так, то встает вопрос о том, что основателями этого поселения являются горцы-нашхинцы, перенесшие название своего горного селения на плоскостное поселение Магас. Затем, в связи с нашествием монголов, жители данного плоскостного Магаса переселились в Майсты, и назвали его последним именем своего плоскостного селения. Но они перебрались в горное общество уже не одни, а с аланами, которые жили с ними в плоскостном Магасе, и построили в целях своей безопасности новое, но уже укрепленное поселение-крепость и назвали ее типологически сходным с Магасом словом Фаранз-Кхелла (от араб. кхелла – «укрепленное поселение»). По сути, данное аланское название – перевод с чеченского-нахского (ср. алано-осет. Фарн – бог солнца, чеч.(нах.) Ма – также бог солнца). При этом нахское с < са – земля, страна – сохранено и в аланском имени Фаранз-Кхелла (с Фарн + с < са), правда, часто оно варьируется с «з» (с < з – закономерно). Все сказанное довольно логично, за исключением одного: основателями Магаса были не аборигены (см. ниже).
О том, что в Майстах побывали аланы и возвели Фаранз-Кхелла, как свое убежище, свидетельствуют и другие здешние топонимы: Хуоца-аре (чеч. аре – «поле») – единственное ровное место в Майсты (ср. осет. Хицау – верховный бог осетин, а также Хуоца 1ин – «ущелье Хицау»; Кейге – сторожевой пост на подступах к Фаранз-Кхелла, Кау – «поселение», где -га – детерминант со значением места (Resp.формант мест.падежа – чеч.)16. См. также Васар-Кхелл (цитадель Фаранз-Кхелла, первый компонент, возможно, восходит к алано-осетинскому, поскольку из чеченского не этимологизируется убедительным образом). Ойконимы: Т1уга, П1уга, последние компоненты в «Васар-Кхеллара тишов Ц1ив» (ср. Ц1у, Тишов – святые, (древнейшие общенахские имена верховных божеств); Здесь же Ц1екхелла – «крепость Ц1е (ц1у)». Ороним Дакох-Корт – «вершина божества Дика» (Дако), Корт – «глава, вершина» и другие.
Здесь уместно обратить внимание на генезис известной археологической культуры Майсты на фоне приведенных топоматериалов, а также преданий самих майстинцев.
Дело в том, что для развития материальной и духовной культуры на местной почве важное значением имеет географический и природный факторы. Были ли такие факторы в Майсты? Нет, конечно. Ограниченная территория с минимальной посевной площадью, да и поселение – два-три села с хуторами, не считая Фаранз-Кхелла, которое, как мы считаем, возникло с мигрированием сюда аланского населения из столицы Восточной Алании Магас (Маг1ас) в XIII веке после разрушения ее монголами. И те монументальные строения Васар-Кхелли (цитадель Фаранз-Кхелла), которые отмечены учеными, вряд ли были под силу населению аборигенов Майсты.
Известная духовная культура Майсты вряд ли имела под собой местную основу. Все это, на наш взгляд, было привнесено сюда со смещенным алано-нахским населением из Магас после указанной катастрофы на плоскости. Данные археологии указывают на то, что первоначальный слой этой культуры хронологически восходит к XIII веку – времени, когда совершилось монгольское нашествие. Следовательно, культура Майсты была создана именно тем алано-нахским смешанным населением, мигрировавшим в горы. О том, что это было именно смешанное население, говорят, типологически близкие осетино-нахские топонимы Магас, Майсты, Фаранз-Кхелла, Кейга, Хуоца (Хицау), а также Мог1уста. Последняя вокабула ойконима свидетельствует о том, что аборигенное население из Мог1уста, спустившись с гор Нашх, приняло участие в заселении Магас (Маг1ас) и дало данное название городу. Что, вероятно, произошло в VIII веке н.э., в связи с приходом арабов с их известной толерантностью. А возможно и ранее, до прихода арабов (см. выше). В то же время нельзя не отметить, что Васар-Кхелли17 был городом-крепостью и убежищем, где укрылась после трагедии в Магасе элитная часть жителей Магас. Вероятность сказанного повышается с учетом особого внимания, которое монголы проявляли именно к ираноязычным аланам, составляющим основу названной элиты Васар-Кхелли, как к главным соперникам в их борьбе за установление господства на Кавказе, в частности на Северном Кавказе. Отметим здесь же и такой примечательный момент: то, что Фаранз (первая часть Фаранз-Кхелли) – не что иное, как калька со слова «Магас» (Маг1ас), с типологически общей семантикой – «солнечный». Тогда как оригинальное название перенесли на всю территорию общества Маъаста (вар. Мъайста). Так, нахи и аланы-иранцы решили свои проблемы и на новом месте.
Вот что говорится в предании народа о величии и падении Васар-Кхелли (Фаранз-Кхелли): «Днем и ночью Васар-Кхелли охранялся вооруженной стражей. Васар-Кхелли мог выставить в случае военной опасности до 1500 хорошо вооруженных воинов, не знавших ни страха, ни поражения. Слава о бесстрашных воинах Васар-Кхелли и их ратных подвигах разошлась далеко за пределами Кавказа. Но случилось великое несчастье. Никем не замеченное, глубокой ночью, перебив всю стражу, охранявшую дальние подступы к крепости, подошло большое войско, состоявшее из одних евреев, которое внезапно напало на Васар-Кхелли и перебило всех жителей: детей, женщин и стариков; и только двоих отпустили живыми – мужчину и женщину, чтобы они поведали всем горцам о случившемся. С тех пор Васар-Кхелли больше не заселялся. В один день перестал существовать Васар-Кхелли, оставив после себя руины и одно случайно уцелевшее святилище – Васар-Кхеллира Тишов Ц1ив – немой свидетель былой славы и позора падения некогда мощного замка – крепости Вассар-Кхелли. Трудно сказать, по прошествии столетий, когда конкретно и кем был разрушен Васар-Кхелли. Предположительно, это конец XIV и начало XV вв., ознаменовавшиеся приходом более грозного поработителя, чем монголы – Тимура (или Тимурленга) в наши края. Это предположение, нуждающееся в специальном исследовании ученых-кавказоведов, привлечении комплексных данных смежных общественных наук – истории, археологии и этнографии, могло бы пролить свет на проблему этимологии первой части Васар-Кхелли – Васар, а также расшифровку письмен, отмеченных археологами на стенах, уцелевших после разрушения строений Васар-Кхелли. Окончательное решение означенной проблемы сопряжено с необходимостью продолжения археологических раскопок, начатых в Майстах до известных событий в республике.
А проведенный нами анализ трех топонимов посредством вайнахского языка показывает, на наш взгляд, общность их по корневой части, что в свою очередь свидетельствует:
1. В Магасе жило вайнахское население.
2. Имя это вайнахское по происхождению.
3. Оно перенесено было сначала с Мог1аста (Нашха – этой колыбели чеченского этноса), а затем, после разрушения столичного плоскостного Магаса (Маг1ас – чеч.) – на горное общество Майсты, с соответствующими расхождениями в их фонетическом обличье (см. выше). При всем этом мы убеждены, что основателем Магаса был пришлый народ, о чем говорят особенности ландшафта места расположения этого поселения.
Все указанные топонимы отмечены в топонимии Чечни также повсеместно, и как язык земли демонстрируют пребывание здесь, наряду с местным, пришлого ирано-аланского населения, которое слилось с аборигенами вследствие совместного проживания в течение столетий. Как следы их обитания, здесь можно квалифицировать строения и топонимы: Каьшта (Зумс), Кей (Маг1а Кей, Иг1а Кей, Катаргашт1а – что значит «к воротам» (общество Ц1еча-Ахк, русск. Цечой). Тан – «река», Кейгие, а также Фуртовг, Фаранз-Кхелли, Хуоца и другие собственно мужские имена: Феге, Ферз (Ферзаули – фамилия) и др. (см. выше).
Приведенные лингвистические материалы, по нашему мнению, не что иное, как свидетельства, помимо предложенной ранее этимологии Магас, подтверждающие выводы археологов, историков о перемещении ираноязычного аланского (и не только) населения в горы (в частности, в Ма1аста), в связи с нашествием монголов (XIII в.) и продолжения ими своих культурных традиций в новых условиях, вплоть до инкорпорирования их в местную аборигенную среду. Разумеется, речь идет об уцелевшей после указанной катастрофы части населения Фаранз-Кхелла (Васар- Кхелли).
Результатом указанного инкорпорирования являются общие мотивы в нартском эпосе вайнахов и осетин, а также общность культурных традиций, обычаев, менталитета, некоторых сторон языков и многое другое. Все это нас сближает и объединяет в условиях совместного проживания в составе Российской Федерации.
P.S. Когда данная статья уже была написана, к нам обратился житель с. Гойты, краевед Айса Абкаров, с письменами, найденными недалеко от настоящего городища, вырубленными на каменной плите (к сожалению, плиту нам не удалось вывезти, нас опередили любители). Расшифровать письмена – наша первейшая задача. Так вот, этот краевед сообщил, что место, где некогда, по нашему предположению, стоял Магас, ныне жители окрестных сел называют Г1уларие (Г1улар – от тюрк. Коллар – «рабы, холопы», «место рабов, холопов» – с присоединением чеченского суффикса места -ие (см. Чеч. Бердие – «к обрыву», Г1алие – «к городу» и т.д.). Именно после данного сообщения мы обратили внимание на сведения русских источников XVI в., приведенные в названной выше статье Х.М. Мамаева «О хронологии Алханкалинского городища» – о том, что еще в конце XVI в. русским источникам городище было известно под названием «Холопенское городище» или «город Темирексака» Тимура (ссылка на Т. Магомадову, 1981). Далее, чуть выше городища располагается старинное чеченское одноименное село Г1уларие. Случаи, когда название прежних сел повторяются в именах сел вновь создаваемых на противоположном берегу, известны в топонимии края. Например, Лаха-Невре и Лакха-Невре (на правом берегу р. Терек) и Наур (Наурская, на противоположном левом берегу), а также Галние – на правом берегу Терека и левом берегу и т.д. Правда, при этом отметим, что село Г1уларие основано чуть выше по течению Сунжи, поскольку ниже места были болотистыми.
То, что последнее название городища вполне оправдано, можно объяснить сменой названий, что с появлением новых пришельцев в топонимии имеет место.
Завоеватели типа Тимура не только умерщвляли рабов с захваченных территорий, но и продавали их: чтобы прокормить огромную армию и челядь, необходимы были деньги, золото и т.д. В Чечне отмечен еще один пункт с подобным названием – Г1уларие – место, где некогда занимались такой торговлей, располагается в северо-западной части Черных гор, в Шалинском районе.
Нелишне здесь же привести данные археологии о том, что «Алхан-Калинское городище» является памятником трех эпох – скифского, раннего средневековья и золотоордынского периода.18 Вполне допустимо, что такая продолжительность жизни памятника не могла не коснуться первоначального названия городища.
Литература:
1. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР, т.1. – Грозный, 1967. С. 105.
2. Чокаев К.З. Иранские элементы в топонимии Чечено-Ингушетии. В Изв. ЧИНИИ ИЯЛ, т. 5. Вып. И. Языкознание. – Грозный, 1965.
3. Там же. С. 102.
4. Арсанукаев Р.А. Вайнахи и аланы. – Баку, 2002. С. 101.
5. Там же. С. 102.
6. Чокаев К.З. Нашх – вайнехан туш // Вайнах, № 10. Грозный, 2004 (чеч. яз.).
7 Попов Н.И. Ичкерия. См. ЖОКГ. Т. IV. – Владикавказ, 1870.
8. Джавахишвили И.А. Основные историко-этнологические проблемы истории Грузии, Кавказа и Ближнего Востока. ВДИ. Вып. 4. – М., 1939.
9. Мровели Л. Жизнь картлийких царей. – М., 1979. С.42.
10. Там же. С. 19.
11. Нашхоев Р. Загадка Прометея. – М, 2009. С.51.
12. Чокаев К.З. Граница Серир с Чечней. Вестник АН ЧР. Том II. – Грозный, 1999.
13. Мамаев Х.М. О хронологии Алхан-Калинского городища. В сб. Отражение цивилизационных процессов в археологических культурах Северного Кавказа и сопредельных территорий. Тезисы докладов. – Владикавказ, 2008 (Юбилейные XXV Крупновские чтения).
14. Вагапов Я.С. К этимологии Магас. Изв. ЧИНИИ ИЯЛ, т. 8. Вып. II. Языкознание. – Грозный, 1976.
15. Сулейманов А. Топонимия Чечни. – Грозный 1997.
16. Чокаев К.З. Из иранской топонимии Чечено-Ингушетии. В кн. Осетинское языкознание. – Орджоникидзе, 1982.
17. Даутова Р.А., Мамаев Х.М. Средневековые древности Аргунских ущелий (исторические наблюдения). В сб. материалов конференции на тему «Историко-культурное и природное наследие Юга России. – Грозный, 2009. С. 105.
18. Там же. С. 239.
Кати Чокаев
checheninfo.ru