ОСЕТИЯ. Традиционная культура осетин, впитавшая в себя особенные черты кочевых народов-предков, — скифов, сарматов и аланов, — отразилась на статусе хмельных напитков и их культурно-историческом значении. Различные дурманящие жидкости были частью повседневной и бытовой жизни древнего осетинского народа. Национальный алкоголь занимал важное место в культуре их питания, сопровождая приём гостей, праздники, семейные и религиозные обряды.
Каждый из напитков появлялся в определённый момент времени и имел своё значение. К сожалению не все традиционные рецепты дошли до сегодняшнего дня. В попытках разобраться в истории происхождения древнейших из напитков — ронг и æлутон — и причинах, по котором они вышли из употребления, исследователями осуществляется обращение к истокам этнической культуры осетин.
Ронг — один из утраченных и загадочных напитков является достоянием предков, от которого осталось лишь название и скудные сведения о методе его приготовления. «В разгадке исторической тайны исключительную роль сыграл учёный В.И. Абаев. Собирая по крупицам и анализируя материалы, сохранившиеся в Нартовском эпосе, в памяти народа, знатоков быта средневековых алан и соседних народов, ученому удалось найти правду появления чудодейственного напитка». Название «ронг» исконно происходит из осетинского языка и означает «хмельной медовый напиток». Он изготавливался ещё аланами в раннее средневековье, однако татаро-монгольское нашествие изменило судьбу народа — им пришлось бежать с исторической родины. Плодородные равнинные земли Предкавказья, на которых они занимались пчеловодством были разгромлены и уничтожены. Весь труд аланов-пчеловодов разрушился под натиском боевых топоров монгольских завоевателей.
Остатки уцелевших жителей бывшей Алании бежали в горы Центрального Кавказа и в Закавказье. Возродить пчеловодство и изготовление ронга не удалось, рецепт приготовления, как и принцип разведения пчёл канула в лету. Ронг являйся самым древним и популярным напитком у индоевропейских народов. Технология изготовления из мёда жидкого «дурмана» была известна с IV-III тыс. до н.э. «Аланский напиток пользовался особой любовью у нартов. Он был не только приятным на вкус, но и отличался высокой крепостью и ярко выраженным хмельным ароматом»
Когда осетины-аланы усердно занимались пчеловодством и изготовляли ронг в больших количествах, то известность о напитке распространилась за пределы их места расселения. Соседние грузинские племена — сваны, мегрелы, рачинцы— переняли традиции его приготовления и употребления, сохранив при этом изначальное название — ранга. В аналогии с осетинским наименование означало: медовый и хмельной напиток, приготовленный из меда, медовое вино. Ронг являлся одним из четырёх сакральных напитков осетин. Для его приготовления собирался весь мёд из пчелиных ульев, который затем разбавлялся в тёплой воде. Спустя время полученная смесь закисала и начинался процесс брожения. Жидкость хранили в закрытых глиняных кувшинах. Считалось, чем больше он выдерживается, тем выше крепость.
По одним сообщениям информантов, крепость и брожение ронга происходили самопроизвольно, путём долгой выдержки подобно вину, без добавки хмеля и дрожжей. Согласно другим — вкус напитка зависел от добавки в него хмеля, закваски или дрожжей. При отсутствии мёда, он приготавливали из воска». Медовые напитки аналогичные ронгу бытовали у европейских народов. Славяне, древние германцы, скандинавы считали, что мёд — это напиток богов. Сегодня некоторые из них изготавливают свои национальные напитки по древним технологиям и пьют с таким же удовольствием, как делали их предки. Этот неопровержимый факт, доказывающий общее индоевропейское происхождение осетин и европейцев.
checheninfo.ru