Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Муса Багаев. Место спорта в моральном облике чеченца.


Просмотров: 3 383Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Муса Багаев. Место спорта в моральном облике чеченца.

В здоровом теле – здоровый дух
Ювенал


Эпиграф, который вы только что прочитали, – это надпись, оставленная выдающимся римским поэтом-сатириком Децимом Юнием Ювеналом, жившим почти две тысячи лет назад (около 60–130 гг. н. э.)1. Он говорит о том, что в античном, т.е. древнем, обществе знали толк в спорте, ибо он укреплял тело, а следовательно, и дух человека. Правда, Ювенал почти повторил слова своего соотечественника, знаменитого оратора Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. н. э.), который сказал, что «дух, благодаря упражнению, становится более деятельным и подвижным»2. Словом, очевидно одно: они оба призывали заниматься спортом для оздоровления как тела, так и души. А вот как на все это смотрели наши предки, вы, дорогие читатели, можете узнать из новой книги известного чеченского педагога, спортсмена и талантливого ученого, доцента Чеченского государственного пединститута Сайд-Али Махмудовича Аслаханова. 


Монография называется «Этническое наследие чеченцев в сфере физической культуры и спорта»3. Это первое в Чечне издание подобного рода, чем и определяется уникальность книги. Да, вопросы физического воспитания в вайнахской среде затронуты в монографических исследованиях Д.Д. Межидова, И.Ю. Алироева, З.И. Хасбулатовой, С.Г. Басханова, Ш.М-Х. Арсалиева, С.-М.А. Хасиева и других, но столь обстоятельному и профессиональному анализу подвергнуты впервые в рецензируемой работе С.-А.М. Аслаханова. Кстати, в 2008 году им же была издана книга «Детские подвижные игры, физические упражнения»4 (на чеченском и русском языках), которая стала очень востребованной в общеобразовательных школах Чеченской Республики. В ней особое внимание уделено чеченским играм, как с предметами, так и без них (всего 27 видов игр); играм-забавам (11 игр); физическим упражнениям с предметами и без них (7 упражнений) и т.д.

Однако вернемся к книге, о которой мы начали говорить. Уверен, что она уже нашла своего читателя, так же, например, как в 60-е годы прошлого века книга А.И. Краснова «Физическая культура и спорт в Чечне и Ингушетии»5. В то время я был студентом и, припоминая, с каким чувством гордости за вайнахов мы читали замечательную книгу А.И. Краснова, не исключаю, что и рассматриваемую монографию читатели встретили с радостью.


Ученые установили, что физическому воспитанию молодежи уделяли пристальное внимание все народы мира. Более того, как верно подметил автор книги, в древности языческая религия покровительствовала спортивным состязаниям в силе и ловкости, быстроте и выносливости, носившим характер красочного праздника демонстрации гармонии физической силы и духовного благородства. Скажем, в Древней Греции помимо культовых праздников устраивались также общегосударственные торжества в память о том или ином выдающемся событии в истории страны: например, Элевтерии – день освобождения в честь победы над персами при Платеях в 479 г. до н.э.; Марафонии – в честь победы греков над персами при местечке Марафон в 490 г. до н.э. Прекрасный знаток нравов и обычаев древних греков и римлян польская исследовательница Лидия Винничук пишет, что бессмысленно было бы пытаться отыскать во мгле столетий имена тех, кто первым метнул диск или копье или обогнал других на колеснице. Начала всех явлений в жизни древних были опутаны облаком легенд и мифов, и отделить фантазию от исторической правды едва ли возможно. Уже мифы изобилуют сценами спортивных состязаний.


Первые сведения о спортивных состязаниях древних греков мы находим у Гомера. В «Илиаде» эти состязания связаны с религиозными обрядами, прежде всего с погребальными. Так, Ахилл устраивает поминальные игры в честь павшего своего друга Патрокла. Открывали игры гонки на колесницах, их сменяли кулачные бои, на очередь которым приходила борьба. Четвертый вид состязаний – бег, затем – метание большого железного диска, а после этого выходили состязаться стрелки из лука и, наконец, завершались игры метанием копий6.
Если в «Илиаде» игры связаны с обрядами, то в «Одиссее» герои состязаются между собой только ради развлечения и для того, чтобы поддержать честь своего края. Так, принимая у себя во дворце дорого гостя – Одиссея, царь Алкиной после пышного пира приглашает всю феакийскую знать:


…В мужских подвигах крепость

Силы своей оказать, чтоб наш гость, возвратяся, домашним
Мог возвестить, сколь других мы людей превосходим в кулачном
Бое, в борьбе утомительной, в прыганье, в беге проворном.


Предложили и Одиссею показать свою силу и ловкость, но он, опечаленный безысходными скитаниями, разлукой с домом, отказался. Однако молодой вельможа Эвриал, оскорбительно высмеяв его, заставил Одиссея отрешиться от горьких дум и принять участие в играх:


…Поднялся он и, мантии с плеч не сложивши,
Камень схватил он огромный, плотней и тяжелее всех дисков,
Брошенных прежде людьми феакийскими…

Этот камень Одиссей закинул намного дальше, чем феакийцы свои диски7.

Все эти состязания были гордостью эллинов. И не зря знаменитый философ Платон (427–347 гг. до н.э.) восхваляет гимнастические упражнения: «Гимнастика есть целительная часть медицины»; «Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой», – говорил мудрый философ, но особое значение он придавал борьбе, ведь из всех видов упражнений она ближе всего действиям воина в бою. Поэтому, готовясь стать воином, – говорил философ – молодой человек должен в первую очередь заниматься борьбой8.


Спустя пятьсот лет другой знаменитый реформатор греческого общества Солон, говоря своему собеседнику, какую роль играет спорт в воспитании молодежи, закаляя ее тело и дух и давая незаменимую подготовку к воинской службе, заметил: «Ты понимаешь, насколько хороши с оружием будут те, кто и нагой (в Греции участники состязаний тренировались и выступали нагими) внушил бы ужас противнику, не обнаруживая ни дряблой белизны и тучности, ни бледности и худобы… Наши юноши румяны и смуглы от горячего солнца, сильны и полны жара и мужества благодаря тому, что наслаждаются отменным здоровьем, они не худы до сухости и не тучны до полноты, но сложены вполне соразмерно. Ненужное и лишнее выходит из их тела вместе с потом…»9.


Уместно отметить, что все состязания в Древней Греции на своем раннем этапе устраивались по личной инициативе одного человека, будь то легендарный Ахилл, Эней или царь Алкиной: они сами вызывали желающих сразиться, помериться силами, сами от своего имени назначали награды победителям. Когда стали проводить спортивные игры в честь богов и когда эти игры превратились в общеэллинские, ответить до сих пор не удавалось. Традиционной же датой начала Олимпийских игр считается 776 год до н.э., однако есть все основания полагать, что состязания в Олимпии проходили и раньше, убеждает нас антиковед Л. Винничук10.


Мы не знаем – участвовали ли наши соотечественники в этих греческих играх, скорее всего, нет, ибо они были только общеэллинскими. Вместе с тем, мы с большей долей уверенности можем констатировать, что многие виды спорта, известные из программы Олимпийских игр I-го тыс. до н. э., широко культивировались в доисторической нахской среде. В этом нас убеждает С.-А. Аслаханов в разделе «Народные подвижные игры и физические упражнения». Автор собрал убедительные факты, свидетельствующие о том, что у чеченцев издавна культивировались игры в мяч, сделанный из шерсти. «Размеры мячей были разные. Для игры на конях они были меньших размеров, для пеших игр – большие… Иногда мячи достигали размеров человеческой головы… В Ассиновском ущелье мячи изготовлялись из бычьего пузыря, надутого воздухом и обшитого мягкой, специально выделенной козьей шкурой». «А ведь хорошо известно, – сообщает автор книги, – расцвет игр с мячом в Древней Греции относится к Гомеровскому периоду (XI–IX вв. до н.э.)». В самом деле, наиболее ранние описания игры в мяч мы находим у Гомера в «Одиссее». В одном случае (Одиссея, VI, 100, 115)11 речь шла, по всей видимости, об игре под названием «фенинда» или «эфетинда», основанной на своеобразном обмане партнера: кто бросает мяч, целит им в одного из играющих, а на самом деле кидает его другому, поэтому каждый участник должен был быть настороже, чтобы брошенный ему мяч не застал его врасплох. В другом месте говорится об игре, называвшейся «урания»: мяч подбрасывали высоко в небо, а другой участник игры обязан был, подпрыгнув, поймать его на лету:

Мяч разноцветный, для них рукодельным Полибием сшитый,
Взяв, Лаодам с молодым Галионтом на ровную площадь
Вышли; закинувши голову, мяч к облакам темно-светлым
Бросил один, а другой разбежался и, прянув высоко,
Мяч на лету подхватил, до земли не коснувшись ногами.

Гомер. Одиссея, VII, 372–376.

Была еще игра «тригон», т.е. треугольник: каждый из трех участников должен был одной рукой поймать летящий мяч и, быстро перебросив его в другую руку, отослать кому-либо из партнеров.


Из командных игр в мяч назовем «гарпастон»: две команды пытались отобрать друг у друга мяч, причем игроки сталкивали партнеров с мест, где те стояли. Эта игра носила в немалой степени характер состязательный, требовала ловкости и силы, а также быстрой ориентации в обстановке12, напоминая нам современную командную спортивную игру гандбол (пер. с англ. – ручной мяч). Великий завоеватель Александр Македонский (356–323 г. до н. э.) увлекался играми в мяч. Юлий Цезарь (101–44 гг. до н. э.) в Риме проводит игры в мяч, потом они широко были востребованы во всей Римской империи, о чем свидетельствует римская монета (III век до н. э.) с изображением игрока в мяч. В последующие века игры с мячом культивируются в различных государствах Европы, Азии и Америки, Иране, Армении, Грузии, а также и на Северном Кавказе, в том числе и в среде нахских народов.


Да, географическая среда (особенно горный ландшафт) не позволяет горцам внедрить в свой быт легкие древние колесницы, хотя они и использовались в виде арбы, но в спортивную программу колесницы (а тем более арбы) не вошли. Но зато сама лошадь стала самым любимым животным в горской среде. Помните у М. Ю. Лермонтова:

Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены.
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет…

Горцы хорошо были знакомы со скакунами Востока и Средней Азии. Это говорит о том, что чеченцы активно практиковали конные скачки, игры и джигитовки. «В начале XIV века, – пишет автор, – среди чеченцев широко были распространены поминальные скачки на приз «оружия, лошади, сбруи и одежды» умершего джигита. В скачках участвовали дети, подростки и взрослые». «Я ничего не видел увлекательней этой скачки», – восхищался современник тех игр.


Вообще, с необыкновенным проникновением и очень профессионально написан автором весь раздел «Конные скачки. Игры. Джигитовка». С большим волнением читаешь обрядовые зарисовки конных скачек («Поединок», «Скачки до обрыва», «Конный танец» – «Дин хьовзор» и т.д.). Не буду пересказывать этот, воистину, занимательный и глубоко познавательный параграф монографии, но скажу с уверенностью, что, если бы древние греки, устроители Олимпийских игр, присутствовали на Чеченских играх, они, во-первых, ахнули бы, а во-вторых, многое переняли бы для себя.


Ссылаясь на известного исследователя быта и жизни кавказских народов В.Б. Пфафа, С.-А. Аслаханов пишет: «Праздники имели большое значение, на них происходило что-то вроде Олимпийских игр, бывали состязания в верховой езде, кулачном бою, стрельбе, танцах, песне». Даже выдающийся поэт А.С. Пушкин не избавился от искушения описать столь яркий чеченский праздник в поэме «Тазит»13:

Ущелий горных поселенцы
В долине шумной собрались –
Привычно игры начались:
Верхами юные чеченцы,
В пыли несясь во весь опор,
Стрелою шапку пробивают
Иль трижды сложенный ковер
Булатом сразу рассекают.
То скользкой тешатся борьбой,
То пляской быстрой. Жены, девы
Меж тем поют – и гул лесной
Далече вторит их напевы.

Здорово сказано! Ну как не восхищаться строками: «юные чеченцы… то скользкой тешатся борьбой». Да, тут эллины наверняка сказали бы, что чеченцы борются не хуже их олимпийцев, и были бы правы. А греки любили и высоко ценили борьбу. Она становится неотъемлемой частью древнегреческих Олимпиад с 708 г. до н. э. Победителями по этому виду спорта стали знаменитый математик Пифагор (ок. 570 – ок. 500 гг. до н. э.), мудрейший философ Платон (427–347 гг. до н. э.). Пифагору принадлежат слова: «Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок». Только истинный спортсмен мог сказать так. А если бы ему удалось чудом явиться в Чечню ХХ–ХХI вв. и увидеть чеченских спортсменов – борцов, тяжелоатлетов, боксеров, футболистов, то Пифагор воскликнул бы: «Вот это орлы!» В самом деле, гордостью республики являются человек-легенда, баскетболист У. Ахтаев; чемпионы мира, Европы, СССР, России, заслуженные мастера спорта СССР – С. Хасимиков, А. Бисултанов, Х. Орцуев; мастера международного класса – А. Вараев, Б. Вараев, Р. Бадалов, Х. Мараев, А. Сайдулаев, Г. Товсултанов, Х. Джабраилов, В. Тарамов, У. Арсалиев, В. Магомадов; абсолютный двукратный чемпион мира по боксу Р. Себиев; чемпион мира 2009 г. А. Бетербиев; первые олимпийские чемпионы – тяжелоатлет И. Арсамаков; борец вольного стиля, семикратный чемпион мира и трехкратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев и многие другие, – подчеркивает автор книги. Более подробно о выдающихся спортсменах Чечни сказано в книге О.Н. Гумашвили «Спортивные звезды Чечни»14.


Дорогие читатели, я дал вам возможность только чуть-чуть ознакомиться с содержанием рецензируемой книги. За строкой остались не менее завораживающие разделы: «Общность физической культуры народов Кавказа», «Народная школа физического воспитания», «Физическое воспитание в учебных заведениях», «Ислам, физическая культура и спорт», «Народные подвижные игры и физические упражнения», «Альпинизм. Скалолазание. Туризм», «Баскетбол», «Велоспорт», «Канатоходцы», «Легкая атлетика», «Плавание. Переправы через реки», «Стрельба из лука», «Фехтование» и, наконец, «Футбол».


Читайте и изучайте книгу кандидата педагогических наук Саид-Али Махмудовича Аслаханова. Она будет очень полезна не только учителям школ, тренерам, учащимся, студентам факультета физической культуры и спорта ЧГПИ, которым она прежде всего адресована, но и всем спортсменам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей, культурой и спортом чеченского народа с древнейших времен по сегодняшний день.

Литература

1. Балязин В. Ювенал Децим Юний / Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. – М.: Олма-Пресс, 2005. С.180.
2. Энциклопедия мысли. – Симферополь: «Реноме», 1997. С.137.
3. Аслаханов С.-А.М. Этническое наследие чеченцев в сфере физической культуры и спорта. – Грозный, 2009.
4. Аслаханов С.-А.М. Берийн каде ловзарш, физически упражненаш (Детские подвижные игры, физические упражнения). – Соьлжа-Г1ала, 2008. – 160 с.
5. Краснов А.И. Физическая культура и спорт в Чечне и Ингушетии. – Грозный, 1963.
6. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима (Пер. с польск. В.К. Ронина). – М.: Высш. шк., 1988. С. 381–382.
7. Там же. С. 383.
8. Мудрость тысячелетий… С.89–90.
9. Винничук Л. Указ. соч. С.388.
10. Там же. С.383-384.
11. Гомер. Одиссея. Пер. В.А. Жуковского. – М.: 1981.
12. Винничук Л. Указ. соч. С. 286–287.
13. Пушкин А.С. Тазит. / Полное собрание сочинений. – М.: Издательство «АЛЬФА-КНИГА», 2010. С. 592.
14. Гумашвили О.Н. Спортивные звезды Чечни. – Грозный, 2009 – 640 с.


Источник: http://Вайнах, №9, 2011.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"