Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Мода по-вайнахски


Просмотров: 9 859Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Мода по-вайнахски

Если сегодня понаблюдать за тем, как одеваются вайнахские, то есть ингушские и чеченские женщины и мужчины, то вряд ли можно заметить существенные отличия от того, какую одежду носят в Ростове и Ставрополе, Краснодаре или Волгограде. Хотя в Чечне и Ингушетии сразу же бросается в глаза то, что женщины тут (особенно, в отдаленных горных селениях) в основном ходят в платьях (то есть брюки не так распространены) и на голову нередко одевают если не косынку, то скромный ободок. Раньше же женщина не могла без платка показаться даже на глаза собственному мужу. И считалось тяжким грехом довести женщину до состояния, когда она снимала платок, чтоб остановить ссору или драку, – игнорировать этот жест женщины для мужчин считалось недопустимым.


Сегодня многое изменилось. Но, конечно, женские платья редко оказываются длиной выше колен, также как и рукав - выше локтя или плеча. Мужчин же здесь отличает сегодня только одно – специальные головные уборы папахи и бороды. Еще можно заметить, носят здесь специальные национальные рубахи, которые застегиваются под самое горло на маленькие пуговицы. А вот мода времен чеченской войны – заправленные в носки брюки – не прижилась. «Ваххабитские штучки у нас не прошли», - сказал мне один молодой чеченец. Как объяснили в Ингушетии, заправляли в носки брюки якобы для того, чтобы не испачкать их и не принести уличную грязь или грязь из отхожего места в мечеть. «Главное, чтобы с головой было в порядке, там мусора не было, - говорит мне правоверный мусульманин Джабраил М., - а если брюки случайно запылились, это не так страшно».


А что же раньше носили эти народы, утверждает источник, - имеют общее происхождение и до 16 века общую историю? Что сегодня считается их национальной одеждой?

 

Мужская мода 

 

Одежда всех кавказских народов не очень сильно отличается друг от друга. Если вспомнить хорошо известного в советские времена танцора Махмуда Эсамбаева, самого популярного в мире чеченца эпохи СССР, то его одежду можно считать эталоном вайнахского костюма. 

В первую очередь, конечно, бросалась в глаза папаха великого танцора. Головной убор на Кавказе, как известно, символ мужественности. И если сбить его с головы, то можно нажить кровного врага. Другие главные составляющие одежды вайнаха – штаны и бешмет (приталенный полукафтан, расширенный от пояса). Сверху одевали черкеску. Причем это был не только элемент красоты, но и, в первую очередь, удобная и многофункциональная форма одежды. В нашитые на груди кармашки вкладывались патроны для огнестрельного оружия. А сверху одевался пояс, за который, конечно же, закладывался кинжал, шашка или пистолет. Мужчина- кавказец должен был быть стройным и подтянутым – никакого лишнего веса. Тонкая талия, широкие плечи, высоко поднятая голова – это и есть эталон вайнахского мужчины.

 

Скрыть грудь, показать талию

 

Стройность отличала и чеченских женщин, а их парадный национальный костюм призван был  подчеркивать их идеальные фигуры. Однако в обиходе носили другую одежду – обычные платья – рубахи, в которых было бы удобно работать (но такие, чтобы не было видно голого тела) да что-то вроде русских жилеток-телогреек сверху. Правильной же считалась такая одежда. Рубашка-туника до самых щиколоток со стоячим воротничком и длинными, закрывающими кисти рукавами шилась из хлопка или шелка (уже в XIV-ХVI вв. на вайнахских женщинах появились рубахи из шелковой ткани), под тунику одевали широкие штаны, которые стягивались внизу в оборку, а сверху - верхнее платье, что-то вроде накидки или халата. Кольца, серьги, браслеты – это тоже вайнахские женщины носили чуть ли не с младенчества.

Но самое главное в одежде вайнашки - это серебряный позолоченный пояс. Эта деталь всегда изготавливалась вручную и была самым дорогим элементом в одежде девушки. Пояс был своеобразным ограничителем – его делали для тонкой талии  - 60 см - и девушка должна была этому размеру соответствовать. Пояс считался фамильной драгоценностью – передавался из поколения в поколение по женской линии. Как правило, серебро и золото, камни в праздничном наряде девушки, а особенно невесты, всегда было в изобилии. Надо сказать, и сейчас чеченки и ингушки очень любят золотые украшения и с удовольствием щеголяют ими друг перед другом. А в стародавние времена они демонстрировали на собственных свадьбах еще и шелковые нагрудники с 16 парами застежек-пластинок – серебряные застежки, как и пояса, тоже изготавливались по индивидуальным заказам и также передавались по наследству. Обычный же нагрудник представлял собой кусок шерстяной или ситцевой ткани, который женщины привязывали, чтобы скрыть грудь - выставлять ее напоказ считалось неприличным. Поэтому к полосе материи в 25 сантиметров шириной пришивались плечики, а с левой стороны полоса крепко застегивалось на пуговицы.

 

Кстати, еще о женских украшениях. Далеко не все женщины могли позволить себе носить золото или даже серебро. Но уже с детства девочке прививали желание быть привлекательной и яркой. Стеклянные бусы, металлические браслеты носили девочки трех-четырех лет. Мастеров по изготовлению украшений было немало в Ингушетии, но нередко браслеты, кольца, серьги, бусы приобретали и у грузинских и осетинских мастеров, и конечно, у дагестанских умельцев.   

 

Платки не по-арабски 


Еще одна особенность национального костюма – чухт. Это мешочек, куда забирались заплетенные в косы волосы. Сверху, голову, как правило, покрывали платком, но у вайнашек не было обычая повязывать его как мусульманки – стягивать сзади на шее и покрывать им лоб. Возможно, это объясняется тем, что практически все кавказские народы когда-то были сначала язычниками, а потом христианами. И лишь позже приняли мусульманство. Платки из разных тканей могли лишь слегка покрывать волосы - один конец спускался на грудь, второй – закидывался назад. И в этом не было ничего зазорного. Тем более что вайнахским девушкам всегда было что демонстрировать  – волосы у них обычно были густые, длинные и шелковистые. Кстати, известно, что за своими волосами вайнашки следили всегда очень тщательно. У многих тейпов были свои способы ухода за волосами. Известно даже, что для блеска и хорошего роста в некоторых селениях девушки даже ополаскивали волосы коровьей мочой! 

 

Краски, которые подбирали для своей одежды женщины, были достаточно разнообразны. Обувь шили из красной и белой кожи. Наряды на свадьбу создавались из голубых, белых и розовых цветов. Лишь с приходом мусульманства на Кавказ одним из преобладающих цветов стал зеленый. Но особо любимым всегда был белый – цвет чистоты, света и невинности обычно использовали молодые, ему даже приписывали особую магическую «охранительную» функцию (впрочем, в белые одежды – специальные рубахи для загробного мира - облачали и покойников). Темный соответственно носили женщины постарше. В черные ткани одевались (и по-прежнему одеваются) пожилые женщины и все во время траура по близким. 

 

Ну а для холодного времени года вайнахи загатавливали овечьи шкуры и шерсть, которые шли на бурки и обувь. Шитьем обуви и шуб занимались женщины. Кстати, обувь у вайнахов всегда была очень мягкая и удобная. К тому же неслышная – чтобы незаметно для врага можно было передвигаться по крутым горным тропам.

 

Автор Ольга Гаврилова




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"