ДАЙДЖЕСТ: |
Если сегодня понаблюдать за тем, как одеваются вайнахские, то есть ингушские и чеченские женщины и мужчины, то вряд ли можно заметить существенные отличия от того, какую одежду носят в Ростове и Ставрополе, Краснодаре или Волгограде. Хотя в Чечне и Ингушетии сразу же бросается в глаза то, что женщины тут (особенно, в отдаленных горных селениях) в основном ходят в платьях (то есть брюки не так распространены) и на голову нередко одевают если не косынку, то скромный ободок. Раньше же женщина не могла без платка показаться даже на глаза собственному мужу. И считалось тяжким грехом довести женщину до состояния, когда она снимала платок, чтоб остановить ссору или драку, – игнорировать этот жест женщины для мужчин считалось недопустимым.
Сегодня многое изменилось. Но, конечно, женские платья редко оказываются длиной выше колен, также как и рукав - выше локтя или плеча. Мужчин же здесь отличает сегодня только одно – специальные головные уборы папахи и бороды. Еще можно заметить, носят здесь специальные национальные рубахи, которые застегиваются под самое горло на маленькие пуговицы. А вот мода времен чеченской войны – заправленные в носки брюки – не прижилась. «Ваххабитские штучки у нас не прошли», - сказал мне один молодой чеченец. Как объяснили в Ингушетии, заправляли в носки брюки якобы для того, чтобы не испачкать их и не принести уличную грязь или грязь из отхожего места в мечеть. «Главное, чтобы с головой было в порядке, там мусора не было, - говорит мне правоверный мусульманин Джабраил М., - а если брюки случайно запылились, это не так страшно».
А что же раньше носили эти народы, утверждает источник, - имеют общее происхождение и до 16 века общую историю? Что сегодня считается их национальной одеждой?
Мужская мода
Одежда всех кавказских народов не очень сильно отличается друг от друга. Если вспомнить хорошо известного в советские времена танцора Махмуда Эсамбаева, самого популярного в мире чеченца эпохи СССР, то его одежду можно считать эталоном вайнахского костюма.
В первую очередь, конечно, бросалась в глаза папаха великого танцора. Головной убор на Кавказе, как известно, символ мужественности. И если сбить его с головы, то можно нажить кровного врага. Другие главные составляющие одежды вайнаха – штаны и бешмет (приталенный полукафтан, расширенный от пояса). Сверху одевали черкеску. Причем это был не только элемент красоты, но и, в первую очередь, удобная и многофункциональная форма одежды. В нашитые на груди кармашки вкладывались патроны для огнестрельного оружия. А сверху одевался пояс, за который, конечно же, закладывался кинжал, шашка или пистолет. Мужчина- кавказец должен был быть стройным и подтянутым – никакого лишнего веса. Тонкая талия, широкие плечи, высоко поднятая голова – это и есть эталон вайнахского мужчины.
Скрыть грудь, показать талию
Стройность отличала и чеченских женщин, а их парадный национальный костюм призван был подчеркивать их идеальные фигуры. Однако в обиходе носили другую одежду – обычные платья – рубахи, в которых было бы удобно работать (но такие, чтобы не было видно голого тела) да что-то вроде русских жилеток-телогреек сверху. Правильной же считалась такая одежда. Рубашка-туника до самых щиколоток со стоячим воротничком и длинными, закрывающими кисти рукавами шилась из хлопка или шелка (уже в XIV-ХVI вв. на вайнахских женщинах появились рубахи из шелковой ткани), под тунику одевали широкие штаны, которые стягивались внизу в оборку, а сверху - верхнее платье, что-то вроде накидки или халата. Кольца, серьги, браслеты – это тоже вайнахские женщины носили чуть ли не с младенчества.
Кстати, еще о женских украшениях. Далеко не все женщины могли позволить себе носить золото или даже серебро. Но уже с детства девочке прививали желание быть привлекательной и яркой. Стеклянные бусы, металлические браслеты носили девочки трех-четырех лет. Мастеров по изготовлению украшений было немало в Ингушетии, но нередко браслеты, кольца, серьги, бусы приобретали и у грузинских и осетинских мастеров, и конечно, у дагестанских умельцев.
Платки не по-арабски
Еще одна особенность национального костюма – чухт. Это мешочек, куда забирались заплетенные в косы волосы. Сверху, голову, как правило, покрывали платком, но у вайнашек не было обычая повязывать его как мусульманки – стягивать сзади на шее и покрывать им лоб. Возможно, это объясняется тем, что практически все кавказские народы когда-то были сначала язычниками, а потом христианами. И лишь позже приняли мусульманство. Платки из разных тканей могли лишь слегка покрывать волосы - один конец спускался на грудь, второй – закидывался назад. И в этом не было ничего зазорного. Тем более что вайнахским девушкам всегда было что демонстрировать – волосы у них обычно были густые, длинные и шелковистые. Кстати, известно, что за своими волосами вайнашки следили всегда очень тщательно. У многих тейпов были свои способы ухода за волосами. Известно даже, что для блеска и хорошего роста в некоторых селениях девушки даже ополаскивали волосы коровьей мочой!
Краски, которые подбирали для своей одежды женщины, были достаточно разнообразны. Обувь шили из красной и белой кожи. Наряды на свадьбу создавались из голубых, белых и розовых цветов. Лишь с приходом мусульманства на Кавказ одним из преобладающих цветов стал зеленый. Но особо любимым всегда был белый – цвет чистоты, света и невинности обычно использовали молодые, ему даже приписывали особую магическую «охранительную» функцию (впрочем, в белые одежды – специальные рубахи для загробного мира - облачали и покойников). Темный соответственно носили женщины постарше. В черные ткани одевались (и по-прежнему одеваются) пожилые женщины и все во время траура по близким.
Ну а для холодного времени года вайнахи загатавливали овечьи шкуры и шерсть, которые шли на бурки и обувь. Шитьем обуви и шуб занимались женщины. Кстати, обувь у вайнахов всегда была очень мягкая и удобная. К тому же неслышная – чтобы незаметно для врага можно было передвигаться по крутым горным тропам.
Автор Ольга Гаврилова
КРАСНОДАР. Сразу 282 жителя Кубани стали победителями и призерами чемпионата «Абилимпикс»
ЧЕЧНЯ. В Минавтодоре прошло мероприятие ко Дню чеченского языка
АСТРАХАНЬ. Игорь Бабушкин: «Бессмертный полк» в Астраханской области пройдет в нескольких форматах
АДЫГЕЯ. В Майкопском районе опрокинулся полуприцеп грузовика
ВОЛГОГРАД. Губернатор инициировал создание программы по восстановлению водных объектов
КРАСНОДАР. На территории Кубани за ночь было уничтожено 66 БПЛА
АСТРАХАНЬ. Астраханцы оценили влияние масштабные мероприятий на имидж города
Прогнозируется непростая неделя для тех, кто чувствителен к геомагнитным бурям
Захарова: учения НАТО вблизи границ РФ носят провокационный характер
Кабмин поддержал ратификацию соглашения о зоне свободной торговли стран ЕАЭС и Ирана
Пассажиры электропоезда «Ласточка» стали активно использовать бесплатный Wi-Fi
ChatGPT поможет компании Moderna создавать вакцины против рака и вирусов
КЧР. В Черкесске на сельхозярмарке свою продукцию представили 150 производителей
В Москве по запросу Баку задержали российского политолога: Александров
ЧЕЧНЯ. В рамках КИФ-2024 в Грозном впервые состоится вручение инвестиционной премии «Вершина»