На прошлой неделе замминистра экономического развития России Станислав Воскресенский заявил, что уже в следующем году введут налог на роскошь. Значит, нашим богатым согражданам за недвижимость придется платить в казну побольше.
Стоит отметить, что новый налог может затронуть финансы людей, которые владеют недвижимостью площадью более одной тысячи квадратных метров и любят ездить на автомобилях с мощностью двигателя более 200–250 лошадиных сил. При этом федеральный чиновник сказал, что этот налог не коснется среднего класса. В Дагестане дома с площадью футбольных полей, разумеется, не в каждом населенном пункте встретишь. Тем не менее за хорошую жизнь нужно платить.
Напомним, о необходимости налогообложения предметов роскоши еще в ноябре прошлого года говорил премьер Владимир Путин. Правда, по словам лидера президентской гонки, налог на богатство должен носить не фискальный, а «морально-этический характер».
Неналоговый край
Как известно, казну государства или региона можно пополнить, используя разные методы администрирования налоговых платежей. При этом важно не только прямое налогообложение имущества или доходов состоятельных граждан или успешных компаний. Например, по словам министра финансов России Антона Силуанова, налог на роскошь, скорее всего, будет «взиматься через налогообложение крупной недвижимости и финансовых активов, а также через повышение ставки транспортного налога на мощные автомобили».
Хотя нужно понимать, что налог на крупную недвижимость может быть введен только после составления кадастра недвижимости. Специалисты Минэкономразвития утверждают, что до конца текущего года кадастр можно будет подготовить.
Интересно, каким образом будет пересмотрена сложившаяся в нашей стране практика занижения стоимости жилья в разных органах технической инвентаризации или иных службах, уполномоченных определять рыночную ценность имущества.
Правда, оставить ситуацию, когда за трехэтажный дом в Махачкале нередко платят налог на имущество из расчета однокомнатной квартиры, без изменений нельзя. Нужно только создавать условия для полного и своевременного сбора имущественных налогов в Дагестане.
Лошадиная сила
В Министерстве экономического развития пока не определились с «точкой отсечения» для транспортного налога. Возможно, транспортное средство может быть признано роскошным исходя из нескольких ориентиров – мощности двигателя в 200 или 250 лошадиных сил. При этом почему-то стоимость автомобиля как критерий роскоши не планируют рассматривать. Дело в том, что дорогие машины могут продаваться по «серым» схемам, а основная часть платы за авто может быть получена «в конверте».
При этом нужно отметить, транспортный налог в России составляет не более одного процента в структуре всех налоговых поступлений. И оказывается, больше половины транспортного налога в нашей стране платят владельцы автомобилей мощностью до 150 «скакунов». Если даже учитывать любовь жителей Дагестана к крупным иномаркам, не стоит рассчитывать на существенное исправление налоговых показателей республиканского бюджета. Поэтому даже при условии установления удвоенных ставок на мощные автомобили поступления в бюджет более чем на полпроцента не вырастут.
Причина низкого эффекта будет заложена не только в отсутствии значительной налоговой базы для задуманного новшества, но и приверженности россиян уклоняться от налогов. Со схемами оптимизации своих обязательств перед бюджетом несложно определиться. Тем более ставки по транспортному налогу значительно разнятся в разных субъектах России. Например, в столице страны ставка транспортного налога в десять раз превышает фискальную планку в соседней Чечне. Таких вариантов на огромную страну немало. Значит, продуманным плательщикам достаточно будет зарегистрировать свою машину в «нужном» регионе. Вот вам и своего рода налоговая амнистия.
Конечно, отказаться от налоговых изменений в стране только из-за возможности уклонения от уплаты обязательных платежей нельзя. Возможно, со временем в руководстве страны также поймут, что не многие россияне могут себе позволить владеть яхтами, самолетами, вертолетами, антиквариатом и другими атрибутами жизни в «шоколаде».