ДАЙДЖЕСТ: |
Родился 27 декабря 1937 года в селе Урус-Мартан. С детства увлекался музыкой. Окончил республиканское музыкальное училище и четыре курса института имени Гнесиных в Москве.
Рано заявил о себе как талантливый музыкант. Был у истоков становления у вайнахов эстрадного музыкального искусства. Одним из первых профессиональных музыкантов стал членом Союза композиторов России.
Его музыка к драматическим постановкам, вокально-симфонический цикл «Из чечено-ингушской поэзии», вокально-симфоническая поэма «Разлука», цикл «Северная элегия» на стихи Михаила Лермонтова, романсы на стихи Николая Рубцова, многочисленные фортепианные пьесы, симфонические сочинения любимы и музыкантами, и слушателями. Лауреат премии Ленинского комсомола республики, Лауреат премии Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России и Чечни, он оставил заметный след в духовной жизни родного края.
Он умел ценить дружбу и умел дружить. И люди отвечали ему искренним пониманием и любовью. Авторитет его был высок среди коллег и у нас, и в столице России.
Сегодня о Шахбулатове говорят: в числе немногих других он стоял у истоков профессиональной музыки в республике. Тогда же, в начале шестидесятых, он меньше всего думал о той роли, какая уготована ему судьбой. Аднан просто-напросто самоотверженно и самозабвенно работал. Писал музыку, концертировал, изучал фольклор родного народа, руководил художественной самодеятельностью. Мучило одно: он не знал, чему отдать предпочтение: поискам в области камерного жанра, с которым связаны первые самостоятельные опыты в искусстве, или песне? Он выбрал песню. Дал современной национальной песне крылья, подготовил слушателя к восприятию развернутых музыкальных форм — так скажет впоследствии о вкладе композитора в развитие этого жанра журнал «Музыкальная жизнь».
Простота и выразительность музыки, ее распевность, национальная почвенность языка, органично впитавшая и разнообразие современных ритмов и инструментальных тембров, мажорное, светлое восприятие мира, чувство современности — предопределили популярность его первых сочинений.
Ему присуждается почетное звание заслуженного деятеля искусств ЧИАССР, он — лауреат республиканской премии Ленинского комсомола.
Свое понимание жанра, свой идеал композитор утверждает настойчиво, упорно. И в этом главная причина жизненности песен А.Шахбулатова. Есть еще одна — впитывая в себя достижения русской и всей советской многонациональной культуры, постоянно обогащая палитру музыкальных образов, творчество композитора не утрачивает своей национальной принадлежности. Музыкальный фольклор горских народов никогда не довлеет над творческим мышлением композитора. Образы, почерпнутые из родника народной поэзии, Шахбулатов всегда рассматривает с позиций сегодняшнего дня, привносит в них мысли и чувства человека, живущего на пороге ХХI века
В его произведениях симфонического жанра ярко выражено лирико-драматическое начало. В них живет высокий накал чувств. Этим и отличается его музыка. Но подлинной удачей Аднана Шахбулатова стал вокально-симфонический цикл «Из чечено-ингушской народной поэзии». Обратившись к материалу далекого прошлого, композитор создал созвучное нашему времени произведение, гуманистический пафос, которого утверждает красоту сегодняшней жизни. За это произведение и за лирическую кантату «Разлука» на стихи венесуэльского поэта Магальянаса, Аднан Шахбулатов был удостоен премии Союза композиторов РСФСР. (Первой исполнительницей этого произведения была Н.С.Исакова — большой друг композитора).
Круг творческих интересов Шахбулатова не ограничивается музыкой. Он живо увлекается всем, что соприкасается с главным делом его жизни. Любит театр, кино, живопись литературу. Особую страсть Аднан Маккаевич питает к поэзии. Так был открыт им для музыки огромный по философским масштабам мир поэзии Николая Рубцова, напоенный ароматом русского разнотравья. Искренность и глубина поэта, демократичность и выразительность его слова поразили Шахбулатова. Так родился цикл песен «Звезда полей», в которых задушевность, мягкость лирической интонации, поразительная сила чувствований сочетается с точным проникновением в глубину поэтических образов Николая Рубцова.
Так, не отрываясь от национальной почвы, Шахбулатов упорно и настойчиво выходит на новый уровень композиторского мышления.
У него очень много друзей. И все они — неординарные, интересные люди. Очень дорожит Шахбулатов дружбой с А.С.Бадхеном — художественным руководителем Ленинградского концертного оркестра, страстным пропагандистом творчества чеченского композитора на всесоюзных эстрадных подмостках.
А. Шахбулатов создал десятки произведений в разных жанрах: для симфонического оркестра, песни, романсы, камерно-инструментальные сочинения. Они стали известны в исполнении известных певцов и инструменталистов многих городов страны. Его симфонией когда-то открывали концерты на съездах композиторов СССР. Немногие знают, что в течение 23 лет А. Шахбулатов писал музыку, будучи прикованным к постели после тяжелой аварии, писал, не касаясь стоявшего рядом фортепьяно…
Начало 60-х годов ознаменовалось возрождением чеченской культуры. Аншлаги в театре, на концертах государственного ансамбля песни и танца. И, конечно же, песни Аднана Шахбулатова. Не совсем привычная для чеченского слушателя музыка не оставила равнодушным никого. Молодежь им восхищалась. Были и недовольные — в лице консервативного старшего поколения. Но вскоре музыка Шахбулатова покорила и их сердца. Ведь в каждой песне Аднана были слышны журчание горного ручья, шум Терека, несущего свои воды в Каспий, звонкая песня неугомонной пичужки, встречающей рассвет. Именно песенное творчество принесло композитору всеобщее признание и всенародную любовь. Молодые поэты гордились тем, что выбор композитора пал на их стихи. Его песни исполняли Нина Исакова, Иосиф Кобзон, Людмила Сенчина, Людмила Симонова. И начинающие чеченские исполнители: Мовлад Буркаев, Мовсар Минцаев, Лейла Мусаева, Имран Усманов, Султан Магомедов, Тамара Дадашева, Сулейман Токкаев...
Сказать, что музыка Шахбулатова изменила чеченскую эстраду, — значит, ничего не сказать. Между тем легкие для восприятия песни Шахбулатова были сложны в исполнении. Непрофессионалу они давались с трудом. По признанию многих музыкантов, лучшим их исполнителем был Мовлад Буркаев. Композитор часто сам аккомпанировал певцу. Без преувеличения можно сказать, влияние эстрадных композиций Шахбулатова на музыкальную Чечено-Ингушетию можно сравнить лишь с влиянием ливерпульской четверки на мировую музыку.
Известность и популярность Шахбулатова вышли за границы республики, когда ему не было еще и тридцати лет. Но, кажется, слава совсем не интересовала его. На это просто не было времени. Он пишет музыку: песни, сонаты, музыку к спектаклям Чечено-Ингушского драматического театра. Работает много, неистово. Съемки, концерты, записи… У него берут интервью, приглашают на радио, телевидение. Аднан Шахбулатов талантлив, молод, счастлив.
Тем временем по другую сторону экрана телевизора в тонкие черты молодого композитора всматривается девушка. «Как счастлива его семья, ведь у них есть такой сын», — говорит она матери. Тогда Зоя не могла и мечтать о том, что спустя несколько лет она станет частью той самой счастливой семьи. И что последний взгляд Аднана Шахбулатова будет обращен именно к ней.
В жизни часто бывает, что два человека ходят рядом, но их пути не пересекаются до назначенного часа. Так случилось и с ними. Аднан Шахбулатов был руководителем оркестра радио и телевидения. Зоя тоже работала на телевидении. Долгое время они находились в стенах одного здания. 31 мая 1971 года их судьбы пересеклись. А 4 июня он сделал ей предложение и через три месяца они поженились.
В 1973 году в г. Орджоникидзе (Владикавказ) проходил ежегодный конкурс «Пластинка дружбы». Аднан Шахбулатов возглавлял жюри конкурса. В тот вечер, 29 октября, он возвращался в гостиницу поздно ночью. Автомобиль, в котором ехал Шахбулатов попал в аварию. Все пассажиры отделались царапинами. Все, кроме Аднана. Его выбросило из автомобиля. Компрессионный перелом 7,8,9-го позвонков. Как приговор прозвучали слова врача: «В худшем случае смерть, в лучшем — неподвижность».
Уже в больнице Зоя услышала от мужа слова, которые она до сих пор вспоминает с волнением: «Уходи, у нас нет детей, и тебя ничто не держит». Она ничего не ответила. Лишь отошла в сторону и заплакала. Как он мог думать о ней подобным образом? Еще не раз она услышит этот жалкий призыв к бегству не от него — от посторонних, и, к сожалению, от родных. Бог свидетель, ни в те дни, ни в один день из долгих девятнадцати лет Зоя не мыслила о разлуке с Аднаном.
Мужеству, с которым Шахбулатов встретил свою неподвижность, могли бы позавидовать многие. Были и боль, и отчаяние, но Аднан сумел обуздать их. Бог сохранил подвижность рук и ясность ума. Значит, он мог работать, как прежде. Почти как прежде. И Аднан благодарил Бога за это. И еще за то, что рядом была Зоя. Она угадывала каждое его желание. Могла проснуться среди ночи, почувствовав, что он приоткрыл глаза. И если он просил в два часа ночи почитать ему, радовалась этой просьбе, как дорогому подарку. Зоя научилась быть его руками, ногами, глазами. Жила за двоих.
Аднан служил музыке не благодаря, а вопреки всему. Будучи прикованным к кровати, он напишет свои лучшие произведения.
Аднан сильно переживал, когда в стране, а затем и в республике начались революционные перемены. Он звонил друзьям, знакомым, узнавал новости. Они приходили в дом Шахбулатовых, зная, что неподвижность теперь угнетает Аднана, как никогда. Он говорил о том, что чеченцы только пришли в себя после депортации, что грядет катастрофа. В те дни он увидел странный сон. Он расскажет Зое, что видел Грозный в руинах, а на тех руинах расположился базар.
4 июня 1992 года Зоя почувствовала, что с Аднаном происходит что-то неладное. Она позвала родных. Увидев Аднана в обычном расположении духа, родные посмеялись над страхами женщины. Но на следующий день стало ясно, что Зоя не ошиблась. Она передвинула его кровать ближе к окну, в которое была видна часть крыши соседнего дома, верхушка дерева и… небо. Аднан последний раз посмотрел на Зою — и навсегда покинул этот мир.
У Аднана Шахбулатова осталось много учеников, которые продолжают открывать миру удивительную музыкальную культуру Чечни.
АРМЕНИЯ. Армянский футбольный клуб отказался выходить на матч чемпионата в знак протеста
АРМЕНИЯ. Авиакомпания Armenian Airlines соединит столицы Армении и Грузии
АРМЕНИЯ. В Турции призвали Азербайджан и Армению воспользоваться историческим шансом
АРМЕНИЯ. В столкновении поезда с машиной в Армении виноват водитель – ЮКЖД
АРМЕНИЯ. Карабах частью Азербайджана признал депутат правящей партии Армении
ВОЛГОГРАД. Фанаты Сирии устроили антиамериканский митинг перед матчем в Волгограде
АСТРАХАНЬ. Депутаты Думы Астраханской области поддержали ряд изменений в налоговое законодательство