ДАЙДЖЕСТ: |
Мысли вслух по поводу ……
В эти дни в прессе широко обсуждаются инициативы чеченского спикера Д. Абдурахманова, который заявил о несогласии чеченского парламента с ограничением пребывания главы региона у власти двумя сроками подряд. «Мы, лично, не собираемся поддерживать и принимать такой закон... Мы никак не можем понять, откуда берутся постоянно для федеральной власти два срока и для республик тоже два срока выборов руководителя. Не один срок, не три, не пять», – сказал Абдурахманов в четверг на заседании совета законодателей России.
Топ- модель от политики или реальная политика.
Напомню, что положение, с которым не согласен спикер чеченского Парламента, прописан в модельном законопроекте и разослан во все субъекты федерации в качестве шаблона. Модельный законопроект по плану должен вступить в силу с 1 го июня, и разработан на основе федерального закона ЦИК. Заявление буквально взорвало политическую ниву. Эксперты и комментаторы разошлись во мнениях и декларируют разнополярные мнения. При этом утверждается, что « такие шаги чеченского руководства угрожают политическому и юридическому единству России» . Об этом же говорят и некоторые яркие и броские заголовки печатных и электронных СМИ: «Русским не разрешат, а Кавказу можно, «Чечня хочет стать исключением из правил», «»Чечня напомнила Кремлю о своём особом статусе» и т.д.. Некоторые эксперты (даже те, кто адекватно воспринял заявление чеченского спикера) подошли к заявлению как к «проявлению «кланового сознания» или «национальной специфики». К примеру, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований Александр Ципко заявил буквально следующее: «я думаю, что во имя будущего России надо учитывать национальную специфику, специфику менталитета этого восточного народа и найти какую-то юридическую возможность, чтобы чеченцы сохранили за собой право продлить полномочия Кадырова».
Вообще то, в заявлении Абдурахманова ставится вопрос не о Кадырове (он как был «национальным лидером чеченского народа, таковым и остается и это факт), по большому счету в политическом заявлении чеченского спикера речь идет о будущем общероссийского политического пространства. Вопрос НЕ в персоналиях, а в самой сути, так называемого, принципа сменяемости власти. При чем не только региональной, но и страны в целом. И это тоже факт. Странно, что этого не заметила «вся голосующая рать» экспертов и комментаторов.
Понятно, что озвученные чеченским спикером идеи противоречат федеральному закону о выборах губернаторов, НО !.... Вдумаемся, так ли уж не прав чеченский спикер?
«Откуда есть пошел» принцип «принцип сменяемости власти»
Считается, что традиция ограничивать срок пребывания президента у власти родом из США. Так, первый американский президент Джордж Вашингтон правил восемь лет (и именно два срока по четыре года), после чего и ушел в добровольную отставку, не смотря на то, что он располагал невероятным авторитетом и, при желании, мог бы руководить страной «долго и счастливо» и без самоограничения. Но история не знает сослагательного наклонения, и произошло то, что и произошло.
С тех пор в Америке и появился принципа сменяемости власти с ограничением в два срока. Этот принцип был нарушена лишь один раз: президент Франклин Делано Рузвельт избирался четырежды. Поправка же в Конституции, в соответствии с которой запрет на пребывание у власти больше двух сроков вводился уже на законодательном уровне, появилась уже после второй мировой войны. США
В этой ситуации абсолютно оправдано появляется вопрос. Каковы были бы последствия для остального мира, если бы отец американской демократии соизволил править не два, а скажем три, или четыре, или пять сроков подряд?. Вопрос логичен, хотя бы потому, что нет никакого осмысленного или научного обоснования почему «именно два», и почему «обязательно».
Принудительная смена через n-лет.
С позиции формальной логики, вроде все верно, и потому обязательная сменяемость власти в нашей стране представляется чуть ли не как «священная корова» и как одно из ключевых условий развития демократии. Однако, при более внимательном рассмотрении, обнаруживается, что все эта риторическая демагогия является ни чем иным, как либеральным мифом и искусственно надутым мыльным пузырем. Об этом говорит уже не декларируемая, а реальная мировая практика. Так, все тот же Франклин Рузвельт избирался четырежды, канцлер ФРГ Гельмут Коль у власти находился пять сроков, а британский премьер-министр Маргарет Тэтчер – три срока. И что? … И куда подевалась пресловутая «корова»? Эта же практика показывает, что не соблюдается этот принцип и не только в персональном, но и на партийном уровне. Вполне понятно, что оба этих уровня, по большому счету, ни что иное как то же самое, и, как говорится, «все то же, только вид сбоку»
К примеру, у вполне благополучной Швеции был период, когда в ней социал-демократы (или сама партия или она же в коалиции) находились у власти сорок четыре года – с 1932 по 1976. Двадцать лет у власти находилась и ХДС-ХСС в Германии с 1949 по 1969 год . 18 лет (с 1979 по 1997) у власти в Великобритании была Консервативная партия. Достаточно показателен и пример с Японией, которая на сегодняшний день является одной из наиболее развитых стран мира, Так, Либерально-демократическая партия Японии оставалась у власти (в той или иной форме) тридцать восемь лет. При чем именно в эти годы и заявило о себе так называемое «японское экономическое чудо».
Да и вообще …. Трудно не согласиться с тем, что в мире достаточно много стран, так называемых, «банановых республик, у которых весьма не завидное положение, не смотря на то, что в этих странах власть меняется с завидным постоянством . Есть и страны , в которых прочно закрепилась даже монархическая власть, но благополучию и процветанию страны просто можно только позавидовать. Следовательно, сменяемость власти это не " достаточный " и даже не "обязательно необходимый" критерий. По большому счету, этот принцип даже и не важен. Из всего этого вырисовывается довольно любопытная картина - устоявшийся штамп «два срока подряд» - ни что иное, как принудительная смена власти по принципу «за здорово живешь».
Либеральный миф: «Порулил и хватит!».
Самое любопытное - демократия вовсе не предполагает обязательную сменяемость власти, она предполагает совсем иное - выборность. Вчитаемся в само определение что такое демократия. К примеру, вот как этот термин трактует Большая Советская Энциклопедия. (какая именно энциклопедия не важно, важна суть определения)
«Демократия - (греч. dеmokratia, буквально — народовластие, от dеmos — народ и kratos — власть) - форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.»
Отсюда выводы. Демократия не предполагает обязательную сменяемость власти, она предполагает выборность. Иначе говоря, (цитирую) «признание народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел» . В данном контексте, если развивать эту мысль , сменяемость власти реализуется через конкуренцию. Иначе говоря, конституционное противоборство политических сил и определяет кто должен прийти к власти, и потому элементарная логика подсказывает, что для того чтобы во власть попадали самые лучшие, честные и достойные люди, важнейшим условием является именно процедура выборов, а не механическая смена через n –ое количество лет или сроков...
Менять надо только тогда, когда власть теряет управление или не может управлять эффективно. Если власть управляет хорошо - зачем ее менять? Да ещё и часто менять... В этом плане весьма показателен все тот же пример с главой чеченской Республики Р. Кадыровым, который эффективным управлением доказал свою состоятельность. На фоне этой эффективности вполне понятна и постановка вопроса чеченской общественностью и политической элитой, ибо принцип «сменить ради принципа» не вполне логичен и адекватен. Ну придет другой управленец, а он окажется хуже … И что?
Закон – как дышло, куда повернул, то и вышло? (русск. погов.)
Формально «да», требование Грозного прямо противоречит федеральному закону о выборах губернаторов, да и бывший президент, нынешний премьер Дмитрий Медведев неоднократно заявлял о том, что третий срок для регионального лидера уже должен быть исключением. НО! Все таки есть смысл от настойчивого декларирования верховенства закона, перейти к логике и , спустившись на землю, взглянуть на реальность.
Законы пишутся обществом и для общества, и хотя бы потому, они вполне могут меняться. Да что могут, они и меняются. К примеру, мы уже явились очевидцами того, как этот принцип был задвинут в долгий ящик и главы субъектов, когда в этом возникла необходимость ( не важно какая) стали не более чем назначенцами. Достаточно поломав копья на этом поле, общество все таки вернулось к изначальному. Отсюда, возникает вопрос: «А при чем тут стулья и зачем их ломать?»
Закон - не догма. Идеологический же смысл этой догмы, по существу, продиктован лишь тем, что «в рамках определенного цикла попеременно каждая из социальных групп с согласия и при участии других утверждается в качестве центра». Иначе говоря, чтобы каждый, кто сможет и желает смог бы порулить по принципу «всем сёстрам по серьгам»? Возникает вопрос: это ли важно, или важнее, чтобы власть на местах была эффективной и имела максимальный результат. К примеру, все тот же Кадыров возглавил республику в феврале 2007 года. В марте прошлого года он возглавил Чечню второй раз подряд. Чтобы там не говорили, результат налицо и это просто невозможно отрицать. Есть ли смысл в этой ситуации все в той же в принципиальной "священной корове»?
Выйти за пределы плоскости.
Тем не менее, цена вопроса вовсе не в том, как трактует эту цену (даже при правильном и логичном подходе ) политолог А. Ципко, который утверждает, что «Во имя будущего России надо учитывать специфику менталитета народа Востока и найти какую-то юридическую возможность, чтобы чеченцы сохранили за собой право продлить полномочия Кадырова». Цена вопроса в будущем России, и именно поэтому чеченские парламентарии «не стесняются возможных упреков в недостатке демократичности в республике». Уж слишком разнится вес будущего страны и возможных упреков. Приятно, что на российском политическом пространстве все таки есть политики, которые это понимают. К примеру, все та же В. Матвиенко, которая принципиально и без вороха слов и словесной шелухи назвала заявление Абдурахманова «принципиально правильным» и признала за регионами право самим решать вопрос о сроках пребывания лидеров у власти. Свою же позицию в этом вопросе она обозначила предельно четко и ясно:. «Нужно давать больше свободы регионам в их законодательной деятельности с учетом спецификации и традиций субъекта Федерации, его национального состава».
PS. В психолгии есть понятие « выйти за пределы плоскости», иначе говоря, выйти за пределы устоявшегося штампа и надуманных самоограничений и правил . Существует даже и специальный тест на проверку этого качества. Так вот. … Заявления Д. Абдурахмангова ни что иное как осмысленный, продуманный и нестандартный подход к устоявшемуся шаблону, и потому чеченский спикер тест выдержал и посмотрел на проблему гораздо шире, выйдя за пределы установленных, но надуманных и не совсем логичных норм и ограничений.
Л. Гудаев
АРМЕНИЯ. Столкновение поезда и автомобиля в Армении: водитель погиб в огне
АЗЕРБАЙДЖАН. Ильхам Алиев: COP29 – поворотный момент в климатической дипломатии
АРМЕНИЯ. Бывшая сотрудница мэрии Еревана вернет государству $200 тыс
АЗЕРБАЙДЖАН. Первый грузовой поезд отправился из Баку в Китай
АРМЕНИЯ. Азербайджан и Армения не будут играть друг с другом в отборе на ЧМ-2026
АРМЕНИЯ. Референдум по конституции Армении пройдет после выборов – СМИ
Посол РФ принял участие в открытии выставки, посвященной 245-летию основания Нахичевани-на-Дону
АРМЕНИЯ. Учителя русского языка и литературы съедутся на форум в Ереване
В Ереване появится «Учебно-спортивный комплекс» ЗАО «Газпром Армения»