Сейчас, среди непросвещенных обывателей, ходит мнение, что "Абрек" это никто иной, как варвар и невежда. Это в первую очередь вина некомпетентных историков в российских школах, неспособных довести до обучаемых исторические факты, как они есть, не навязывая своё радикальное мнение. Однажды услышав, как один из моих знакомых пытался задеть своего товарища, назвав его "Абреком" я сильно оскорбился. Но, как оказалось, винить его было не в чем, он мне объяснил, что это производная рассказов преподавателя истории. Вот и хотелось бы сейчас расставить все точки над "i".
. В Чеченской истории Абрек это безусловно герой, человек отрекшийся от всяческих жизненных удовольствий, первоначально ради совершения мести, позже переросшую в бескорыстную и неутомимую жажду справедливости. Даже при советской власти их называли первыми борцами за революцию. Свидетельством этому является, что в советское время в Чеченской Республике был организован колхоз им. Зелимхана Гушмазукаева, который в свою очередь являлся самым известным чеченским абреком. . Если говорить об интеллектуальных способностях, образованности и о том, что слова варвар, невежда и Абрек не могут стоять рядом, приведу в пример чеченского абрека Османа Мутуева. Он был из почетного рода, успешно обучался в школе и готовился стать переводчиков в государственных учреждениях. Множество неблагоприятных событий изменило его планы и он выбрал путь абрека. Став жертвой жестокого и предвзятого отношения властей, по ложному донесению его обвинили в разбое и выслали в Сибирь. В дальнейшем пытался сберечь свой народ от той же учести. Даже царские чиновники отзывались о нем с почтением: «Это был умный и, если можно так сказать, благородный разбойник. Став сам жертвой несправедливости общества, он чутко относился ко всякой беде» . Он довольно долго оставался неуловимым. Дважды начальник области отдавал приказ о поимке абрека, и дважды Осман сам, в полном вооружении, являлся в его кабинет. . А каких великих абреков Вайнахского народа знаете вы? .