ДАЙДЖЕСТ: |
"Вайнах флагман" национальной хореографии, известный не только в республике, стране, но и за рубежом государственный ансамбль танца, заслуженно называют визитной карточкой Чечни. Если бы кто-то захотел выбрать в качестве символа этого прославленного коллектива женское лицо, наверняка, это была бы Мадина Музакаева, народная артистка Чеченской республики.
Во-первых, потому, что это одна из самых ярких звезд чеченской танцевальной сцены. Во-вторых, никто, кроме нее, не может похвалиться принадлежностью одновременно к двум знаменитым династиям в искусстве танца.
Мадина — дочь именитых артистов Магомеда и Тамары Дидиговых., ветеранов «Вайнаха», которые ковали славу ансамблю своим талантом и беззаветным служением танцевальному искусству. В культуре это.- знаковые фигуры, чьи имена до сих пор на слуху, хотя они давно не выступают. Их дети — дочери Мадина и Милана, конечно, унаследовали родительские способности и любовь к танцам. Обе сейчас танцуют в «Вайнахе».
А в 18 лет, став женой талантливого артиста и хореографа Дикалу Музакаева, в то время молодого балетмейстера, а ныне художественного руководителя «Вайнаха», Мадина приобщилась к еще одной танцевальной династии — (Дикалу — ученик своего деда, известного в Чечне танцора). Три года назад в «Вайнах» пришел уже внук Магомеда и Тамары Дидиговых ( сын Дикалу и Мадины Музакаевых)- Хадис Музакаев, приняв эстафету у своих знаменитых деда и бабушки.
А в-третьих, Мадина олицетворяет собой традиционный образ чеченской женщины, являясь замечательной хранительницей домашнего очага, как примерная жена и многодетная мать. Считается, что здоровая семья и сцена — вещи несовместимые. Мадине удалось опровергнуть это устоявшееся мнение. Ее артистический талант и подвижническое служение искусству, наоборот, укрепляли семейный союз.
М.Музакаева — ведущая солистка ансамбля «Вайнах». На профессиональной сцене — более 20 лет
При этих словах можно представить этакую матрону, преисполненную уважения к своим заслугам и опыту.
Но к Мадине это не имеет отношения. Ей всего 39 лет. А по облику — и внешнему, и внутреннему — и того меньше. Девичий стан, красивое молодое лицо с большими выразительными карими глазами, застенчивая улыбка... А в танце, будь это чеченский, ингушский, кабардинский, грузинский, она, вообще, кажется, вне возраста и бытия — легкая, нежная, плавно скользящая по сцене в длинном, облегающем стройную фигуру национальном костюме — г1абли. Движения тела, особенно грациозные извивы рук, наполнены такой прелестью и поэзией , что с первого шага, с первого музыкального аккорда у зрителей возникает ощущение праздника окрыленности души.
Сила истинного искусства способна многократно умножать красоту и обаяние артиста. Неудивительно, что такая женщина, однажды, совсем юной, покорив сердце одного из самых завидных женихов республики.,два десятка лет остается для него самой близкой на зависть окружающих. И эта одаренная артистка, не представляющая свою жизнь вне танцевальной сцены, находила силы для семьи и быта, родила и вырастила четверых сыновей, старшему из которых уже 19 лет. Мадина и Хадис, мать и сын, сейчас смотрятся, как брат и сестра.
То ли природа благоволит нашей героине, то ли сказываются ежедневные многочасовые занятия у балетного станка и репетиции с огромными физическими нагрузками, которые удваиваются домашними обязанностями жены и многодетной матери, но ей удалось сохранить и энергичность, и энтузиазм и увлеченность молодости.
А сама Мадина считает, что секрет в другом.
- Мне просто повезло — и в личной жизни, и в выборе призвания. От любимой работы не устаешь, наоборот, она открывает второе дыхание. То же самое и в семье. Дети только прибавляют сил. Порадовать близких уютом в доме, вкусным обедом — что может быть приятнее?! А ведь многие женщины, особенно сейчас, после войны лишены этого счастья.
А про мужа она говорит: «Я даже на расстоянии чувствую, когда ему плохо. Настолько мы срослись душами».
По-другому и быть не могло. Они очень похожи, несмотря на разницу в девять лет. Оба — артисты от Бога. Служат искусству самозабвенно. И то, что у них общая работа, одна сцена на двоих, только сближает. У обоих семейный талант с сильно развитым родительским чувством. Редкий в наше время пример полной гармонии в семье.
А начиналась их история когда-то вполне прозаично. Мадина вспоминает:
- Мы познакомились на работе. Мне было 17 лет. К тому времени я уже два года танцевала в ансамбле «Вайнах». А Дикалу приехал из Москвы после окончания хореографического отделения института культуры, причем, с «красным» дипломом. Начал у нас работать балетмейстером. Как-то его друг сказал мне, что нравлюсь Дикалу. Я не придала этому значения. Я тогда вообще о личном не думала, вся была поглощена танцами. Помню первое в своей жизни свидание у кинотеатра «Юбилейный», который стоит сейчас полуразрушенный в центре города. Оно оказалось и последним. Я поделилась с мамой, в то время солисткой «Вайнаха», спросила совета, как ответить на предложение Дикалу Она сказала, что оставляет выбор за мной. О Дикалу отозвалась хорошо. Оказалось, она знала его давно, еще с тех пор, как он пришел в ансамбль новоиспеченным артистом после грозненского культурно-просветительского училища. Вместе танцевали на одной сцене, не раз выезжали на гастроли, в том числе и зарубежные. И везде он вел себя достойно — серьезный и ответственный не по годам. Потом была служба в армии и учеба в Москве.
После долгих раздумий я решила ответить согласием. При этом я больше думала не о себе, а о матери. Совсем молодой, , она осталась одна после развода с отцом, да еще с двумя детьми на руках. Ей пришлось несладко. И я подумала: если выйду замуж, у мамы уже будет меньше забот. Но главную роль сыграло то, что Дикалу тоже артист и так же любит танцы. Значит, разрешит работать на сцене. Так и случилось. Муж не только разрешил остаться на сцене, а всячески помогал ей в творческом росте. С тех пор они стали неразлучны и дома и на работе. Танцевальные номера, где солировала семейная пара Мадины и Дикалу Музакаевых, всегда имела успех у публики.
- Я была счастлива уже оттого, что мамины опасения, что сценическая работа помешает семейному счастью, не оправдались, — рассказывает собеседница. — Родительский пример же заразителен. Я часто приходила на работу к родителям в ансамбль, видела, как репетируют артисты, выступают на концертах, как их показывают по телевизору, как их любят зрители. Иногда, на школьных каникулах, я вместе с ансамблем ездила даже на гастроли. В такой обстановке я не могла не увлечься танцами. Но родители не хотели, чтобы я связывала свое будущее со сценой, запрещали мне заниматься хореографией. Они мечтали, чтобы я стала врачом. Но мне хотелось танцевать. Я тайно после школы бегала в ДК химиков, где был детский ансамбль «Джигит» под руководством Саши Петрова, артиста «Вайнаха».
А первым своим наставником Мадина называет педагога-балетмейстера из детского ансамбля «Нийсархо» Рашида Абдулаевича, который еще вел кружок в 15-ом интернате для девочек-горянок. Сюда и записалась в 7-ом классе будущая народная артистка и начала учиться танцам. Дебют Мадины на сцене состоялся в 12 лет. Этот день запомнился навсегда не только потому, что это было впервые, но в большей степени из-за того, что тайное стало явным. А произошло следующее. «Вайнах» поехал на гастроли в Ростов-на-Дону. Туда же отправился чуть позже детский ансамбль «Джигит», в число участников которого входила и Мадина. Мать и дочь неожиданно друг для друга оказались в одно время в одном концертном зале и на одной сцене!
Это была драматическая ситуация. Тамара с горечью обнаружила, что дочь ослушалась, проигнорировала материнский наказ. Мадина, конечно, тоже расстроилась, чувствуя себя виноватой: не оправдала мамины надежды.
Но все обошлось. Родители смирились с выбором дочери. И Мадина, не жалея сил, и дома, и в кружке занималась танцами, чтобы приблизить мечту — попасть в знаменитый госансамбль танца, где блистают на сцене ее отец и мать.
Мечта исполнилась в 15 лет. Однажды Тапа Элембаев, художественный руководитель «Вайнаха», увидев ее в зале в ожидании конца репетиции, попросил:
- Поднимись на сцену! Прокрути шанэ! (верчение — авт). А теперь чеченский ход дайте! — обратился он к аккомпаниатору.
Мадина все сделала безупречно. И тут прозвучали судьбоносные слова художественного руководителя «Вайнаха»:
- Все ясно. Завтра приходи на репетицию!
Новоиспеченная юная артистка на радостях выучила 2 отделения концертной программы. И этот багаж ей очень скоро пригодился.
Первые гастроли были в Киеве, в самом престижном концертном зале «Украина». Огромный зал рукоплескал артистам из Чечено-Ингушетии. И это наполняло особым чувством гордости за то, что их искусство способно дарить людям праздник.
Через несколько месяцев состоялись зарубежные гастроли в Германию,а точнее, социалистическую ее часть — Германскую демократическую республику, дружественную Советскому Союзу. С этой поездкой связана неординарная история, имевшая далеко идущие последствия. Мадина рассказывает:
- По документам у меня год рождения — 1968, хотя родилась я в 1969-м. На момент выезда ансамбля в ГДР я была еще несовершеннолетней, то есть, не достигшей 16 лет. Из-за этого мне не выдавали паспорт, без которого нельзя было оформить выездные документы. Пришлось по знакомству делать паспорт, прибавив возраст.
После возвращения из Германии Мадина начала солировать. Ее поставили на чеченский танец « У родника» и осетинский «Хонгу». Так, с 15 лет, началась звездная карьера нашей героини.
Несмотря на успешный творческий путь, Мадина не любит говорить о себе. А о своем коллективе может рассказывать часами. С удовольствием вспоминает концерты в Италии, Испании, Франции, фестивальные выступления.
- Помню, в Испании в августе 2003 года была неимоверная жара, в 50 градусов. Россию на этом фестивале фольклорного танца представлял наш ансамбль. Это было очень ответственно. И мы очень старались. Это оценили и жюри и зрители. Мы заработали Гран-при за хореографию, 1-е место за костюмы и самую престижную награду — Кубок зрительских симпатий. Победить сильнейших конкурентов из 40 стран мира — такой успех не может не окрылять! Наш номер всегда ставили завершающим — это очень почетно.
Другие представляли 3 номера, а «Вайнах»- 6 номеров. Мы исполняли танцы «Молодежный», «Горцы», «Зезаг» (цветок), композицию «Под небом вайнахов» и в заключение — « Традиционный парный танец».
В последних двух танцах солировала чета Музакаевых, вызывая восторг зрителей.
Артисты блистают на сцене -нарядные, прекрасные в своем творческом экстазе. И зрителям кажется, что они баловни судьбы, у них, купающихся в любви тысяч поклонников, жизнь — праздник. На самом деле часто бывает наоборот. Культура, традиционно финансируемая по остаточному принципу, плохо кормит. Средняя зарплата деятелей искусств 3 — 4 тысячи рублей. Как на эти деньги содержать семью, дом, обеспечивать себя ? В отличие от обычных людей, публичный человек должен хорошо выглядеть, хорошо одеваться. Приходится изощряться, проявлять чудеса домашней экономики, чтобы наладить быт на мало-мальски приемлемом уровне. Звезде танцевальной сцены Мадине Музакаевой хорошо известно, что такое нужда.
- Мы могли отварить вермишель и поужинать. Никогда не занимали деньги. Но как бы ни было трудно, гостей старались встречать как положено. Помню, когда началась последняя война в Чечне осенью 1999 года, к нам в Назрань(в то время мы с Дикалу работали в госансамбле «Ингушетия» и снимали небольшой домик) приехали полсотни человек беженцев. В один день семья увеличилась в 10 раз! Как обустроить такую толпу, как накормить, куда уложить спать?! Места не хватало, приходилось даже укладываться в машинах. Когда я уже чувствовала: силы на исходе, Дикалу морально поддерживал. Через полгода большинство моих гостей разъехались. Нас осталось 17 человек и уже стало легче.
Мадина говорит, что в трудную минуту ее спасают уроки матери, которая наставляла: « Уважай людей, будь внимательной и отзывчивой. Все воздастся!» Жизнь подтверждает эту истину. Сейчас материальные проблемы позади. Супруги Музакаевы восстановили разрушенный войной дом, обставили, создали уют для детей. Дикалу назначили министром культуры, по достоинству оценив его огромный вклад в возрождение и развитие культуры ЧР. Все вроде хорошо. Только одна беда: боль не отпускает, боль от страшной утраты:
- Нет ни дня, ни часа, чтобы я не вспоминала среднего сына Дауда, который внезапно умер в прошлом году. Ему было неполных 13 лет. Самый лучший и любимый из детей. Умный, очень добрый — его все любили. Дауд унес с собой все краски жизни...
Усилием воли Мадина останавливает прорвавшиеся слезы. Как ни трудно, надо держаться, продолжать жить, в первую очередь, ради сыновей — Хадиса, Адама и Дени, младшему всего 4 года. Она все делает, чтобы мальчики были похожи на отца и выросли достойными людьми, которыми будет гордиться и семья и республика. Скорей всего, так и случится. Ведь у них есть с кого брать пример.
Асет Муртазалиева
Мобильный трафик и бесплатные антидетект-браузеры: что нужно знать
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии объявили победителей конкурса «Спаси Грута»
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции