АЗЕРБАЙДЖАН. Однодневный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Ашхабад оказался в высшей степени результативным в плане подписания двухсторонних соглашений. Договоренности в основном затронули вопросы взаимодействия Азербайджана и Туркменистана на Каспии. Если прежде отношения Баку и Ашхабада носили ярко выраженный "углеводородный характер", то сейчас Ильхам Алиев и Гурбангулы Бердымухамедов основное внимание уделили развитие транспортных коридоров – "Ляпис-лазурь" и Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Румыния.
Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что Туркменистан инертен в использовании транзитного потенциала. ""Ляпис-лазурь" –попытка вывести Туркменистан из транспортного тупика путем присоединения к главным маршрутам, пролегающим в Центральной Азии – "Один пояс – один путь", "Север-Юг". Есть, правда, угроза того, что неосновные маршруты не будут в полной мере обеспечены нагрузкой, и, следовательно, на большую их отдачу рассчитывать не стоит. Но они будут важны по-своему и пренебрегать их возможностями, пусть и не такими глобальными, как трансрегиональные коммуникации, все-таки не стоит", - сказал "Вестнику Кавказа" Караваев.
Эксперт считает крайне важным обустройство логистики Каспия, в частности, связь между портами Алят и Туркменбаши. Но и здесь вопрос – пока, кроме серы, перевозить на постоянной основе нечего. Туркмения рассчитывает на транзит товаров, держа в уме то, что, например, Узбекистан именно туркменское направление рассматривает в качестве основного для своего выхода на Ближний Восток. "Не назвать пустыми надежды и на афганский транзит. "Несмотря на сложные отношения между Россией и США, поставки топлива для группировки НАТО в Афганистане все еще осуществляются через Волго-Донский канал - из Черного моря танкеры по Волго-Дону доходят и разгружаются в порту Туркменбаши, а уже оттуда топливо доставляется в Афганистан", - говорит Караваев.
По его мнению, поскольку Баку и Ашхабаду говорить о масштабном взаимодействии не приходится, то остается отлаживать и реализовывать точечные проекты, практически полезные в формате двусторонних отношений. Не случайно среди подписанных в Ашхабаде президентами документов некоторые касаются "долгосрочного торгово-экономического сотрудничества; поощрения и взаимной защиты инвестиций; устранения двойного налогообложения".
"Речь может идти об инвестициях Азербайджана в Туркменистан. Активность азербайджанской стороны в Казахстане, в его западных прикаспийских регионах, может наводить на предположения о том, что у Баку есть схожие интересы и на туркменских берегах. Поэтому понадобились документы, например, об устранении двойного налогообложения", - сказал Караваев, напомнив, что аналогичный договор с Россией Азербайджан не мог заключить около 15 лет, и подписать его удалось лишь в 2016 году. "Произошедшее абсолютно точно означает одно – между Азербайджаном и Туркменистаном существует взаимный интерес", - констатировал Караваев.
Доктор политических наук, заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко обращает внимание на то, что главная интрига, приковавшая внимание международного сообщества к визиту Ильхама Алиева в Ашхабад, так и осталась интригой. Речь о присоединении Туркменистана к азербайджано-турецкому газопроводу TANAP, без чего его перспективы остаются несколько туманными, а ожидания Баку и Анкары могут остаться завышенными.
"TANAP рассчитан на транспортировку 16 млрд кубов азербайджанского газа в год. Этого объема для обеспечения энергетической независимости Европы недостаточно. Поэтому изначально предполагалось, что через TANAP и Южный газовый коридор будет поступать также газ из Туркменистана, Ирака и даже Казахстана. С Ашхабадом ЕС ведет постоянные переговоры. После прекращения поставок газа в Россию Туркменистан заявил о готовности экспортировать в Европу до 40 млрд куб. м газа в год и даже самостоятельно построил газопровод "Восток–Запад", соединив крупные месторождения Южного Йолотаня с побережьем Каспия. Дело за прокладкой Транскаспийского трубопровода. Подписанная пятью прискаспийскими странами Конвенция по статусу Каспия открыла путь для реализации проекта, но самостоятельно тянуть трубу по дну Каспийского моря Ашхабад не будет. В этом плане – насколько все-таки Туркменистан готов к выполнению задачи – визит Ильхама Алиева ситуацию не прояснил", - сказал "Вестнику Кавказа" Игорь Панкратенко. По его мнению, проект Транскаспийского трубопровода может пробуксовывать по двум причинам: банальной нехватки денег и недостаточно мощного "политического обоснования". Поэтому, считает Панкратенко, переговоры Алиева и Бердымухамедова обрели "транспортно-транзитный оттенок".
"Развитие коридора "Ляпис-лазурь" - Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция - видится достаточно перспективным. Заинтересованность уже проявил Китай. О другом коридоре - Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Румыния - создание которого главы государств также скрепили подписями, что-то определенное сказать пока трудно. Не случайно у него нет даже условного названия. Но транспортные коридоры имеют свойство приобретать первостепенное значение, поэтому закономерно выждать, воздержавшись от скоропалительных оценок", - сказал "Вестнику Кавказа" Игорь Панкратенко.