Психологи ТюмГУ выявили особенности представлений об идеальной женщине у мужчин с разной самооценкой.
Подробно: Выборку составили три возрастные группы мужчин: 18–24 года, 26–32 года, 33–40 лет. Самооценка измерялась методикой изучения самооценки Т. Дембо-С. Рубинштейн в модификации П. В. Яньшина, в результате респонденты были разделены на четыре группы по уровню самооценки: завышенная, высокая, средняя и низкая, сообщает Хроника.инфо со ссылкой на naked-science.ru. Представления об идеальной женщине измерялись семантическим дифференциалом. Данные обрабатывались методами факторного и кластерного анализа.
В результате исследования выяснилось, что в целом представители сильного пола видят в качестве идеала женщину, соответствующую традиционному женскому образу: заботливую, понимающую, честную, преданную и… стройную.
Но у мужчин с разной самооценкой есть некоторые отличия в представлениях об идеале.
У тех, чью самооценку можно назвать низкой, в образе идеальной женщины преобладают традиционные «женские» характеристики (не вульгарная, чистоплотная, хозяйственная, понимающая), у мужчин с завышенной самооценкой - более «эмансипированные» характеристики (целеустремленная, самостоятельная, с характером).
Любопытно, что у обеих групп респондентов образ идеальной женщины имеет значимую связь с образами «моей девушки» и «идеальной жены» - вероятно, участники исследования наделяют идеал теми качествами, которыми обладает их избранница.
У мужчин с высокой самооценкой идеал супружеских отношений связан в первую очередь с материнством как таковым, с теми характеристиками, которые описывают типично «материнский» образ, - поясняет автор статьи, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ Елена Зарубко.
- У мужчин со средней самооценкой образ идеальной женщины состоит преимущественно из тех характеристик, которые отражают ее отношение к другим людям (душевная, преданная и другие)».
В целом респонденты объединяют образы «женщина с обложки» (модель), «современная женщина» и «легкомысленная женщина» в один кластер, и он не попадает в образ «идеальной женщины».
Это говорит о противоречии между образом женщины, который транслируется СМИ, и тем женским идеалом, который присутствует в обыденном сознании мужчины.
Подробно:
«Исследование показало, что в сознании респондентов «хороший» традиционный образ женщины противопоставляется «негативному» современному образу», - сказала Елена Зарубко.