Передо мной лежит красочно оформленная книга Ларисы Бадаевой с многозначительным названием «Женщины художника Зайнди Аласханова». Я не мог не остановить своего внимания на ней. И в первую очередь потому, что речь в ней идет о творчестве моего друга Зайнди Аласханова. Фамилия художника широко известна в нашей республике - это прославленный в прошлом спортсмен, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер РФ по вольной борьбе. В 60-70 годы ХХ столетия страна рукоплескала его спортивным победам, а мальчишки мечтали быть похожими на своего кумира – быть такими же сильными, упорными, мужественными, целеустремленными. Зайнди воспитал не одно поколение спортсменов – призеров и чемпионов. Он вырастил достойную смену, высоко и гордо несущее знамя российского спорта.
Однако вольная борьба - не единственное увлечение Зайнди. Еще в детстве проявились его удивительные способности к живописи. Он прекрасно рисовал, но относился к этой стороне своих дарований как к нечто второстепенному – ведь в те времена у мальчика на первом месте стояла борьба – занятие достойное настоящих мужчин, к каковым себя относил и маленький Зайнди. На тот период его страсть к вольной борьбе была вне конкуренции. Но вот по истечению времени, когда завершилась его спортивная карьера, вынужденный досуг потребовал заполнения пустоты в душе, создавшейся после того, как он оставил борцовский ковер. И Зайнди погружается с головой в мир искусства точно так же, как когда-то погрузился в мир спорта и состязаний. Сейчас его руки, привыкшие сжимать в железных объятиях соперников и бросать их через себя, держат нежную, мягкую кисть художника, послушную, податливую и верную, но только при условии, что руки эти наделены особым даром. Я часто повторяю, что творческая натура непременно найдет способы самореализации. Но не каждому талантливому человеку удается добиться общественного признания.
Зайнди Аласханов – живописец, которому удалось этого достичь. Причина - яркий талант и огромная работоспособность. Аласханов не раз выставлял свои работы на многочисленных выставках, как в столице, так и у нас в Грозном. Особенно запомнились те, которые проходили в галерее им А.А. Кадырова в 2015году и в Национальном музее Чеченской республики в 2016году. Общественность восторженно приняла творчество Аласханова. И это вполне закономерное и заслуженное признание его мастерства.
Сегодня Зайнди Аласханов является членом таких творческих общественных организаций как Союз художников России, Международный художественный фонд, Творческий союз художников России и Международная академия творчества. Он неоднократно награждался Почетными грамотами Министерства культуры и Парламента Чеченской Республики.
Картины Аласханова - это целый мир сильных чувств и эмоций, антагонистического напряжения между добром и злом, которые он пропускает через призму собственной шкалы ценностей и мироощущений.Аласханову одинаково хорошо удаются как пейзажи, так и портреты. Природа на его полотнах всегда естественна: она дышит, благоухает, буйствует, замирает, трепещет.Природа откликается на состояние души художника, как подлинная мать, сочувствуя ему в случае неудачи, и радуясь, в случае успеха и победы. Неоднозначную реакцию вызывают и портреты художника. Однако они правдивы,и это главное. Цель художника – создать психологический портрет героя, показать его внутренний мир, ассоциированный с прошлым и настоящим. В каждом он видит личность – неповторимую, уникальную, бесценную. Жизнь своего героя ему дорога и близка. Ведь художник – по сути, и философ, и психолог, и поэт. Он снисходителен к слабостям, мелким порокам, ошибкам своих героев, но только до того момента, пока они не предают себя и свои идеалы. Вот тогда в художнике Аласханове просыпается природный борец, и он безжалостно срывает маски. Потому его портреты никогда не потеряются в толпе других, не исчезнут во времени. Они будут жить, излучая свет добра и надежды.
А теперь вновь о книге. Ее автор – Лариса Бадаева, историк и писатель, доцент кафедры «История древнего мира и средних веков» ЧГУ. Она давно следит за творчеством художника, изучает картины Аласханова с точки зрения их символического звучания. Бадаевой интересны мысли художника, она стремится постичь не только явный, но прежде всего, тайный смысл его картин, жаждет добраться до самой глубины философии автора, недоступной и невидимой неискушенному зрителю.
В своей книге она собрала вместе тринадцать изумительных женских портретов, каждый из которых может многое поведать о себе. Они вдохновляли художника на какой-то, пусть недолгий, период, став музой и путеводной звездой в темных лабиринтах его души. Мне было интересно узнать, что подтолкнуло Ларису на создание этого труда. Причина оказалась простой.Она приняла участие в работе научно-практической конференции на тему: «Портрет в эпоху селфи», которая состоялась в Москве в мае 2018 года. Ее доклад с аналогичным названием вызвал живой интерес у собравшихся. Но если в докладе рассматривались лишь три портрета художника, то ей пришла в голову идея дополнить уже готовый доклад еще несколькими женскими портретами и опубликовать его в формате книги. Зайнди Аласханову идея также пришлась по душе. Кроме того, Лариса обещала в качестве дополнительного бонуса поместить под каждым портретом стихотворение, соответствующее созданному художником образу. Свое обещание она выполнила. Надо отметить, ее стихи хорошие, особенно удачна поэма, посвященная прародительнице рода Аласхановых - легендарной женщине, спасшей своего мужа от бесчестия и более того, привезшая понравившуюся ему девушку в качестве второй жены. Согласитесь, сегодня трудно найти подобную женщину, которая вот так легко примет у себя дома соперницу. Да, в те времена женщина была сильна духом, тверда характером. Под стать мужчине. Видимо, условия жизни требовали от нее мужества. Горы, как мы помним, любят только отважных. И женщины в чеченских селах были именно такими.
Не могу удержаться, чтобы не привести отрывок из этой поэмы. Он позволит читателю оценить стиль Ларисы Бадаевой, ее поэтическое дарование:
И вот горянка в путь-дорогу
Готовит верного коня,
Уздечку, сбрую и подпругу
Надежные приобрела,
Сама в мужской костюм оделась,
Под шапку косы убрала,
О, как она преобразилась!
Походкой, статью - всем взяла!
Вот пробил час. Заря Востока
Над миром густо разлилась,
Теперь пора. С каким восторгом
Она по склонам понеслась,
Лишь сердце жалобно забилось
Под красною рубахой в ней,
Неужто все это приснилось?
Неужто все это во сне?
Что касается остальных стихов, то они всецело отражают внешнее и внутреннее настроение каждой героини, дополняют и позволяют домыслить то, что возможно, нарочно утаил художник от зрителей в силу только ему понятных причин и обстоятельств. Но Лариса не оставила ему этой возможности, и перед читателем и одновременно зрителем, раскрылась вся история женщин Зайнди Аласханова, без прикрас и ухищрений. Они – его жизнь. И это бросается в глаза в первую очередь. Читатель понимает, что художник теперь с ним один на один и ждет его суда. И таится надежда на то, что суд этот будет объективен, беспристрастен и честен. Как и его картины.
Еще стоит отметить такой факт, что когда первый экземпляр книги попал в руки Председателю Союза художников РФ Николаю Ивановичу Боровскому, тот пришел в восторг. Он заметил, что книга станет настоящим событием в мире искусства, выразил уверенность, что у нее сложится долгая и счастливая судьба.
5 января 2019 года в Москве у Ларисы Бадаевой прошла с успехом презентация ее предыдущей книги «Я клянусь. Врачи-чеченцы в прошедших войнах». Это серьезное произведение о долге, чести, о подвиге и славе врачей, уже нашумевшее в городе Грозном, не оставило равнодушным искушенного московского читателя. Рассказывая о подвиге врачей Республиканской больницы, оставшихся добровольно зимой 1995года в военном Грозном спасать раненых, писатель Л. Бадаева не раз замечала, как сидевшие в зале зрители, украдкой утирали слезы. В тот момент, вспоминает Лариса, отрадно было осознавать, что боль, уже казалось бы, забытая, залеченная, вызвала столь бурную реакцию, и не оставила равнодушными тех, кто никогда не видел пожарищ войны. «Эта боль в тот момент нас объединила, сблизила и даже породнила» – делилась она впечатлениями. Именно на этой презентации так случилось, что ведущий - известный искусствовед Томас Арутюнян, не выдержав, вдруг продемонстрировал публике подарок – недавно преподнесенную ему Зайнди книгу – ту самую книгу о женских портретах. И разговор постепенно перешел на нее, благо яркая обложка, прекрасные иллюстрации завлекли людей узнать о ней побольше. Пришлось Ларисе поведать об истории создания и этой книги, а заодно почитать свои стихи. Она читала вдохновенно, вложив в каждую строчку все чувства и страсть. Но и это не все. Тот же Н.И. Боровской в конечном итоге добился того, чтобы автор книги «Женщины художника Зайнди Аласханова» Лариса Бадаева получила награду за свой труд, и 9 января 2019 года ей торжественно была вручена Золотая медаль от Творческого союза художников России за вклад в искусство.
Уверен, что книга не оставит равнодушными всех тех, кто так или иначе чувствует свою сопричастность к культуре народа, кто тяготеет к красивому литературному слову, и чьи глаза радуют полотна, выполненные в высоком художественном стиле, кто получает прилив позитива от соприкосновения к прекрасному. Надеюсь, что число «тринадцать» станет счастливым для этой книги, которая с первых дней своего появления вызвала неподдельный, живой интерес читателей.
В.А. Асталов, генеральный директор Национального музея ЧР, кандидат исторических наук, Засл. работник культуры ЧР
checheninfo.ru