ЧЕЧНЯ. В последнее время в Интернете все чаще можно наткнуться на информацию о том, что в скором времени школьное образование перейдет на электронный формат. Об этом говорят и многочисленные эксперты.
Всё, что в нашем сознании связано со школой – учебные программы и материалы, всевозможные планы, классные журналы, ученические дневники и даже занятия, – всё это будет в онлайн-версиях. И ученики, сидя дома, будут пожинать плоды разумного, доброго, вечного, посеянные уже Интернетом.
Ты читаешь и понимаешь – это неизбежно, так как мир стремительно меняется под воздействием цифровизации, на которую уже активно переходят почти все сферы деятельности. Мы просто открываем телефон и пользуемся услугами банков, магазинов, ресторанов, авиа- и железнодорожных касс… В ближайшем будущем найдется там, конечно, место и для школы. А учитель? Ведь никакие гаджеты не заменят его живое лицо, речь, добрую улыбку или строгий взгляд. Тем не менее, ему, хочешь не хочешь, придется вписываться в новую систему образования.
Изменится ли его роль как педагога? И если да, то как? С этими вопросами, а заодно и с другими, касающимися цифровизации образования, мы обратились к заместителю директора по информационно-коммуникационным технологиям Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Президентский лицей» Чеченской Республики Магомеду Давдаеву.
Лаконичный ответ представителя сферы образования, который непосредственно связан с современными технологиями в школе, вселяет оптимизм. Магомед уверен, что роль педагога не менялась со времен античности, и, в общем-то, не изменится – постоянно менялись и меняются лишь инструменты и количество необходимой информации для того, чтобы человек был образованным и готовым к жизни.
– Магомед, что ты думаешь о цифровизации образования в общем? Как воспринимаешь?
– На мой взгляд, цифровизация образования – это не вопрос для рассуждения на тему «хорошо это или плохо». Это необходимая трансформация в условиях цифровизации всех сфер жизни человека. Мы должны понимать, что задача педагога – не только дать знания, но и научить их добывать, а затем правильно воспринимать и использовать эту информацию. И это только одна сторона медали. С другой стороны – информационные технологии вошли в жизнь людей так плотно, что уже сами учат человека как воспринимать информацию.
Мы уже живем в мире огромных потоков информации – один информационный плакат тезисно в цифрах дает всю информацию о раскрываемой теме, короткие ролики передают сотни страниц текста, человек, просто двигаясь по улице, может бессознательно получать огромные массивы данных.
Поэтому ребенок, который привык еще с дошкольного возраста брать информацию из различных гаджетов, гораздо быстрее воспринимает информацию, к примеру, из инфографики, нежели текста. И бороться с этим бесполезно, да и не нужно, ведь наша цель – научить. Тем более, этот ребенок и в дальнейшем будет встречаться именно с такими методами предоставления информации – ведь, как я уже говорил, цифровизация уже затронула все сферы нашей жизни. Время старых методов подачи информации уже прошло, будущее уже наступило, нужно догонять.
– И какие возможности ты видишь в этом?
– Возможности безграничны… Учитель истории вместо рассказов и, в редких случаях, перелистывания огромных карт, которые еще нужно как-то закрепить, может погрузить ребенка в события Курской битвы, наглядно показывая перемещение войск, параллельно зачитывая приказы, депеши, указывая, как они влияли на все события. В конце урока он может одним слайдом дать все необходимые цифры, а вторым показать графики. Учитель физики может продемонстрировать различные опыты, начиная от самых простых опытов с передачей тока, заканчивая ядерной реакцией. В геометрии, особенно в тригонометрии, есть возможность продемонстрировать трехмерную фигуру, прокрутить ее, внести изменения, посмотреть снова под нужным углом – это вообще бесценно. Учитель русского языка не должен тратить всю перемену для того, чтобы написать на доске огромный текст. Учитель иностранного языка может дать детям пообщаться с носителями языка. И так с каждым предметом. Повторюсь, возможности безграничны…
– Неужели так все просто?
– Основные сложности связаны с нехваткой оборудования и неготовностью некоторых педагогов переходить к новым методам подачи информации. Но решение этих проблем обосновано и неизбежно. Так, например, мы живем в послевоенной республике, дополнительно каждый год у нас высокие демографические показатели роста населения, каждый год строятся новые школы. Мы, насколько мне известно, избавились от школ в три смены, решаем вопросы с перегруженностью классов. И по мере возможности занимаемся техническим оборудованием. Но о стопроцентной обеспеченности еще рано говорить.
Также вполне объяснимо, что учителя, десятки лет преподававшие дисциплины по одной методике, в военные годы преподававшие в спортзалах без элементарных условий, порой без мела и доски, сегодня испытывают трудности с переходом к новым технологиям. Но это лишь вопрос времени. Когда калькуляторы только появились, бухгалтера долгое время перепроверяли результаты вычислений на деревянных счётах, но, как мы видим, сегодня счеты можно увидеть только в музее.
– Да, ты убедительно подводишь к тому, что за цифровизацией – будущее. Но на данном этапе, до того, как все школы будут полностью оснащены современными технологиями, можно ли говорить о том, что цифровые инструменты учителям уже помогают?
– Конечно. Сейчас учителя в основном используют персональный компьютер, принтер и интерактивную доску. Но на уровне программного обеспечения их инструменты безграничны. Это различные программы для демонстрации исторических событий и опытов, тренажеры, программы для индивидуальных занятий, различные тестовые инструменты.
Также нужно отметить использование систем внешней оценки – когда машина беспристрастно оценивает уровень знаний ученика на общероссийском уровне. Это помогает учителю увидеть расхождение в его оценке с внешней оценкой. И это очень важно – ведь сегодня выпускники получают документ об окончании школы, основанный на внешней оценке.
– Магомед, спасибо тебе за разъяснения. Но все-таки хочется вернуться к первому вопросу. Ты уверен, что роль педагога будет такой же, как во времена античности? Как-то трудно с этим согласиться, если мир цифры будет решать всё, а педагог в этом мире станет для учеников просто помощником и куратором, к которому они будут обращаться только по необходимости. Не кажется тебе, что учитель в воспитании и обучении подрастающего поколения будет играть мизерную роль?
– Появление печатных станков дало огромный прорыв в развитии человечества – книги. На тот момент это было огромное достижение, все знания мира можно было найти в библиотеке. Это как для нас сегодня Интернет со всеми его возможностями. Казалось бы, зачем учитель, но, как мы видим, даже имея доступ к огромному количеству информации, человеку нужен проводник в мир этих знаний.
Сегодня у нас появились новые возможности, но и увеличилось количество информации. Соответственно, путь к знаниям не только облегчился, но и стал труднее. Поймите, современные дети имеют гораздо больше знаний, чем ученики Платона, среди которых, кстати, Аристотель. Я не говорю, что они умнее, мудрее или рассудительней, но я уверен, что знаний больше. Потому роль учителя не меняется: с одной стороны, он получает инструмент, облегчающий его труд, но, с другой, увеличиваются требования. И это в любой сфере, от мужика с трактором требуют больше вскопанной земли, чем от мужика с лошадью и плугом.
Единственное, что может поменять всё в корне, это очередная удача Илона Маска с созданием Нейролинка (смеется). Но это уже совсем другой разговор.
Диана Магомаева
checheninfo.ru