ЧЕЧНЯ. Память народа сохранила имена и фамилии наиболее талантливых вайнахских мастеров -строителей 17-начала 19 вв. Дуго Ахриев, Дяци Льянов и Хазби Цуров из Футоуг, Бархиноевы из Бархина, Ханой Хиниг из Хани, Тэк Батык Эльдиев из Таргима, Мути из Хачара, Тератой Тарханов из Никароя, Коха Бахарчиев из Цейлоя и многие другие.
Обычно работали отец и его старший сын, который проходил обучение и перенимал опыт этого ремесла. Иногда строительным ремеслом была занята вся мужская часть той или иной семьи или даже фамилии. Активное участие в возведении постройки принимали все члены семьи заказчика, а также его ближайшие родственники и друзья, помогая, кто чем может: строительным материалом, рабочим скотом, пищей, деньгами, что «должно было свидетельствовать о родовой сплоченности и мощи». По обычаю, при строительстве башни массивные и наиболее дорогие угловые камни должны были приносить племянники хозяина, а арочные камни дверных и оконных проемов дарили зятья. Каждая женщина, идущая за водой, должна была захватить по дороге камень и принести к строящейся башне.
Известь также очень ценилась: часто ее давали вместо выкупа, калыма, приданого, преподносили в качестве дорогого и желанного подарка.
В вайнахском обществе строителям-профессионалам отводили немаловажную, а порой особо значимую роль. Так, убийство зодчего считалось тягчайшим преступлением против всего общества. Хозяин заказчик нёс полную ответственность за жизнь и здоровье строителя, всячески обхаживая его и выполнял нередко даже прихоти и капризы мастера.
По преданию, мастер на протяжении семи лет нёс полную ответственность за качество своей работы. Если же за это время постройка давала трещину, рушилась или в ней фиксировался скрытый дефект, то зодчий подвергался публичному позору и был обязан полностью возвратить заказчику полученную плату за строительство. Только наиболее искусные строители имели право оставлять оттиск своей руки на стенах завершенных сооружений. Довольно часто, преуспев в своём ремесле, зодчий приобретал богатство и знатность, породниться с ним считали большой честью (даже если он происходит из «худородной» фамилии или же был «чужеземцем»). Ведь за возведение только одной боевой башни Строитель получал 50-80 коров или до 800 овец и ещё подарок - лошадь или быка. За строительство жилой башни ему платили 10-25 коров. Иногда за возведение башенных и погребальных сооружений расплачивались землей, высококачественным оружием, металлами, рабами-пленниками и др.
Строитель не имел права сам добывать камень, даже для ремонта собственных хозяйственных построек, а был обязан для этой цели нанимать людей со стороны. В противном случае он лишался права в течении двух сезонов работать самостоятельно.
"Очерки этнографии чеченцев и ингушей", Гр., 1990 г. Авторы: Великая Н.Н., Виноградов В.Б. Хасбулатова З.И., Чахиев Д.Ю.