ДАЙДЖЕСТ: |
Во вторник в ходе ежегодного собрания армянских послов и глав консульских служб, премьер-министр Никол Пашинян заявил о том, что легитимизацию нынешнего статуса бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) обеспечивает "этимология проблемы". По мнению армянского премьера, на момент распада Советского Союза, Нагорный Карабах являлся суверенным субъектом, чей выход сопоставим с выходом Азербайджана из состава СССР. Аналогичную версию истории ранее озвучивал ныне подследственный экс-президент Армении Роберт Кочарян на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в июне 2004 года. Складывается впечатление, что руководство республики никогда ранее не работало с официальными нормативно-правовыми документами советского периода, согласно которым образование и многолетнее существование НКАО в качестве субъекта Азербайджанской ССР обеспечивало советское законодательство.
Изменение статуса было возможно согласно Конституции СССР, которая и обеспечивала существование всех национальных автономий. Если приять во внимание, что с момента прекращения существования СССР, Карабах как советская автономия также прекратил существование, то и в качестве самостоятельного субъекта он также не был признан, так как соответствующая принципам международного права законная смена статуса автономии до и после распада СССР не была проведена. Иными словами, вплоть до упразднения СССР Нагорный Карабах официально оставался субъектом Азербайджана, а участие представителей самопровозглашенного режима в подписании Беловежских и Алма-атинских соглашений в 1991 году, подтвердивших прекращение существования Советского Союза, никаким образом не прослеживается.
Соответственно, фактическое образование и обеспечение существования нынешнего самопровозглашенного статуса Карабаха стало возможно исключительно посредством вооруженной агрессии. Вдаваться в подробности и упоминать об этом армянский премьер, естественно, не стал.
Сегодня армянская политическая элита формирует образ моноэтничного Карабаха. Учитывая многообразие армянской диаспоры, представители которой живут в разных странах, с разной экономической ситуацией, культурой, геополитическим положением, оккупированному Карабаху в армянской внешней политике отводится роль платформы проведения всеармянской идеи. С этой целью провозглашается триединство Армении, выступающей в качестве локомотива, самопровозглашенного Карабаха и диаспоры, для которой уготована роль основного спонсора. Принадлежность Карабаха к исключительно армянской культуре и истории ереванская дипломатия предпочитает аргументировать моноэтнчностью бывшей автономной области, в том числе референдумом, не упоминая сложнейшую ситуацию в области безопасности, пропаганды и политики против азербайджанского населения области в 1988-1994 годах. Это ставит под сомнение любые доводы в пользу утверждений о демократичности процедуры оформления непризнанного режима.
Нынешняя позиция Еревана практически полностью повторяет позицию прежних администраций Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, причем армянская дипломатия этого особо и не скрывает. 27 августа на открытии ежегодного съезда руководителей центрального аппарата МИД глава ведомства Зограб Мнацаканян назвал главные принципы внешней политики страны: суверенитет, панарменизм, взаимодействие, отметив, что заявление премьер-министра Армении не предполагает изменения подходов Еревана по урегулированию карабахского конфликта. По сути, МИД признал преемственность прежнего внешнеполитического курса, отметив то, что ему необходим лишь ребрендинг. Ереван в очередной раз объявил о намерении включить в состав Армении оккупированный Карабах, признание которого для армянской политики не более чем формальность на пути к территориальному расширению, которое де-факто осуществляется за счет территории соседнего государства.
Подход Еревана не предполагает компромисса. Его акценты смещены в сторону удовлетворения интересов одной стороны, не учитывая вопросов территориальной целостности Азербайджана, общей проблемы вынужденных переселенцев, компенсаций пострадавшим. Ереван рассматривает исключительно себя в качестве стороны, понесшей значительный ущерб в результате конфликта. Однако непонятно, хватит ли республике сил осуществить намеченные преобразования, если учесть, что Ереван не говорит о перспективах какого-либо посткризисного сотрудничества между Арменией и Азербайджаном, стабильно придерживаясь принципов раздела.
КРЫМ. Глава Крыма Сергей Аксенов рассказал об увеличении доходов региона
АСТРАХАНЬ. Почти полсотни астраханских строителей не видели зарплату два года
ГРУЗИЯ. Двух пропавших мужчин ищут второй день в горах Сванети
АЗЕРБАЙДЖАН. Турция и Армения: каковы перспективы нормализации?
АЗЕРБАЙДЖАН. Магдалена Гроно назначена спецпредставителем ЕС по Южному Кавказу
ГРУЗИЯ. Как передвигаться по Грузии на поездах: маршруты, цены, как купить билет
АЗЕРБАЙДЖАН. Соглашение Азербайджана и Турции утвердил Ильхам Алиев
ГРУЗИЯ. В чём секрет успеха Грузии? | Алексей Наумов. Разбор