ЧЕЧНЯ. Этнический менталитет чеченского народа имеет четкую поляризационную особенность: свои — чужие. Причем «чужих» в связи с трагическими событиями депортации и Чеченской двухсотлетней войны в наше время нация воспринимает особенно остро.
Была же еще и Кавказская война, но данный аспект немного притупился о края не одной смены поколений, о время, что шлифует события на свой лад. Касаемо первого фактора, живы еще очевидцы с обеих пострадавших сторон.
Чеченская самоидентичность и раньше подразумевала принцип разделения на своих — чужих. Но не с той точки зрения, что «мы — хорошие, они — враги».К соседям и представителям других этносов чеченцы питали глубокое чувство уважения.
Вспомним заветы кодекса Нохчалла. Один из пунктов гласит об уважении любого человека: к какой бы вере он не принадлежал, каких бы взглядов не держался, к какому этносу бы не относился.
Чтобы не быть голословными, приведем доказательства из антропонимии, науке, изучающей совокупность имен для характеристики человека и его личности в каком-либо языке. У чеченцев широкое распространение получили имена, происходящие от этнонимов этносов соседей и даже тех народов, кто жил много дальше: мужское имя Гумки — от тюркского народа «кумык», или имя Япон — от народности «японец», а Герман — от нации «немец».
Этикет чеченцев подразумевал и подразумевает, —нежели этикет есть, а он есть определенно — установку иноэтнического гостя, собеседника, партнера на более высокое место, на более высокий уровень, нежели стоит он сам, на место более высокое, нежели предназначено для «своих». При одном условии, если гость к чеченцу проявляет соответствующую степень уважения.
Агрессию, исходящую извне и направленную на этнос, чеченцы всегда принимали немыслимым сопротивлением.
Чего не отнять, так было во все времена со всеми «чужими» этносами, — ногайцами, кабардинцами, калмыками, включая попытки русских воздействовать на чеченский народ при помощи силы. Даже в дружбе чеченцы не терпят панибратских отношений. Вместо простоты общения, граничащей с неуместной бестактностью, они предложат вам немногословие и преданность.
Чеченцы, в какой-то степени, индивидуалисты. Не стоит вмешиваться к ним в личные дела. Получишь отпор.Отношения устойчивого соревновательного инстинкта часто делают из чеченца одиночку. Но он умеет искренне радоваться, любит музыку, песню, танец. Любит мудрость, заключенную в его родном языке. Чеченская культура тем и отличается, что веками отрабатывала этику, направленную на развитие личностных черт, а не социальных ролей.
Стоит это понять, как все становится на свои места. Но для кого? Для человека, желающего понять, даже если тот принадлежит к другому этносу. И много ли таких? А много ли таких среди чеченцев? Кто знает свою культуру? Кто вместо бряцания «доспехами» на задворках Интернета вдумчиво изучает особенности своего, родного этноса, его идентичности, духовности, самосознания, стараясь не просто понять, но и соответствовать?...