ЧЕЧНЯ. Введение режима самоизоляции, переход учебных заведений на дистанционное обучение, а также большого количества ведомств, помощь жителям республики в сложившейся эпидемиологической ситуации и это лишь малый список мер, направленных на минимизацию последствий пандемии коронавируса.
В период действия ограничительных мер Роспотребнадзор ЧР рекомендовал родителям ограничить использование гаджетов детьми. В условиях самоизоляции, когда все учебные заведения переведены на дистанционно обучение, дети вынуждены проводить большое количество времени дома, сидя за компьютером. В сложившейся ситуации, когда ребенок и без того перенасыщен не очень полезным для здоровья влиянием гаджетов, родителям рекомендуется приучить их к другим видам проведения досуга не связанных технологиями.
Помимо влияния, которое оказывают непосредственно гаджеты, на организм также негативно влияет и сопровождающее использование этих самых гаджетов малоподвижное положение за партой или рабочим столом, которое отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Для профилактики у детей заболеваний органов зрения, нарушения осанки и сколиоза Роспотребнадзор ЧР рекомендует:
— Постарайтесь организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы на игры на телефоне или планшете оставалось меньше времени, чем на настольные игры, чтение книг, рисование и художественное творчество. Просмотр телевизионных программ также следует ограничить. — При организации досуга ребенка, учитывая проблему гиподинамии, рекомендуется предусмотреть в режиме дня занятия физкультурой. Достаточно делать небольшие перерывы по 10 минут между занятиями, во время которых проводить несколько упражнений на снятие напряжения с мышц или гимнастику для глаз.
— Рабочее место школьника рекомендуется располагать у окна для достаточного естественного освещения (для ребенка правши стол необходимо расположить слева от окна, для ребенка левши – справа). Даже при наличии хорошего верхнего освещения и естественного источника света (окна), на столе необходима настольная лампа. Чтобы тени не мешали, лампу для ребенка-правши нужно поставить на столе слева, для ребенка – левши — справа.
—Необходимо сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову. Ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
— По данным гигиенических исследований от 30 до 50 % школьников приобретают близорукость ко времени окончания школы и в дальнейшем вынуждены носить очки в течение всей жизни.
— В эпоху цифровых технологий связанных с обучением, работой и досугом, существенно повышается нагрузка на орган зрения как во время школьных занятий, так и дома. Высокая нагрузка субъективно проявляется жалобами на покраснение и сухость глаз, расплывчатость и нечеткость зрения при взгляде вдаль, а также боли в шее, плечевом поясе, головную боль. Появление этих симптомов у детей должно вас насторожить и стать основанием для обращения за консультацией к врачу.
— В качестве мер профилактики рекомендуется рациональное дозирование времени работы на компьютере и с гаджетами. Рекомендуется также ежедневное выполнение гимнастики для глаз, оборудование рабочего места ученика оптимальными условиями для выполнения зрительной работы – это удобное рабочее место, левостороннее освещение, расстояние от монитора до органа зрения не менее 70 см, от рабочей поверхности до органа зрения не менее 25 см.
Дозированная нагрузка на орган зрения является важным фактором профилактики различных заболеваний.