Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Армения в далеком прошлом: раннее Средневековье


Просмотров: 1 255Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Армения в далеком прошлом: раннее Средневековье
После раздела Армении между Сасанидским Ираном и Римской империей ее территория стала постоянным предметом споров между двумя державами. Римляне и персы часто воевали между собой, захватывая друг у друга населенные армянами земли. В 395 г. единая Римская империя распалась на Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Восточная Римская империя, в состав которой входила и западная часть Армении, вошла в историю под названием Византийской (по названию древней греческой колонии Византий, на месте которой был основан Константинополь). Византийская империя продолжила территориальное противостояние с державой Сасанидов.

В 535 – 538 гг. византийский император Юстиниан I провел в империи административную реформу, согласно которой во всех ее провинциях вводились одинаковые законы. Реформа сильно ограничила полномочия и привилегии местной знати, что касалось и византийской части Армении. В то же время все византийские подданные получили одинаковые права в пределах своего сословия, независимо от места проживания. Армянская знать стала полноправной частью византийского нобилитета. В части Армении, принадлежавшей Византии, было учреждено четыре провинции: Армения Первая, Армения Вторая, Армения Третья и Армения Четвертая. В 582 г. в Византии пришел к власти император Маврикий, предположительно, армянин по национальности. В 591 г. византийская армия во главе с Маврикием нанесла поражение персам и захватила большинство территорий Иранской Армении до озера Ван. Так почти вся этническая территория армян отошла к Византии. В 629 г. очередной император-армянин Ираклий отвоевал у Ирана оставшиеся армянские земли, объединил Армению и предоставил ей широкое самоуправление. Фактически Армения превратилась в самостоятельное вассальное государство под византийским покровительством. В средние века религиозная принадлежность была главным критерием идентификации людей, и, получив равные права с остальным населением Византии, армяне не видели ничего плохого в сюзеренитете христианской державы. Правда, армяне принадлежали к монофизитской церкви, а большинство других византийских подданных – к ортодоксальной, однако в то время разногласия между церквями еще не достигли слишком глубокой степени.


Тем временем далеко на юго-западе от Армении – среди знойных аравийских песков, набирало силу  только что сложившееся на основе новой монотеистической религии – Ислама, государство Халифат. Прежде в Византийской империи и Иране арабы считались полудикими варварами, и их страна, лежавшая в стороне от важнейших торговых путей Востока, находилась как бы на обочине международной политики. Прежде совершенно разобщенные арабские племена, жившие в суровых и труднодоступных пустынных землях, правители передовых держав не воспринимали как серьезную силу в переднеазиатском регионе, хотя часто нанимали арабов – бесстрашных воинов, на армейскую службу. После проповеди Ислама пророком Мухаммедом (около 570 – 632) совершенной неожиданностью для правителей Византии и Ирана стало стремительное объединение всех арабских обществ под духовной сенью молодой религии, признающей власть лишь одного Бога и отменяющей все племенные и социальные разграничения. Недостаток в организации и вооружении арабских мусульманских воинов по сравнению с мощными армиями Византии и Сасанидов компенсировался их традиционной исключительной отвагой и глубочайшей преданностью идеалам своей религии, стремлением любой ценой установить божественные законы на максимально большей части всей земли. Распространяя исламский закон – шариат, арабские ополчения вторглись с юга в переднеазиатские владения Византии и Ирана, захватывая земли. Армии враждующих между собой великих держав не смогли оказать им успешного сопротивления. В 645 г. арабы начали захват Армении. В 50-е гг. VII в. вековая империя Сасанидов была полностью разгромлена мусульманскими воинами, все ее территории, в том числе сама Персия, стали провинциями Халифата, куда халиф назначал наместников. Захваченные мусульманами несметные сокровища Сасанидов и передовые технические достижения Ирана стали материальной базой для дальнейшего продолжения исламских завоеваний. К 661 г. Халифат установил свою власть над подавляющим большинством территорий Закавказья, которые были объединены в провинцию аль-Арминия (Армения). Ее центром был город Двин.

 Несмотря на название, в аль-Арминию входили не только армянские земли, но и Грузия, и Кавказская Албания (будущий Азербайджан). Первым ее наместником был назначен армянский князь Теодорос Рштуни. Армяне стали подданными мусульманского государства на правах зиммиев – пользующихся покровительством исламского правителя – халифа, немусульман. За это они платили особый налог – джизью. Как и все зиммии, армяне не могли занимать руководящих должностей, дававших им власть над мусульманами. Завоеванные земли, отшедшие в казну Халифата, облагались поземельным налогом – хараджем, который платили пользовавшиеся ими скотоводы и земледельцы. Управлять закавказской провинцией халиф назначал наместников из местного населения – остиканов. Систематической национальной дискриминации в Халифате не существовало: Ислам закреплял оценку человека по его вероисповедания и не придавал значения его национальной принадлежности. Поэтому армяне оказали заметное влияние на развитие культуры и науки в молодой империи. Широкую известность в Халифате приобрела династия врачей-армян Ибн-Бахтишу, чей родоначальник Джабраил сумел вылечить в 765 г. халифа аль-Мансура от болезни, перед которой оказались бессильны все другие именитые врачи державы. А его внук и тезка по инициативе халифа Харуна ар-Рашида основал в Багдаде первую больницу. В то же время армянская знать тяготилась своим второсортным положением. Неоднократно, особенно в первые десятилетия мусульманского господства, она инициировала восстания против верховной власти Халифата. В 705 г. арабами было казнено несколько сотен мятежных армянских аристократов.


Часть Армении, оставшаяся под властью Византии, управлялась наместниками Константинополя – куропалатами, фактически являвшимися в своих уделах полновластными правителями. Ашот I – первый, кто получил эту должность, основал в Закавказье княжество Тао-Кларджети. От него происходит знаменитый армянско-грузинский род Багратуни (Багратиони), к которому принадлежал и российский герой Отечественной войны 1812 г. П. Багратион. Армянская знать имела большое влияние при византийском дворе, и ее представители неоднократно занимали императорский трон. Армянином по национальности был и император Иоанн I Цимисхий (969 – 976), в 971 г. нанесший в Болгарии поражение войскам русского князя. 


Византия и Халифат постоянно враждовали за территории в Закавказье. При этом Византийская империя часто использовала своих союзников – хазар, создавших на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье сильное феодальное государство – каганат. Главным форпостом, защищавшим Закавказье от опустошительных хазарских набегов, был древний город Дербент между Каспийским морем и высокими горами Дагестана. В то время в нем располагались усиленные местными, в том числе армянскими, дружинами арабские гарнизоны. Летописец Мовсес Дашкуранци так описывает вторжения в Закавказье хазар: После ряда тяжелых войн, которые мусульмане вели с хазарами чуть ли не два столетия, в 854 г. полководцу Халифата Буга Кабиру – принявшему Ислам хазару, удалось нанести окончательное поражение Хазарскому каганату и взять с этого прежде сильного и грозного государства дань. После этого хазары перестали нападать на Закавказье, а через столетие – в 969 г., каганат был разгромлен войсками руссов и огузов и прекратил свое существование.


В X в. западная часть Закавказья, в том числе армянские земли, подвергалась нападениям союзных русских и норманнских флотилий, приплывавших от устья Днепра через Черное море. Грабительские нападения викингов были всегда неожиданными, и иногда они, высадившись на Черноморском побережье и перейдя через горы, вторгались в Кавказскую Албанию.


Тем не менее, в раннее Средневековье шло активное развитие армянской культуры, а Армения превращалась в одну из самых процветающих провинций Халифата. Власти мусульманской империи уделяли большое внимание культурному и научному прогрессу. В VIII в. Двин (по-арабски Дабиль) превратился в один из наиболее богатых и процветающих городов Ближнего Востока, чему способствовало его выгодное географическое расположение: на пересечении торговых путей, ведущих в Европу, Малую, Переднюю и Центральную Азию. Из Сирии, Аравии и Ирака купцы везли в Двин гончарные изделия, металлические предметы и ткани, вывозили же продукты питания. Здесь разводили кошениль, дающую красную краску, ткали дорогие шерстяные ковры. В Двине же находилась резиденция католикоса Армянской церкви, которая в этот период окончательно обособилась от ортодоксальной (православной), удерживавшей влияние в Византии, Грузии и на Руси. В центре кавказского наместничества Халифата возвышались грандиозные соборы.


Однако, власти Халифата, благосклонно настроенные к развитию материальной культуры, ревностно охраняли провозглашенный в Исламе основополагающий принцип – единобожие. В этом наиболее совпадали интересы мусульман и христианских церковных иерархов. Все, что могло повредить вере в народе в Единого Бога (языческие культы, отвлеченная от мусульманской или христианской религии философия), подвергалось преследованиям. Так же непримиримо преследовали религиозное вольнодумство власти и церковь Византийской империи. В Армении продолжала жить древняя персидская философия, осужденная как язычество в Халифате и Византии. После усиления влияния церкви она смешалась с христианским учением, и на ее основе возникли различные ереси, из которых особенно широкие распространение получили секты павликиан и тондракитов. В павликианстве отчетливо прослеживалось влияние древнего гностицизма – раннехристианского течения, в котором учение Христа и апостолов смешивалось с представлениями о мироустройстве, свойственными язычникам Передней Азии. 


Они считали, что мир имеет две основы: Добро, к которому относилось все духовное, и Зло, к которому относилось все материальное. Добро, по мнению последователей гностицизма, в том числе павликиан, это и есть Бог. А земной мир являл собой смесь элементов Добра и Зла, и задача человека была, идя навстречу воле Бога, отделить себя от всего злого (то есть, материального), предаваясь исключительному аскетизму и даже отказываясь от продолжения своего рода. В IX в. павликианство распространилось из Армении сначала на Анатолию (Малая Азия), а затем и по всей Византийской империи. Много павликиан появилось в Болгарии – постоянной «горячей точке» ортодоксальной державы. Объясняя все с гностических позиций, павликиане учили, что тело Христа было не настоящим, а только духовным подобием человеческого тела, отрицали Ветхий Завет Библии и многие церковные догматы и обряды. При этом они проявляли выраженную агрессивность к последователям ортодоксальной церкви, уничтожали иконы и образа, ломали кресты. На базе павликианства формировались оппозиционные византийскому двору течения. В 867 г. павликиане захватили город Эфес на западном побережье Анатолии и взяли в заложники ортодоксальных византийцев. Однако в 872 г. византийские войска разгромили павликианских повстанцев, предводительствуемых Хризохейром, и разрушили их главный оплот Тефрике в Западной Армении. Павликиан тысячами депортировали из византийской Армении в глубинные области империи, особенно в Италию и Болгарию.


Читать дальше


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"