ЧЕЧНЯ. В 2020 году исполняется 200 лет со дня открытия в станице Наурской первой станичной (сельской) школы. Об этом сообщают кандидат исторических наук О.Б.Емельянов и учитель истории СОШ №6 ст.Наурской Л.А.Емельянова в статье «Влияние военно-политической обстановки на состояние образования в станицах Терского левобережья в конце XVIII – первой половине XIX века».⠀
Как сообщают авторы в своем исследовании, в начале XIX века в казачьих станицах Северного Кавказа, расположенных на левобережье Терека, не было школ, учебных пособий и грамотных педагогов, в связи с чем подрастающее поколение получало первоначальные азы образования по церковным книгам в кругу близких.⠀
Но изменения, происходившие с развитием экономического уклада в жизни людей, требовали от населения все больших владений гражданской грамотой. Вместе с тем войсковые должности Терского левобережья прочно вошли в структуру вооруженных сил Российской империи и стали приравниваться к армейским офицерским чинам, на которые выдавались государственные патенты. В связи с этим с каждым годом возрастала потребность в грамотных казачьих офицерах. Возникла необходимость в канцелярских служащих, где постоянно осуществлялась переписка с военным руководством.
Сама жизнь привела к тому, что местное население, видя, что их дети, имевшие только домашнее образование, остаются в стороне от больших дел, начало самостоятельно принимать меры по открытию образовательных учреждений.⠀
Как сказано в вышеназванной статье, «первая русская школа на Северном Кавказе появилась в городе Кизляре, и первым учителем в ней был гребенской казак Захарий Бабский». Этот опыт оказался успешным. Вскоре были открыты еще две школы для мальчиков.
В 1811 году в Кизляре открылось приходское училище, впоследствии ставшее уездным. В нем преподавало несколько педагогов, имелась солидная по тем временам библиотека В 1811 году в Кизляре открылось приходское училище, впоследствии ставшее уездным. В нем преподавало несколько педагогов, имелась солидная по тем временам библиотека. Это сыграло определенную положительную роль, а также способствовало дальнейшему развитию грамотности как среди горожан, так и жителей близлежащих населенных пунктов.
Как утверждают О.Б.Емельянов и Л.А.Емельянова, первая известная станичная школа на Терском левобережье появилась в 1820 году. Располагалась она в станице Наурской в нескольких частных домах. Школа была открыта на средства зажиточных жителей станицы. Учителями в ней были наиболее грамотные казаки. До нас не дошли сведения о том, сколько в школе было учеников, по каким программам они обучались, но известно, что дети заучивали наизусть названия букв, потом складывали из них всевозможные слова.
Затем, в 1827 году, была открыта «гражданская» школа в станице Червленной, в 1835 году – в станице Шелкозаводской.
В станичных школах обучались не только дети казаков, но и северокавказских народов. Дети горцев при совместном обучении ближе знакомились со своими сверстниками,заводили дружбу друг с другом. Эта дружба нередко перерастала в долголетние кунацкие отношения, передаваемые из поколения в поколение. Как пишут Емельяновы, «одним из таких учеников был первый чеченский этнограф, написавший о своем народе на русском языке, Умалат Лаудаев, который обучался в одной из полковых казачьих школ, вероятнее всего, в станице Наурской».