Google знает о вас многое — возможно, больше, чем вы готовы ему доверить. И пользователю не всегда очевидно, к какой информации есть доступ у того или иного приложения. Вот шесть причин, почему популярный сервис «Google Карты» злоупотребляет своими возможностями и может нарушить приватность ваших данных.
1. Карты сохраняют, что вы ищете. Пользовательское соглашение описывает, как компания собирает данные, включая местоположение пользователя, для более быстрого и «персонализированного» взаимодействия. Проще говоря, это означает, что каждое место, которое вы искали в приложении — будь то строительный магазин, шашлычная или круглосуточный туалет — сохраняется и интегрируется в алгоритм поисковой системы Google на срок 18 месяцев. При этом данные о том, что вы искали в Картах, могут использоваться для персонализации поиска в браузере — и наоборот.
2. Приложение ограничивает возможности, если не дать ему доступ к вашим данным. Если вы откроете «Google Карты», то почти наверняка в верхнем правом углу увидите аватарку своего Google-аккаунта: приложение синхронизируется с вашими данными. Отключить это можно, выбрав пункт «Использовать Карты без входа в аккаунт». При этом вы не сможете сохранять интересные места в избранное, а при каждом прикосновении к строке поиска приложение предложит залогиниться, чтобы пользоваться всеми функциями.
3. Карты следят за пользователями. Ещё одна проблематичная функция — «Хронология». Она сохраняет все места, где вы когда-либо бывали со включёнными «Google Картами», и строит маршруты передвижения — их можно просматривать по дням. Приложение даже предполагает, на чём вы путешествовали — на конкретном автобусе, автомобиле или на своих двоих. Проще говоря, Google способна знать всё о передвижениях пользователей и хранить эти данные. Возможные ситуации, когда это может обернуться против пользователя (помимо неприятного ощущения, что за вами следят) — хакерская атака или запрос властей.
4. Google хочет знать ваши привычки. «Карты Google» часто просят поделиться мнением о посещённых местах: стоит вам забрать свой заказ из кафе, как уведомление предложит поставить оценку этому заведению, чтобы помочь другим пользователям. Это звучит как очень простая и невинная идея: рассказать о своём опыте, чтобы помочь другим решить, стоит ли идти в это место. На деле же идея в том, что данные о посещённых заведениях тоже привязывается к вашему аккаунту Google и хранятся до 18 месяцев. Это позволяет отследить, к примеру, что вы регулярно посещаете один и тот же адрес в одно и то же время.
5. Приложение требует постоянного подключения к сети. Помните GPS-навигаторы? Хотя они не всегда были очень удобны, они показали, что вам не нужен интернет, чтобы узнать, как добраться до нужного места. Многие картографические сервисы предлагают офлайн-навигацию, но не Google. Вы можете скачать карты нужного региона на свой смартфон, но пользоваться ими для составления маршрутов офлайн можно только для передвижения на автомобиле: пешеходам и велосипедистам не повезло.[
6. Всё ради рекламы. «Предоставление полезного и значимого опыта — это основа работы Google», — отмечается на сайте корпорации. Там же говорится, что по этой причине сервисам важно знать ваше местоположение: эти данные используются для безопасности, автоматического выбора языка — и, конечно же, для продажи рекламы. Google также предлагает рекламодателям возможность оценить, насколько хорошо их кампании достигли своей цели (то есть, вас) и как часто люди посещали их физические магазины — «анонимно и агрегированно» (то есть, напрямую ваши данные рекламодателю не передадут — ваша покупка будет обезличенной строчкой в отчёте). При этом открыто о рекламных функциях компания начала сообщать только после волны негатива пользователей, обеспокоенных приватностью своих данных.
Резюмируя: пользуясь этим бесплатным приложением, вы доверяете Google немало специфических персональных данных. При этом запретить сбор информации можно лишь частично и расположение этих настроек совсем не очевидно.