
Шесть стран, входящих в «Восточное партнерство» ЕС, пережили неспокойный год - от массовых протестов, имевших место в Беларуси, до войны между Арменией и Азербайджаном. Эти события должны побудить к переоценке того, как ЕС стремится взаимодействовать со странами восточного соседства, пишет Екатерина Лозька (Katsiaryna Lozka) на LSE.
Страны Восточного партнерства ЕС нестабильны как никогда. Антиправительственные протесты в Беларуси, боевые действия между Арменией и Азербайджаном, отступление от демократии в Грузии, растущая поляризация в Молдове и конституционный кризис на Украине привели к тому, что все шесть государств сейчас находятся на разном уровне смятения. Эти переплетенные друг с другом события предполагают, что в Европе происходят глубокие изменения, которые требуют пересмотра подхода ЕС к своим восточным соседям.
Первое большое изменение - возрождение Беларуси как политической нации. Протесты против режима Александра Лукашенко стали нормой жизни в Беларуси после спорных президентских выборов в стране 9 августа. Сопутствующий рост национального самосознания сигнализирует о том, что пути назад к предвыборному статус-кво нет. Даже если нынешнее противостояние останется неразрешенным, в белорусском обществе уже произошли глубокие качественные изменения.
Вторым важным событием стала эскалация боевых действий между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Еще неизвестно, в какой степени сохранится поддерживаемое Россией соглашение между двумя странами, о котором было объявлено 10 ноября. Тем не менее, оно вызвало протесты в Армении, предполагающие, что страна может столкнуться с политическим кризисом, спровоцированным военным поражением. В любом случае страх и недоверие между двумя сторонами будут продолжать нарастать, делая перспективу заключения мира на основе переговоров более призрачной, чем когда-либо.
При этом Минская группа ОБСЕ явно не способствовала переговорам между двумя странами. Отсутствие политической воли активизировать участие Запада в этом процессе и усиление присутствия России в регионе, подчеркнутое развертыванием миротворческих сил в рамках соглашения от 10 ноября, еще больше повлияет на баланс между Россией и Западом, включая ЕС.
В настоящее время возникают важные вопросы относительно актуальности Минской группы как главного многостороннего формата для обсуждения конфликта. Возможно, потребуется переосмыслить ее состав, но растущая роль России в том, что она считает своей сферой влияния, затруднит осуществление любых эффективных изменений, если они вообще возможны.
Третье изменение - это все более поляризованная и напряженная политическая среда в Грузии, Молдове и Украине - так называемых «лидерах» Восточного партнерства. Спорные парламентские выборы в Грузии вызвали протесты по всей стране, поскольку оппозиция утверждает, что страна отступает от демократического прогресса, достигнутого в последние годы. Между тем президентские выборы в Молдове еще раз подчеркнули укоренившуюся поляризацию, которая теперь характеризует политику страны.
Украина, со своей стороны, вступила в конституционный кризис после неоднозначного решения Конституционного суда страны отменить требование к государственным должностным лицам предоставлять декларации об их имуществе. Более того, политический ландшафт Украины был разрушен из-за резкого снижения рейтинга президента Владимира Зеленского, что свидетельствует о том, что электорат страны теряет веру в ее правительство. Эти негативные события еще больше усугубляются продолжающейся пандемией Covid-19. Таким образом, реакция ЕС на откат от демократии и политическую нестабильность в трех государствах примечательна своим отсутствием.
Восточное партнерство
Какие последствия эти события имеют для ЕС? Во-первых, многочисленные кризисы и изменения требуют дальнейшего переосмысления принципов Восточного партнерства, лежащих в основе подхода ЕС к региону. Хотя обзор политики соседства ЕС в 2015 году призвал к более дифференцированному и индивидуальному подходу к соседям, эта политика по-прежнему не соответствует четкому стратегическому видению, обеспечивающему надлежащий баланс между интересами ЕС (такими как стабильность) и ценностями (такими как как демократия) в регионе. События в Беларуси, в частности, показывают, что интересы и ценности ЕС неразрывно связаны. Однако еще предстоит найти более последовательный подход ЕС к тому, как примирить эти два аспекта.
Во-вторых, существует растущая потребность ЕС в обеспечении поддержки гражданского общества в странах Восточного партнерства. С одной стороны, откат от демократии обещает сделать среду более сложной для тех, кто продвигает демократические реформы. С другой стороны, это может привести к большему толчку со стороны ЕС, чтобы поддержать этих участников и помочь им.
В-третьих, это измерение региональной безопасности. Реакция ОБСЕ на кризис в Беларуси и эскалацию нагорно-карабахского конфликта не была ни видимой, ни эффективной. Организация осталась в стороне, несмотря на то, что она представляет собой единственный форум европейской безопасности, который может объединить членов евроатлантического сообщества и Россию. Это делает потребность ЕС и России в выработке общих руководящих принципов взаимодействия и сотрудничества в их общих соседях еще более актуальной.
События, которые мы наблюдали в течение 2020 года, ставят перед ЕС двоякую задачу. Во-первых, ЕС должен поддержать демократические преобразования по инициативе местных жителей. Кроме того, негативные тенденции, которые наблюдались за последний год, должны побудить к переоценке того, как ЕС может стимулировать внешних игроков без предложения членства и усилить поддержку гражданского общества. Связанный с этим вопрос заключается в том, что отступление от демократии в самом ЕС угрожает легитимности Союза как ценностно-ориентированного субъекта в регионе.
Во-вторых, глобальная пандемия и ее негативные социально-экономические последствия вынуждают ЕС прибегать к политике, более ориентированной на внутренний рынок. Рост популизма и крайне правых партий по всей Европе также направляет внимание ЕС на внутренние вызовы и проблемы. С учетом этого ЕС не должен оказаться в состоянии опасного самовосприятия, поскольку безопасность его восточных соседей необходима для стабильности и мира на его границах.
checheninfo.ru