КБР. Ислам в роли идеологического знамени в антиколониальном движении на Северном Кавказе в 1790-1860-х годах оказался востребованным и в годы революции и гражданской войны на Тереке (1917-1920) - всего лишь через полвека после окончания Кавказской войны. Используя лозунг газавата (т. е. малого джихада - вооруженной борьбы), многие религиозные деятели Чечни, Дагестана, Ингушетии создавали шариатские объединения - политические и военные, выступавшие против «неверных»: интервентов, белоказаков,
Добровольческой армии Деникина. Большевики умело использовали эти национально-освободительные движения, осуществлявшиеся под религиозным флагом. Шариатские полки входили в состав революционной армии Н. Ф. Гикало, ряд членов РСДРП были проведены большевиками в правительство «шариатской монархии» эмира Узун-Хаджи (осень 1919 - февраль 1920 гг.).Так как социальная справедливость, по мнению мусульман, и духовная, и политическая власть неразделимы, то Катханов последовал девизу «Чтобы исполнить духовную миссию в мире, необходимо пользоваться политической властью».
В Кабарде и Балкарии единство революционных сил было обеспечено созданием 1 Ударной шариатской советской колонны под командованием Назира Катханова (1891-1928), сыгравшей решающую роль в становлении Советской власти на Тереке.
Почему именно Назиру Катханову с его обращением к религиозному сознанию удалось увлечь своими идеями значительное число соотечественников? Для того, чтобы понять это, обратимся к источнику его мировоззрения.
В период между февралем и октябрем 1917 года национальная интеллигенция Северного Кавказа была охвачена революционной романтикой. Возрождались надежды горских народов на возможность освобождения от колониальной зависимости, и активизировалась деятельность просветительских течений в национальных областях края.
С 1911 года в Кабарде стали распространяться идеи Адама Дымова и Нури Цагова, видевших историческую перспективу для своего народа только в его просвещении: создании кабардинского алфавита, распространении грамотности, обучении детей независимо от их социального происхождения и материальных возможностей. Важным в их деятельности было то, что обычная форма обучения в примечетских школах - медресе обновлялась новым содержанием. Коран следовало здесь изучать, переводя его на родной язык, а программа обучения обогащалась новыми светскими дисциплинами: историей Кабарды, географией, естествознанием, кабардинским языком и др. Сеть примечетских школ, принявших новую методику преподавания, в современной исторической литературе объединена под названием Баксанского просветительского центра.
После февральской революции в Нальчике была открыта общекабардинская учительская новометодная семинария - духовный преемник баксанского культурного движения. Ее отличали просветительские идеи высокообразованных в восточном духе преподавателей и демократичный социальный состав студентов. В эту семинарию был приглашен преподавателем арабского языка один из «баксанской плеяды» учеников медресе Назир Катханов.
Таким образом, очевидно, что мировоззрение одного из лидеров национально-демократического движения опиралось на ислам с его принципами высшей справедливости и равенства всех перед Богом. А так как социальная справедливость, по мнению мусульман, и духовная, и политическая власть неразделимы, то Катханов последовал девизу «Чтобы исполнить духовную миссию в мире, необходимо пользоваться политической властью».
Для решения вопросов о национальном самоопределении кабардинцев и осуществлении политических и социально-демократических преобразований он выбирает шариат - «верный путь». Причем, шариат не представлялся косной догмой, а трактовался в духе времени. Основной смысл своего движения Катханов видел в «счастье своего народа, тех, кто трудится от зари до зари и никого не обижает». Т. е. справедливой властью является та власть, которая может обеспечить мирную жизнь и достаточно земли для основной массы населения Кабарды - крестьянства.
Подобная идейно-политическая платформа, замешанная на исламских этико-правовых идеалах, сплотила вокруг Катханова молодых представителей духовной интеллигенции. В источниках первые упоминания о кавалерийском отряде из сохст-учеников медресе появляются в сентябре 1918 года в связи со взятием им Нальчика. Долгое время у нас не было определенного ответа на вопрос, каким образом Катханову удалось в считанные дни сентября создать многочисленную шариатскую колонну - ударную силу революции в Терской области.
Внимательное изучение документов позволяет сделать вывод о существовании уже с весны-лета 1918 года кавалерийской сотни, которая и явилась ядром будущего войска. Она состояла в основном из учащихся и выпускников Баксанского духовного училища и Нальчикской семинарии. Под командованием Катханова она контролировала несколько сел, получая продовольствие от их жителей, пропагандируя свои идеи и обеспечивая населению защиту в нестабильной обстановке участившихся грабежей и разбоев.
Во многих деталях и атрибутах структура и функции этого отряда напоминают северо-кавказские традиционные мужские объединения: «станы наездников»; «союзы пахарей, пастухов» и т. д. Для них характерны устройство временных лагерей, военно-походный быт, принятие функций защитников общества от неприятеля, использование тайных языков, обращение к населению за продовольственной поддержкой, строгая дисциплина и беспрекословное подчинение избранному лидеру - тхамаде, особый караул у знамени объединения, символизирующем его идею. После упрочения мусульманской религии в Кабарде и Балкарии особое развитие получили объединения учащихся примечетских школ, которые можно рассматривать как видоизмененных преемников традиций мужских союзов. По аналогии с прежними их стали называть «сохъстэ пщыIэ» - «станом студентов».
Таким образом, сочетание знакомых традиционных форм с религиозным мировоззрением ислама в реальной политической ситуации начала гражданской войны на Тереке привело к образованию войска, поднявшего зеленое знамя в борьбе за социально-политические преобразования.
Кульминационным моментом гражданской войны в Терской области является объявление в августе 1918 года Нальчикским народным Советом политики нейтралитета. Это происходит в период, когда в центральных районах России растет противостояние большевикам. С одной стороны, это так называемая «демократическая контрреволюция», объединяющая умеренно-социалистические силы. В условиях Кабарды и Балкарии она была представлена Окружным Народным и Кабардинским Национальным Советом, национальной буржуазией и интеллигенцией во главе с Таусултаном Шахмановым. С другой стороны, это «военно-патриотическая контрреволюция», создавшая на Юге России Добровольческую армию.
В Нальчикском округе серьезную поддержку ей окажет «Отряд Свободы» Заурбека Даутокова-Серебрякова, который состоял в основном из его сослуживцев по Кабардинскому конному полку, связанных со своим командиром общими боевыми воспоминаниями по первой мировой войне. Даутоков-Серебряков разработал программу партии «Свободная Кабарда», связывавшую идею этнотерриториального суверенитета с созданием национального войска и вооружением каждого кабардинца.
Итак, в августе 1918 года Таусултан Шакманов, возглавлявший Кабардинский национальный и Окружной Народный Советы, объявляет нейтралитет по отношению ко всем воюющим сторонам «для удержания горцев от братоубийственной войны». Для разъяснения этой политики и «выяснения возможности предотвращения дальнейшей братоубийственной войны» 16 августа 18 г. на заседании Совета было предложено разослать делегатов к З. Даутокову-Серебрякову, к белоказакам Г. Бичерахова, во Владикавказ к большевикам и в областной народный Совет. Одним из делегатов был член Духовного и Окружного народного Советов Назир Катханов.
Незадолго до этого его отряд встретился с небольшой группой осетинских большевиков-керменистов в селе Докшоково. В условиях блокады Дигории белыми (Даутоков-Серебряков, Кибиров, Бичерахов) керменисты испытывали определенные трудности с оружием и боеприпасами, для получения которых в Пятигорск выехала делегация, замаскированная под торговцев. Задержанные в Докшоково катхановцами осетины затруднялись в определении политической ориентации Катханова, явно опасаясь и столкновений на религиозной почве. Но в результате осторожного выяснения взглядов друг друга стороны пришли к соглашению, которое было закреплено письменным договором.
Основные его положения заключаются в следующем. Осетины от имени своего Реввоенсовета, Катханов от имени кабардинского народа (!) обязуются создать объединенный отряд из кабардинцев-мусульман и осетин-керменистов для борьбы с Даутоковым-Серебряковым и низложения власти Кабардинского национального Совета, что привело бы к снятию блокады с Владикавказа.
Этот документ утерян, но сохранилось свидетельство участника этих событий с осетинской стороны Тараса Созаева о том, что документ был составлен в августе 1918 в двух экземплярах и скреплен печатью Докшоково. Это подтверждается и сообщением в газете «Революционный горец» за 10 ноября 1918 о том, что «осетинская пробольшевистская организация "Кермен", находившаяся в Харистиановское, имела официальный договор борьбы за Советскую власть с представителями кабардинского народа, подписанный обеими сторонами».
Таким образом, когда Катханов в составе делегации «нейтралитета» встречался с владикавказскими большевиками, он уже имел на руках сепаратный договор.
Именно такая хронология событий позволила Северо-Кавказскому ЦИК тактически мудро использовать для объединения всех усилий в борьбе с политическими противниками народного религиозного движения, цели которого совпадали с политикой большевиков по пунктам: национальное самоопределение, социальные преобразования в деревне, свобода совести и народовластие.
Тем временем в середине сентября 1918 Таусултан Шакманов пытается договориться с Даутоковым-Серебряковым о прекращении им боевых операций в районе русских хуторов и остановить его продвижение к Нальчику. На это Серебряков отвечает ультимативным требованием к съезду народов Нальчикского округа принять его программу. Беспокойство Шакманова вызывает и активность Катханова по кабардино-осетинской границе, где в селе Каголкино формируется объединенный отряд.
Отряд из 25 человек, прибывший для ареста Катханова, сам был арестован его бойцами. Предписания Кабардинского Национального Совета не были выполнены. Таким образом, благородная идея нейтралитета расползалась по швам, не выдерживая проверки практикой. Три реальных политических лидера: Шакманов, Серебряков, Катханов, имевших вроде бы схожие цели, - пошли к их достижению разными путями и имели различную поддержку в массах.
Популярность Катханова была столь велика, что от Каголкина, где объединились кабардинцы и осетины, до Нальчика силы отряда возросли в десять раз. «Революционный подъем в кабардинских селах был столь велик, - вспоминал Тарас Созаев, - что уже под Нальчиком наш объединенный отряд разросся до 3500 - 4000 всадников. Из каждого села к нам навстречу выходили огромные толпы, горячо приветствуя революционный отряд».
Михаил Боттоев, участвовавший в военных действиях осенью 18-го года на территории Кабарды (Каголкино, Аргудан, Хату-Анзорово, Кайсын-Анзорово) против отрядов Даутокова-Серебрякова и Кибирова, дополняет: «В этих селах все знали Катханова как инициатора совместных действий, и поэтому наш отряд каждый раз пополнялся не менее чем на 500 вооруженных бойцов. Тогда же пришлось мне убедиться в непоколебимой вере и любви трудящихся Кабарды к Катханову. Его имя знали даже дети».
Желание населения сотрудничать с катхановцами проявлялось и в готовности обслуживать эту многочисленную конницу, предоставляя всадникам ночлег и пропитание, а лошадям - фураж.
Катханов сформировал из кабардинцев-мусульман и осетин сильный отряд, вложив в руки бойцов важное идеологическое оружие - религию. Девиз его движения гласил: «Да здравствует Советская власть и шариат!»
Между 22 и 24 сентября Катханов вступил в Нальчик, в результате чего состоялся бескровный переворот. На экстренном совместном заседании Нальчикского окружного, Духовного и Кабардинского национального Советов он потребовал передачи всех дел по округу Военно-революционному Шариатскому Совету. Назир Катханов выступил с речью, где, в частности, говорил, что «в то время, когда другие мусульманские народы обливаются кровью с борьбе с казачеством, кабардинский народ объявил нейтралитет, что не должно быть по шариату, что в бытность свою в Ингушетии, как член мирной делегации, ему ингушским духовенством объявлено было, что если кабардинцы не выйдут на защиту Советской власти и против казачества, то кабардинский народ будет объявлен изменником народного дела».
Революционный военно-шариатский совет как орган власти был беспрецедентным учреждением, в котором Назир Катханов надеялся совместить идеологию ислама с большевистской политикой. В Шариатском реввоенсовете был создан специальный отдел, который должен был заниматься вопросами, так или иначе связанными с мусульманской религией: судопроизводством по шариату, обучению детей Корану, мечетями и пр.
Читать дальше
checheninfo.ru