ЧЕЧНЯ. Шейх Мансур (арабск. «Победоносный») - крупный военный, религиозный и политический лидер кавказских горцев конца XVIII века. Шейх Мансур (1765 - 14 апреля 1794), или как его называют в народе, Ушурма родился по одним данным в 1765 г., по другим в 1760 году в селении Алды Большой Чечни. Подробности происхождения как его самого, так и его учения до сих пор малоизучены, однако точно известно, что происходил он из тейпа Элистанжхой (отец Мансура Шаабаз был родом из этого села).
Движение шейха Мансура (1785-1791). Шейх возглавил восстание в 1785-ом году. Основными целями восстания стали борьба с колониализмом и искоренение адатов, противоречащих мусульманским законам. Движение быстро охватило весь Северный Кавказ. После серии удачных походов на протяжении ряда лет, силы Мансура истощились, и он с последними отрядами укрылся в занятой турками Анапе. 22 июня 1791 года, в ходе штурма и взятия российскими войсками Анапы, от разрыва снаряда на Мансура обрушилась стена. Когда его нашли солдаты, он был в бессознательном состоянии, но не выпускал из рук свою саблю. Чтобы забрать ее, солдатам пришлось отрубить Шейху пальцы. Уже в плену, когда на «суде» Мансуру в обмен на свободу предложили признать свою борьбу «злодейством по принуждению», Шейх ответил категорическим отказом и заявил, что если он вырвется на свободу, то примется за борьбу с ещё большей силой. В итоге первый Имам Кавказа был приговорен «за возбуждение народов гор против России и причинение большого ущерба Империи» к пожизненному заточению и отправлен под усиленной охраной в Шлиссельбургскую крепость в Санкт-Петербурге.
Екатерина Великая и Мансур Победоносный. Весть о пленении вождя горцев взбудоражила столицу. Желающих увидеть знаменитого горца было много. Пожелала видеть его и императрица. Легендарного чеченца доставили в Царское Село. Было обеденное время, когда Мансура привезли в резиденцию Екатерины II. Появился Потемкин. Наслышанная о молодом человеке Екатерина объявила, что хочет пообщаться с пленником. Зная слабости императрицы, Потемкин не мог допустить этой встречи. «Матушка, он вам всю обедню испортит. Взгляните на него лучше из окна», - посоветовал он. «Обаяние этого загадочного человека было так велико, что все верили в его чары, и приближенные Екатерины Великой отговорили ее от личной беседы с ним», - отмечает по этому поводу историк Г. Прозрителев. Придворный А. В. Храповицкий, секретарь императрицы, наблюдал и записывал все, что происходило при дворе. События того дня, когда имам появился в Царском Селе, он внесет в свой дневник: «6 июля 1791 года привезли в Царское Село Шейха Мансура, взятого в Анапе ... и нам он стоит до 30 тысяч войска. После обеда водили его близ колоннады, и Государыня изволила его видеть».
Рассказывают, что благородный красавец со спокойными взором и горделивой походкой произвел на Императрицу большое впечатление. Ею было дано распоряжение - в случае, если горский вождь раскается в содеянном, вынести ему приговор и оставить на постоянное жительство в России. Чуда не случилось - имам не раскаялся, как это сделал почти семьдесят лет спустя другой Имам - Шамиль. Первый Имам Кавказа умер в Шлиссельбургской крепости 14 апреля 1794 года и погребен на Преображенской горе близ Санкт -Петербурга.
Авантюрная версия о происхождении Имама. Некоторое время (с легкой руки генерал-лейтенанта русской армии немецкого происхождения, военного историка Василия Потто) считалось, что шейх Мансур - итальянский авантюрист Джованни Батиста Боэтти, уроженец Монферата и сын нотариуса, который несколько лет провел на Ближнем Востоке. Подогрела миф об итальянском происхождении Шейха и статья в журнале «Русская мысль» за 1884 год «Авантюрист XVIII века», в которой повествовалось о похождениях на Кавказе некоего итальянца Боэтти, выдававшего себя за пророка Мансура и умершего в Соловецком монастыре в 1798 году (считается, что именно отсюда и пошла легенда о Соловецкой судьбе Шейха). Однако, достоверно установлено, что Шейх - чеченец и происходил из тейпа Элистанжхой. Некоторое время семья жила в селе Хаттуни, чуть позже Шаабаз, вместе с братьями Эламхой и Шахабом, обосновался в селе Алды, где и родился Мансур. Также известно, что у Мансура было два брата (Танти и Тыча). Был он женат на Чачи, от которой у него на момент его ареста было трое детей - сын Яса (8 лет), и две дочери Рагмет (4 года) и Намет. Не вызывает сомнения и факт его заточения именно в Шлиссельбургскую крепость, где и он скончался на четыре года раньше его итальянского двойника и был тайно похоронен на Преображенской горе недалеко от города.
К слову, видный русский ученый и политический деятель, лидер советских историков 20-ых гг. прошлого столетия, академик АН СССР и «глава марксистской исторической школы в СССР» Михаил Покровский считал имама Мансура, возглавившего антифеодальное и антиколониальное движение народов Северного Кавказа в I785-I79I гг., первым кавказским революционером.
Память. В 1830 году в своей книге «Путешествие в Черкесию» Эдмонд Спенсер зафиксировал посвящённую шейху Мансуру песню, исполняемую местными жителями, и описал Мансура как героя всего Кавказа. С тех пор о первом Имаме создано множество музыкальных и литературных произведений. Имя Шейха живет в многочисленных песнях «Илли», в устных преданиях и легендах чеченского общества. Живет оно и в песнях в исполнении чеченских бардов. На малой родине Мансура в поселке Алды (Шейх-Мансуровский район современного г. Грозного) на «Белой мечети» имени Шейха Мансура установлена мемориальная плита. Такая же плита установлена и на улице имени Шейха Мансура в дагестанском Хасавюрте. В 2014 году на Алдынском кладбище установлен памятник (чурт) шейху Мансуру как уроженцу Алдов погибшему на чужбине. Улицы имени Шейха Мансура находятся в гг. Грозном, Шали, в Хасавюрте, в с. Кадыротар (Республика Дагестан), а также в сс. Знаменское, Иласхан-Юрт, Коби и в Шелковском районе ЧР.