ЧЕЧНЯ. В XVIII в. общественно-политическое устройство представляло собой следующую картину: в предгорно-равнинной полосе Чечни располагались общество Качкалык (Гиачалакха), часть аулов которого призывала для управления аксайских князей; Брагунское княжество; крупное Чеченское владение (находилось под управлением князей Турловых); Герменчик, Шали (оба селения в середине XVIII в. короткое время считались подвластными князю Девлет-Гирею Черкасскому, которого пригласили сами чеченцы); Гехи и др. В конце XVIII в. по левому берегу Терека вырастает цепь чеченских аулов, в которых по преимуществу правили княжеские фамилии.
Горную Чечню составляли общества Аьккхи, Маьлхи, Майста, Нашха, Пешхой, Чаьнти, Шатой, Чебарлой и др.
К самостоятельности стремились крупные карабулакские общества Цечой, Мержой и Орстхой. С середины XVIII в. значительная часть карабулакских селений признавала какое-то время главным правителем эндерийского князя Муртазали-Хаджи. Он почти не вмешивался в их внутренние дела, а только представлял интересы карабулаков перед царскими властями на Тереке.
В Ингушетии выделялись объединения горных аулов Джейрах, Цори, Галгай, Фяппи; на равнине сформировалось общество Ангушт. Некоторые равнинные ингушские аулы порой признавали сюзеренитет кабардинских княжеств.
Вайнахские общества были неравнозначны по количеству аулов и населению, по размерам занимаемой территории и по уровню своего социально-экономического развития.
В аульной общине каждое кровнородственное объединение (мелкое - семья, более крупное, состоящее из нескольких или ряда семейств, - "гар", "некъе", "тайпа") имело своих старших представителей, вместе составлявших аульный совет. Главные вопросы жизни села решались на общих сходах, в которых принимало участие все мужское население, начиная с 15-летнего возраста. Женщины были лишены права голоса.
"Тайп" не был родоплеменной организацией, а являлся как бы своеобразным землячеством выходцев из разных горных аулов на плоскости. Вместе с тем "тайпы" превращались в своеобразные объединения феодального типа, имевшие свою организацию.
Отдельные аулы входили в территориальные объединения с другими, создавая таким образом так называемые "вольные общества", складывавшиеся в границах ущелья, плоскогорья или речных долин. Совет общества решал вопросы войны и мира, взаимоотношений с соседями, установления новых законов и т.д. Этим установлениям подчинялись все, независимо от того, князь он или последний холоп.
В XVI-XVIII вв. известны случаи, когда собирался совет представителей всей страны - "мехк-кхел" - для решения вопросов, касающихся судеб народа.
Возрастает роль духовенства в общественных делах, особенно в XVIII в. (муллы, кадии, хаджи). Оно стремилось к смене обычного права - адата - сводом мусульманских законов - шариатом.
На собраниях любого уровня верх одерживали представители богатых и сильных фамилий, перед волей которых склоняли голову даже князья. В условиях существования отдельных обществ в Чечено-Ингушетии князья выступали зачастую главами общества и аульных общин. Вместе с тем они имели в аулах своих владений право суда и штрафа, небольшую дружину, узденей-вассалов. Из них выделялись "главные" и "ближние" уздени типа управителей при княжеской особе. Таким образом, налицо была (хотя и слабая) княжеская администрация.
"Вольные" общества и княжеские аулы у вайнахов в XVI-XVIII вв. оставались суверенными (то есть независимыми друг от друга) в политическом отношении. Однако именно в этот период стала усиленно нарастать национальная консолидация. Политическая самостоятельность общин и обществ объяснялась своеобразием типа хозяйства, натуральным способом производства, когда каждая община удовлетворяла свои потребности, не обращаясь к соседям. С развитием товарно-денежных отношений в крае происходили разложение феодального общества, усиление взаимосвязей отдельных районов.