ЧЕЧНЯ. В целом социальная иерархия вайнахов в XVI-XVIII вв. была сложной. Здесь шел процесс зарождения феодальных отношений. В юридическом отношении все коренные вайнахи являлись свободными людьми и называли себя "уздени" (то есть благородные, независимые). Они пользовались всеми гражданскими правами. Зависимая часть населения - холопы, ясыри, "работные люди", вольноотпущенники - формировались главным образов из пленных и их потомков.
В то же время в XVI-XVIII вв. имелась титулованная аристократия, но не во всех районах, а главным образом на равнине. Так, к группе "эли" (князья) относилась, например, фамилия Окоцких - Ушурма, Ших, Батай и др., имевшие дружину, своих вассалов-узденей - "лучших" и "задворных", то есть живущих у двора князя. Они правили как самостоятельные правители ("Окоцкая земля").
В Дарьяльском ущелье в XVI в. находились владения вайнахского феодала Салтан-мурзы. В середине XVII в. в низовьях Аргуна с центром в Чечен-ауле возникло княжество мурз Турловых - выходцев из Гумбета (Дагестан), приглашенных чеченцами для того, чтобы они взяли на себя управление.
Некоторые знатные чеченские фамилии вызвались было управлять ими, но чеченцы отвергли их предложения из опасения утратить под аристократической властью сородичей независимость и сделаться жертвою несправедливых действий со стороны элий (князей).
Между аулами возникали поземельные споры, оканчивавшиеся нередко кровопролитием. Это заставило чеченцев искать над собою власти чуждого, но единоверного им владетеля.
Очеченившаяся княжеская фамилия Турловых к XVIII в. разделилась на несколько ветвей. На уделы распалось и само Чеченское феодальное владение. Князья имели в чеченских аулах выделенные им обществом участки земли, для обработки которых и для домашних нужд содержались холопы. Верхушка местного населения входила в число княжеских дворян (узденей, вассалов князя). Однако власть Турловых в Чечне была далеко не равнозначна власти дагестанских или кабардинских князей. Чеченцы слушались их неохотно, зачастую убивали или изгоняли со своих земель.
Масса свободного крестьянского населения именовала себя узденями и считалась равноправной, но она была неоднородной в социальном отношении. В XVIII в. в их среде называют "лучших", "начальных" людей. В XVIII в. верхушка узденства имела значительное количество земли, скота и пыталась эксплуатировать беднейшую часть узденства и холопов. Большое влияние имели старшины чечено-ингушских аулов, избираемые из богатых семейств. Порой эта общественная должность становилась наследственной.
В XVI-XVIII вв. вырос и новый слой социальной верхушки - мусульманское духовенство. Муллы и кадии распоряжались зякетом (десятина с доходов), получали различные подношения. Мечети имели собственные земли и скот - "вакуф". Усиливалась и торговая прослойка из местного купечества - "совдегар".
Масса среднего узденства распоряжалась основной частью земель и сенокосов на правах частной собственности. Эту землю крестьянин мог продать, подарить, передать по наследству. Общинная или аульная собственность касалась только пастбищ и лесов, окружавших данный аул. Рядовые общинники, потеряв по разным причинам землю, порой уходили на свободные земли по Тереку и Сунже, отправлялись на заработки в Кизляр и Моздок.
checheninfo.ru