ЧЕЧНЯ. В Чеченском государственном драматическом театре начались репетиции новой постановки шекспировской пьесы режиссера Романа Мархолиа Год назад на Всероссийском фестивале национальных театров «Федерация» Р.Мархолиа провел мастер-класс по «Режиссуре и актерскому мастерству» с участниками фестиваля, и таким образом познакомился с актерами чеченского театра. Он был впечатлен тем, как работают актеры, и предложил директору и художественному руководителю театра Хаве Ахмадовой поставить «Отелло» в национальном театре на чеченском языке.
Роман Мархолиа работал главным режиссером Ярославского театра юного зрителя в 2007–2009 гг. Имеет опыт постановок во многих городах России и странах ближнего зарубежья. Автор российских и международных проектов в театре, кино и на телевидении. На сей раз режиссер выбрал для воплощения своего замысла произведение, наполненное трагическими столкновениями, своеобразием характеров, острым содержанием, где противоборство героев требует не только пластического воплощения, но и мощи душевных сил.
Подбор актеров на роли состоялся в стиле кастинга, то есть режиссеру важно было посмотреть всю труппу, в основном молодых актеров. «Подбор актера на роль – это непростой и очень ответственный момент. А самое главное – это создание актерского ансамбля. Девяносто процентов успеха будущего спектакля зависит от правильного распределения ролей», – поделился Роман Мархолиа.
Пьеса В. Шекспира «Отелло» – это всемирно известная трагедия. Премьера первого чеченского «Отелло» с оглушительным успехом прошла в 1973 году в чеченском театре имени Ханпаши Нурадилова. Роль Отелло блистательно сыграл заслуженный артист РФ Хамид Азаев.
На данном этапе идет читка пьесы и проба актеров на главную роль. Разбор пьесы режиссер посоветовал артистам начать с русского текста (перевод Б.Пастернака), чтобы с правильным представлением о пьесе перейти на чеченский язык. Пьесу с русского языка на чеченский переводил писатель, заслуженный работник культуры ЧР Абу Исмаилов.
Актеры чеченского театра с большим интересом наблюдают за работой режиссера, принимая в этом процессе активное участие. Метод работы Мархолиа состоит в том, что, начиная с периода читки пьесы, он не диктует и не навязывает свое видение – просто проговаривает его вслух, а предлагает модель творческого диалога артистам, давая каждому из них возможность высказаться и показать свои силы.
«Сидящая фигура может мешать нахождению верного самочувствия, слова будут звучать фальшиво», – отмечал К.С.Станиславский.
Роман Мархолиа советует актерам не сидеть на одном месте во время застольного периода, чтобы не создавать ненужных зажимов. Сам режиссер всё время в стремительном движении, он работает с полной отдачей, не экономя себя, и требует этого от артистов. Каждая репетиция с Мархолиа превращается в настоящее зрелище.
«Этот спектакль должен быть зрелищным, а не психологическим. Не от сердца, а от ума», – объясняет он.
В спектакле актеры будут петь, танцевать, а также играть на разных инструментах. Музыкальной подготовкой артистов будет заниматься солистка ЧГФ им.А.Шахбулатова, заслуженная артистка ЧР, сопрано, педагог по вокалу Мария Юрьева. Над спектаклем режиссер-постановщик Мархолиа будет работать со своей командой, в состав которой входит художник-постановщик Владимир Ковальчук, художник по костюмам Фагиля Сельская.
Премьера спектакля должна состояться осенью этого года, он также будет представлен на III Всероссийском фестивале национальных театров «Федерация». Кому достанется роль ревнивого венецианского мавра Отелло, и как прозвучит Шекспир в интерпретации Романа Мархолиа на сцене Чеченского государственного драматического театра, зритель сможет увидеть очень скоро.