Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ДАГЕСТАН. Дагестанские ковры – отдельный видсамобытного искусства


Просмотров: 889Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ДАГЕСТАН.  Дагестанские ковры –  отдельный видсамобытного искусстваДАГЕСТАН. Дагестанские ковры – это отдельный вид нестареющего самобытного искусства, дошедшего до нашего времени сквозь века. Полотна, которые мастера вручную ткут сегодня, практически на 100% сохранили технологию изготовления и узоротворчества, разработанную сотни лет назад. Ковры выполняли самые разные функции. Младенцам покрывали люльки специальными ковровыми накидками, невестам ковры давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах. Ими покрывали глиняный пол, утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. После проникновения ислама в Дагестан появился такой вид ковров как намазлык — небольшой коврик для совершения молитвы. Помимо практических целей, ковер также привносил эстетику в монохромные жилища горцев.

Точной даты возникновения ковроделия в Дагестане указать нельзя, но известно, что древний человек на территории Дагестана начал заниматься ткачеством примерно в III - II тыс. до н. э. Это подтверждают многочисленные археологические находки в виде фрагментов керамики с отпечатками полотна, тлен от шерстяной подстилки из Паласасыртского могильника (IV - VI вв. н.э.), а также различные по форме пряслица из могильников эпохи бронзы (II тыс. до н. э.) и железа (I тыс. до н. э., найденные в Южном Дагестане. Похожие пряслица использовались мастерицами в некоторых районах Дагестана как основной инструмент для изготовления пряжи вплоть до середины 20 века.

Процесс создания ковра трудоемкий. Шерсть для ковра осенней и весенней стрижки проходила несколько стадий подготовки. Сначала шерсть мыли, сушили, перебирали, далее расчесывали и скручивали в пряжу. Затем пряжу окрашивали путем кипячения вместе с различными натуральными красителями. Это одно из уникальных преимуществ дагестанских ковров — цвет, полученный из коры, листьев, корней растений, не подвергается обесцвечиванию и позволяет ковру служить до 300-400 лет, в то время, как красители из Персии держатся 150-200 лет.

Излюбленными цветами дагестанских ковров был красный и синий, символизирующие основные природные стихии. Необходимый цвет ковровщицы получали из листьев, коры, корней различных растений. Красный и его оттенки (от светло-розового до малинового) давала марена. Синий получали из привозного индиго, желтый добывали из луковой кожуры, коры барбариса, зверобоя, душицы. Кожица и кора дерева ореха давала большой спектр цветов: светло-желтый, болотный, коричневый, черный.

Бурному развитию ковроделия на юге Дагестана способствовало три фактора: 
  • первый фактор — близость Ирана (то есть Персии); 
  • второй – то, что здесь проходил Великий шелковый пут; 
  • третий – широкое распространение Ислама.
На протяжении нескольких веков центром торговли на Кавказе был город Дербент, которые служил форпостом между Западом и Востоком. Город был входил в маршрут Великого шелкового пути. Несомненно, что это придало толчок развитию всех ремесел, особенно, ковроделию. К тому же, многие торговцы знали, что именно в Дербенте можно было найти шерстяные нитки самых разных цветов и окрасок (местные ремесленники научились получать естественные красители из кустарников и трав). Всемирной известности добились ковроделы-табасаранцы. Но, было бы удивительно утверждать, что только табасаранцы имеют традиции ковроделья. Например, лезгины в селениях Ахты, Курах, Касумкент с большим успехом ткали ковровые изделия. Аварцы из Хунзаха, селения Цада, Гергебиль славились производили безворсовые ковры. Даргинцы из селения Леваша ткали шерстяные паласы. Кумыки, проживающие в селениях Буглен, Каякент, Дургели изготавливали войлочные ковры и узорчатые шерстяные паласы.

Виды ковров. По технике изготовления дагестанские ковры бывают четырех видов: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.

Безворсовые ковры:
  1. Сумах. Сумахи отличаются большой оригинальностью, высокими утилитарными и художественными качествами. Ими застилают пол, и поэтому они обычно делаются большого размера. Сумахи выполняются способом попарной обвивки нитей основы композиционной ниткой в виде "косичек" и проведения утка между ними. Сумах очень плотен, не собирает пыли, в то же время мягок и пружинист, благодаря "подковровому" нижнему слою, который образуется благодаря выпускаемым наизнанку концам композиционной нитки. В прошлом на сумах можно было выменять хорошего коня или корову. Узор: сложный и чаще всего геометрический, иногда с растительными, зооморфными и антропоморфными элементами. Цвет: теплые сдержанные тона — кирпично-красные, охристо-золотистые на темно-красном или синем фоне.
  2. Килим. Одним из самых знаменитых и часто применяемых вариантов являются безворсовые ковры килимы. Это широкие по своим размерам изделия, которые имеют одну сторону, выполненную из мягкого волокна. Они  не имеют ворса и очень приятны на ощупь. Такой первый ковер был сделан несколько веков назад в арабских странах. В Дагестан килим попал благодаря туркам и вошел в обиход многих жителей. В отличие от дорогого сумаха, килимы были более доступны по цене. Узор: многократно повторяющийся шестиугольный медальон.  Цвет: насыщенная палитра — синий, красный, оранжевый, белый, оливковый и другие.
  3. Давагин. В предгорных и горных районах Центрального Дагестана изготовляется гладкий ковер, называемый "давагином" у аварцев и "думом" у кумыков, имеющие сходный орнамент. Подобные ковры -— непременный атрибут аварского или кумыкского дома. При сравнительно небольшой ширине они имеют большую длину (до 6-7 м.), закрывая две или даже три стены жилища. Композиция таких ковров достаточно устойчива. Обычно, на синем фоне в один, два или три ряда в шахматном порядке располагаются красные медальоны. 
  4. Супрадум. Одним из интереснейших видов безворсового дагестанского ковра является т. н. "супрадум". Техника его аналогична технике давагина. Производились они в с. Чиркей и обычно имели до 5-7 м длины. Орнамент супрадума отличается своеобразной композицией. Обычно на красном или темно-бордовом поле располагается в ряд несколько синих 8-угольных медальонов с небольшим "озерцом" в центре каждого. Основное поле и медальоны заполнены антропоморфными фигурами, разнообразными архаичными знаками, растительным орнаментом. Узор: три–пять крупных восьмиугольников, заполненных орнаментами зооморфного, антропоморфного характера и мелким геометрическим узором. В центре восьмиугольника — округлый медальон с заполнением, похожим на декор поля. Поле окаймляет бордюр с повторяющимся растительным или геометрическим элементом.
  5. Чибта. В аварском селении Урма Левашинского района издавна изготовлялись узорные циновки "чибта" - очень своеобразный вид изделий, не имеющий аналогов в других районах Дагестана. Эти циновки урминские мастерицы плели из тонкой и прочной болотной осоки. Основой служит грубая некрашеная шерсть или хлопчатобумажная нить, а для узора используется крашеная шерстяная пряжа. На золотистом фоне осоки мастерица помещает рисунок, напоминающий "рукъзалы" давагинов темно-красного, синего или оранжевого цвета. Контур фигур подчеркивался каймой черного цвета. Чибтой обычно покрывали пол, но иногда их использовали как подстилку под ворсовые ковры для большей сохранности последних. Узор: крупные симметричные геометрические элементы в форме треугольников, зигзагов со ступенчатыми формами и рогообразными мотивами. Цвет: фон желтого оттенка, узор из бордового, терракотового, голубого цвета, черный контур.
  6. Кайтагские ковры. Кайтагские мастерицы вышивали не забавы ради. И не на продажу. Полотна, расшитые шелковыми нитями, сопровождали человека на протяжении всей жизни. В колыбели ребенка была подушка с вышивкой — в качестве оберега. Затейливо украшенное полотно непременно находилось в приданом невесты. Узор: кайтагская вышивка напоминает наскальные древние рисунки — сплошные символы. Почти в каждой работе есть круг или овал, означающие солнце и вселенную. Цвет: фон желтого оттенка, узор из бордового, терракотового, голубого цвета, черный контур.
Ворсовые ковры: В Дагестане существует несколько центров ворсового ковроделия. И хотя ворсовые ковры средней и низкой плотности для собственных нужд ткали и на кумыкской плоскости, и в центральном нагорном Дагестане у аварцев, но только южно-дагестанские (табасаранские) ковры получили международное признание. С ворсовыми коврами у южнодагестанских народов связано много поверий и красивых традиций. Во многих селениях для продолжения рода по готовому ковру пускают походить маленького мальчика, надеясь, что по этому ковру будут ходить и его внуки. И если в семье много девочек, значит там будет много ковров, будет и достаток.
По орнаменту в свое время была проведена классификация дагестанских ворсовых ковров, и были выделены 11 основных типов ковров, получивших название по наименованию населенного пункта, где вырабатывались ковры с характерным для данной местности орнаментом. В Южном Дагестане можно выделить восемь основных типов южно-дагестанских ворсовых ковров — три лезгинских ("ахты", "микрах", "касумкент"), рутульский ("рутул"), дербентский ("Дербент") и три табасаранских ("рушуль", "хив", "табасаран").
К северной группе ворсовых ковров относятся: аварские "Тлярата", кумыкские "Дженгутай" и "Казанище". На данный момент эта классификация немного устарела, и приемлема, в основном, к старым коврам, а не к современным. Сейчас не наблюдается такого жесткого орнаментального разграничения, и в Южном Дагестане в ковровых центрах производятся ковры любого рисунка.

Войлочные ковры. Войлочное ремесло — один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.
  1. Арбабаш. Наиболее популярными войлочными коврами в Дагестане до недавнего времени были т.н. "арбабаши" . Арбабаш изготовлялся из двух или нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: синий, красный, серый, фиолетовый и т.д. Войлоки обычно накладываются один на другой и по трафарету прорезается намеченный орнамент. Затем орнамент одного цвета вшивается встык в фон другого, в конечном счете, получается два арбабаша с одинаковым рисунком, но разного цвета. Узор: плавные изображения растений. Цвет: контрастные сочетания красного, синего, белого, черного, серого. Белая тесьма по контуру.
  2. Кийиз. Особую роль играли войлоки в жизни ногайцев, ведущих до начала ХХ в. кочевой образ жизни. Войлоки у ногайцев служили стенами юрт, натягиваясь на их деревянный остов, а внутри жилища - подстилками, заменяющими мебель. Широко войлок использовался для изготовления одежды, обуви и различных бытовых предметов - сумок, торб и т.п. Узор: геометрические, растительные, зооморфные и предметные элементы, изображения родового символа. Лакцы использовали ромбы и перекрещивающиеся полосы. Цвет: белый, черный, серый, коричневый фон. Узор вышит яркими нитями голубого, желтого, белого, черного, оранжевого цвета.
  3. Сначала такие предметы были только в домах зажиточных граждан, и отсутствие их считалось признаком нищенства и неопрятности дома. Поэтому каждый старался приобрести такую диковинку и похвастаться гостям. Это был дорогостоящий экземпляр, который имел уникальный рисунок, повторить который нельзя. Ткачи применяли только ручную работу, что занимало от нескольких месяцев до нескольких лет. Сырье сушили по специальной технологии, проветривали при определенной температуре, дабы достичь высокого уровня надежности. В качестве инструмента для производства ковров применялись деревянные станки, состоящие из двух опор и одной перекладины, на которые наматывались нити. Стежки всегда имели небольшой формат, но очень плотно прилегали друг к другу.



checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"