Ученые обнаружили источник тяжелых элементов в ранней Вселенной

Ученые обнаружили источник тяжелых элементов в ранней Вселенной

Исследуя миллиарды звезд в нашей Галактике, ученые научились узнавать их возраст, выявлять их химический состав и классифицировать их. Это помогает лучше понять, как развивалась Вселенная. Но иногда ученым попадаются загадки вселенских масштабов, передает Хроника.инфо со ссылкой на 24 Канал.

Странной оказалась звезда возрастом около 13 миллиардов лет, которая имеет хорошее название SMSS J200322.54-114203. 3 (Далее – SMSS 2003-1142). Исследуя ее, ученые обнаружили, что концентрация металлов в SMSS 2003-1142 в 3 тысячи раз ниже, чем у Солнца. В то же время с этим, концентрация некоторых металлических элементов у звезды больше, чем у других звезд ее возраста. Речь идет про цинк, европий, уран и, возможно, золото. Астрономы объясняют такой интересный феномен взрывом гиперновой звезды много миллиардов лет назад.

Что такое «металлы» в астрономии?

Металлы в астрономии – это все химические элементы, кроме гидрогена (водород) и гелия. В свою очередь понятие «металличность звезды» – это отношение содержания у звезды металлов к содержанию гидрогена.

Детали исследования

Первое поколение звезд в основном состояло из водорода и гелия. Более тяжелые элементы, металлы, появились только после того, как эти звезды прожили свою жизнь, превратились в сверхновые и коллапсировали в нейтронные звезды или черные дыры. Когда эти нейтронные звезды сталкиваются и сливаются, то может образовываться еще больше тяжелых элементов.

Второе поколение звезд образовалось уже с металлами, которые возникли во взрывах сверхновых и слиянии нейтронных звезд. Именно такой является «наша» звезда SMSS 2003-1142. Странность в том, что в других звездах второго поколения концентрация металлов больше. Но в то же время концентрация тяжелых элементов меньше. И общепризнанного источника цинка, европия, урана и золота – слияния нейтронных звезд – недостаточно для объяснения их присутствия в SMSS 2003-1142.

Гиперновая

Гиперновая звезда – это фактически сверхновая звезда, которая имеет массу от 20 масс Солнца. Более того, гиперновая, которая смогла образовать нужное количество элементов для SMSS 2003-1142 тоже была не классической.

Ученые рассчитали, что «наша» звезда образовалась из остатков гиперновой звезды, которая имела массу около 25 Солнц. Кроме того, она должна была быстро вращаться и имела очень мощное магнитное поле. Впервые со времени открытия гиперновых удалось обнаружить сочетание быстрого вращения и сильного магнетизма.

Исследование предполагает, что описанный механизм мог быть важным источником тяжелых элементов в ранней Вселенной. Изучения других звезд с химическим составом, который отличается от расчетного, поможет получить больше информации.