ЧЕЧНЯ. Чечня в период Кавказской войны, особенно в период Имамата Шамиля (1840-1859 гг.), играла ключевую роль как в военно-политических планах имперского кавказского командования, так и в системе созданного имамом Шамилем государственного образования.
Известный историк Моше Гаммер пишет: «Чечня занимала важное стратегическое положение, и там больше думали о наступательной тактике. Долго воевавшие на Кавказе генералы считали Чечню одновременно бастионом Шамиля и его ахиллесовой пятой. На нее приходилась львиная доля поставлявшегося во владения Шамиля продовольствия, и оттуда же поступали лучшие бойцы армии имама. Кроме того, Чечня прикрывала «мягкое подбрюшье» Дагестана (хотя этот момент не был должным образом оценен русскими еще целое десятилетие). Лишить имама такой опоры означало больше чем наполовину обеспечить победу над ним».
По всей видимости Шамиль раньше русских генералов осознал значение Чечни и предпринимал необходимые меры для ее обороны. С этой целью в равнинных районах Чечни, не имевшей других естественных преград, кроме лесов, создавались укрепленные пункты, известные по русским источникам как «капу» (чеч. гIап - крепость). Как пишут И.Ю. Крачковский и А.Н. Генко, «искусственные укрепления, с валом и частоколом, назывались в Чечне в эпоху Кавказской войны «капу» (rsp. «копу»), что означает, собственно, «ворота». Смысловой переход от значения «ворота» к значению «укрепление», «редут» легко объясняется условиями местности: чеченские укрепления воздвигались почти исключительно в проходах, будь то на равнине (в лесных просеках) или же в горах (в ущельях), и заменяли в известном смысле ворота».
Укрепленные пункты, являвшиеся сборными пунктами ополчения и заслонами на наиболее вероятных путях движения противника, в Чечне создавались еще задолго до Шамиля. Так, например, в 30-х гг. XIX в. при Ташу-хаджи такие пункты были известны в районе сел. Мескеты, Саясан, Зандак, Казбек-Юрт, Майртуп, Устар-Гардой и др.
Наиболее деятельным строителем подобных укреплений при имаме Шамиле был Юсуп-хаджи Сапаров из сел. Алды, получивший даже прозвище Кала-хаджи, т. е. «хаджи крепостей». Как известно, Юсуп-хаджи получил в свое время хорошее образование в Египте и там же поступил на военную службу к правителю-реформатору Мухаммеду Али Египетскому. Уже будучи в возрасте он уехал на историческую родину и в 1843 г. он был назначен наибом Малой Чечни.
Гаджи-Али писал о Юсупе-хаджи: «Он обладал знаниями, неизвестными до того времени никому в Дагестане. Он хорошо знал все науки и в особенности – математику и архитектуру. Когда Шамиль увидел его громадные знания, то приказал мне учиться у него математике и архитектуре…». Юсуп-хаджи Сапаров был инициатором составления кодекса законов - т.н. «Низама Шамиля», а также составил карту Имамата.
Для обороны создаваемых укреплений назначались гарнизоны, которые по уставу были «обязаны держаться стойко и до последней крайности против неприятеля». Также «наибы не должны уходить из мест, которые охраняют, без разрешения имама или его векиля. – Виновный наиб записывается в низам (т. е. в рядовые)».
Кроме того, с 1843 г. Шамиль руководствовался мыслью «вооружить артиллериею все сколько-нибудь важные пункты немирного края». «Гарнизон должен быть обеспечен всем продовольствием по числу людей. Для сего в каждом укреплении устроены магазины [склады] сбором десятой доли с запасами всякого рода».
Крепость ауховского наиба Гойтемира – Гойтемир-Капа – находилась выше сел. Ярык-Су-Аух. Крепость была окружена глубоким рвом, а подходы к нему были укреплены завалами и башней. Недалеко от с. Кишень-Аух, на правом берегу реки Яман-Су, располагалась также другая капу. Еще одна капу – ШоIайпан гIап – находилась восточнее современного с. Бачи-Юрт: «От Куринского [укрепления] до вершины хребта [Качкалыковского] была проложенадорога и по сторонам вырублен лес. Этот проход постоянно наблюдали и сторожили чеченцы, а за Мичиком, против него, находилось капу, т. е. укрепление с небольшим гарнизоном и вооруженное одним орудием».
После ее разрушения в 1855 г. в Майртупском лесу наибом Эски была построена другая капу – Кала-Юрт.
В 1850 г. на дороге, ведущей к Шали, было построено еще одно укрепление, известное по русским источникам как Шалинский окоп. Кроме того, известны еще СаIдуллин гIап (в 2-3 км к юго-востоку от с. Мартанчу) и ТIелхиган гIап (недалеко от с.Сержень-Юрт). Местопребывание Ахверды-Магомы в Закан-Юрте, судя по всему, также было укреплено.
Урочище южнее села Гехичу, известное как Тарам Iийна меттиг, связано, по всей видимости, с наибом Тарамом, возглавившим в 1847 г. Сунженское наибство.
После гибели в июне 1843 г. Ахверды-Магомы находившееся в его оперативном управлении наибство Малой Чечни реорганизуется: «К наибству Малой Чечни при Ахверды-Магома причислены были и шатоевцы. Ныне шатоевцы отчислены от Малой Чечни и с чарбилоевцами составляют особый округ».
Возглавить новое наибство Шамиль поручил Дубе, который вскоре построил собственный капу – на северо-восточной стороне совр. с. Дуба-Юрт находится урочище Дубин гIап лаьттинчу.
Впрочем, не все источники, связанные с деятельностью имама Шамиля в Чечне введены исследователями в научный оборот. Например, большая арабоязычная хроника современника Шамиля (с материалами по Чечне) издана востоковедом Т.М. Айтберовым и историком Кавказской войны Ю.У. Дадаевым .
Таковы вкратце имеющиеся на сегодняшний день данные о системе укреплений, созданной в Чечне в период имамата Чечни и Дагестана
Авторы:Демелханов Сулейман Магомедович - старший научный сотрудник Центра нахских исследований ЧГПУ
Оздамирова Элиза Мусатовна - кандидат исторических наук, старший преподаватель ЧГУ
checheninfo.ru